Рубрика «Радиолекторий»
Цикл передач
доктора филологических наук, профессора Международного Университета природы, общества и человека «Дубна»
Светланы Шешуновой
В лесах и на горах: мир Мельникова-Печерского
В эфире: с 9 сентября 2015 г., по средам, в 21:40
Чиновник, который прославился как краевед. Дворянин, который реабилитировал в литературе мир купечества. Автор отчета министерства внутренних дел, подтолкнувшего реформы Александра II. Автор романной дилогии «В лесах» и «На горах», которую называли настольной книгой для исследователей русской народности. Всё это – Павел Иванович Мельников-Печерский. Широкие этнографические познания, богатейший язык, поэзия традиционного быта соединяются в его творчестве с вечными духовными вопросами: какие подмены подстерегают искателя праведности и как в своей повседневной жизни быть христианином.
Цикл передач состоит из 17 лекций.
В музыкальном оформлении использовано вступление к опере Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже».
Предлагаем вашему вниманию анонсы первых лекций.
Лекция 1
П.И.Мельников – краевед
За несколько лет до того, как Мельников поступил в Казанский университет, там властвовал попечитель Казанского округа Михаил Леонтьевич Магницкий. Он пытался построить преподавание всех дисциплин на началах благочестия. Поэтому из программы было изъято, например, римское право; его обязательно изучают юристы по всей Европе, но оно ведь не православное, так что в Казани его отменили. На деревянных кафедрах, с которых профессора читали лекции студентам, золотыми буквами были выведены изречения царя Соломона и апостола Павла, например: «В злохудожну душу не войдет премудрость». А провинившиеся студенты должны были стоять на паперти и каждому идущему на богослужение кланяться и просить помолиться о нем, грешном.
Во времена студенчества Мельникова это всё было уже в прошлом, но оставались следы в душах людей. Процитирую воспоминания Павла Ивановича: «Много в наше время сохранилось преданий о Магницком, стремившемся обратить университет в монастырь; много было знакомых, вышедших в его время из университета и получивших медали «за благонравие и преклонность к церкви». Но вот каковы были плоды: все до единого, сколько ни знал я их, были отъявленными безбожниками и притом циниками либо спивались с круга».
Лекция 2
П.И.Мельников – чиновник
В предыдущей лекции мы остановились на том, как Владимир Иванович Даль придумал Мельникову литературный псевдоним «Андрей Печерский» (неудобно же было чиновнику печатать статьи под своим именем). Дружба Даля и Мельникова сложилась естественно; оба в то время служили в Нижнем Новгороде чиновниками, оба интересовались этнографией и языками (Даль знал двенадцать языков), объединяла их и особая любовь к русскому языку в его живом, неформальном обличье. И, конечно, Мельникова, который с детства знал наизусть «Полтаву» и «Онегина», пленяло, что Даль был другом Пушкина.
Владимир Иванович сыграл в его судьбе еще одну важную роль: он рекомендовал Павла Мельникова как знатока Раскола министру внутренних дел графу Перовскому, которого хорошо знал, так как раньше возглавлял его особую канцелярию. Мельников был зачислен в министерство внутренних дел и отправился в Петербург. Он был этим горд и понимал, что отныне должен оставить всякие молодежные клубные похождения, за которые его бранила жена Даля, Екатерина Львовна. Из Петербурга он писал: «Бог и тут был ко мне милостив: меня принимают за человека солидного и положительного, которому можно поручить всякое дело». И большое, серьезное дело ему было вскоре поручено…
Лекция 4
Рассказ «Гриша»: проблема подмены святости
Гриша алкал подвига во имя Божие – и во имя святости стал грабителем и убийцей. Он искренне убежден, что этим служит Богу и противостоит антихристу. Дореволюционный критик Измайлов увидел в этом персонаже Мельникова-Печерского портрет очень значимых черт национального характера; он писал, что здесь русская душа предстает как «слепой Самсон, которого первый встречный может привести к обрыву». Самсон ведь богатырь. И Гриша имеет в себе огромные силы, могучую способность к терпению, к самоотвержению, к подвигу. Но всё это потрачено не просто впустую – это потрачено во зло, страшное зло. Как писал о рассказе «Гриша» Михаил Дунаев, это не просто история из жизни старообрядцев, а «пророческая притча, не услышанная современниками».
Почему же Гриша оказался так беззащитен перед этой подменой, перед лже-старцем Ардалионом?..
Лекция 5
Мельников-Печерский – родоначальник темы града Китежа в русской литературе
…Вот так повествует Мельников-Печерский о вере своих персонажей в невидимый град Китеж. Еще раз подчеркну, что все эти персонажи – старообрядцы: они вне Церкви, к которой принадлежал сам писатель. И в реальной жизни легенда о граде Китеже бытовала только в старообрядческой среде – со времени своего возникновения, в восемнадцатом веке, и на протяжении века девятнадцатого. Но благодаря популярности романа Мельникова-Печерского «В лесах» об этой легенде узнали, ею заинтересовались и другие люди, к старообрядчеству не принадлежавшие. И эта легенда в русской литературе, в русской культуре зажила своей жизнью.
В 1913 году богослов и литературовед Сергей Николаевич Дурылин опубликовал книгу под названием «Церковь Невидимого Града. Сказание о граде-Китеже» и в ней провозгласил Китеж (цитирую) «верховным символом русского народного религиозного и философского сознания».
Как мы только что видели, это сознание нередко оказывается не просто внецерковным, но и антицерковным.
После революции образ Китежа приобрел в русской литературе и новые смыслы. Но об этом мы поговорим уже в следующий раз.
См. также:
А.Солженицын
И.Шмелев
Толкин и Льюис
М.Горький
Джамбул
Д.Бедный
Н.Чернышевский
В.Маяковский