6+

Древнейшей русской иконе апостолов Петра и Павла – тысяча лет

Репортаж Екатерины Степановой

Древнейшая в России икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новгородском музее-заповедник

Эфир 12 июля 2018 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

 

Одна из самых древних русских икон с изображением святых первоверховных апостолов Петра и Павла хранится в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике.

 

Рассказывает Юлия Борисовна Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи музея:

 

«Это древнейшая икона в нашем собрании и одна из древнейших сохранившихся икон. Первоначально она принадлежала к убранству Новгородского Софийского собора. Вскоре после завершения строительства в 1050 году – известно, что храм не был в течение нескольких десятилетий расписан, – несколько таких монументальных образов служили единственным живописным убранством храма.

 

Исследователи предполагают, что первоначальному убранству принадлежали образы Спасителя, образ Богоматери, образ верховных апостолов и, возможно, икона с изображением воина, это мог быть святой Георгий, или могло быть изображение Архангела Михаила, покровителя воинства, покровителя княжеской власти.

 

 

До нашего времени сохранились иконы: Спаса — «Спас царя Мануила», или Спас сидящий на престоле, но эта икона в грозненское время была вывезена по повелению Ивана Грозного из Новгородского Софийского собора в Москву в Успенский собор; икона сохранилась, но изображение было полностью переписано в конце XVII века; и в первоначальном виде сохранилась икона с изображением апостолов. Она тоже была вывезена Иваном Грозным в 1561 году в Москву. Ну, это известная политика царя, который собирал все древности, святыни в столице. Но затем в 1572 году ее вернули в Новгород, и она вновь заняла свое место в иконостасе Софийского собора.

 

Затем эта икона была вывезена в Германию, но была возвращена. Долго после возвращения из Германии она находилась в Москве на реставрации. Василий Осипович Кириков ее реставрировал, и тогда с иконы впервые сняли украшавший ее серебряный чеканный оклад, который вы видите рядом с иконой.

 

Сейчас даже странно себе представить, что вот эта живопись, древнейшая живопись середины XI века, драгоценная живописная поверхность была полностью закрыта серебряным окладом. Открытыми оставались только лики, кисти рук и ноги апостолов. И вы видите, что уровень грунта немного отличается, т.е. икону поновляли, не снимая оклада: вырезался грунт по контуру оклада, наносилось новое живописное изображение. Это можно видеть по ликам – они немного ниже уровнем. И в этой иконе ценность в том, что живопись под окладом ни разу не тронута рукой поновителя. Она была закрыта окладом сразу же после написания, и оклад впервые сняли только в XX веке, представляете! Повторно она реставрировалась уже в начале 2000-х годов. Перед открытием обновленной экспозиции ее отправили на реставрацию в ГНИИР. Юрий Александрович Рузавин, к сожалению, он не так давно умер, он был ведущим мастером, реставратором древнерусской живописи, и он ее окончательно повторно реставрировал. Здесь можно сравнить оставленные участки. Она была такая вот грязная, темные участки это паволока, смола, копоть – многовековые наслоения. Он все это вытянул, убрал, клей, грязь всю эту, т.е. он максимально-максимально открыл, очистил эту первоначальную живопись.

 

 

Конечно, она фрагментарной сохранности, но эти фрагменты действительно бесценны. Представляете, эта живопись – середина XI века. Очень красивые цвета, краски. Здесь использованы самые дорогие привозные краски. Эта икона свидетельство близости киевского, новгородского князя с Византийским двором, а архиепископа с патриаршим. Это образец византийской лучшей столичной константинопольской живописи. Т.е. лучшие образцы попадали сюда на самых ранних этапах развития и христианства, и искусства на Руси.

 

Очень красивый синий цвет. Здесь использован натуральный пигмент азурит, привозной. Это натуральный ультрамарин. Причем хитон у апостола Павла и хитон у апостола Петра одного и того же пигмента, но у Павла он больше с белилами, т.е. такого небесно-голубого цвета, а Петра более насыщенного цвета.

 

Обратите внимание на пропорции. Это образы, которые напоминают образы античных ораторов. У них совершенно свободная постановка фигур, очень правильные, аристократически вытянутые пропорции, очень свободные жесты, они обращаются друг к другу, это беседа двух философов, двух богословов, эти ораторские жесты… Совершенное владение рисунком, композицией. Здесь нет фона, никакого намека на фоновые изображения, и в то же время ощущается пространство, глубина. Просто нейтральный золотой фон, но за счет объемности, за счет постановки, разворота фигур, чувствуется этот объем.

 

Обратите внимание, как совершенно переданы ткани. Вот это ощущение тонких, каких-то струящихся, античных одеяний с мелкими складочками, передает и ощущение объема, пластичности, гибкости линии. Это просто высочайший аристократический образец в лучших традициях именно константинопольской иконописи, константинопольского искусства.

 

Легкость, сияние, прозрачные краски… Представляете, тысяча лет иконе, а они совершенно не изменились. Посмотрите, какое сочетание – голубой, розовый… Вот гиматий – он от белого в вишневый, т.е. вся палитра, все нюансы и гамма оттенков она здесь. Очень красивый киноварный, киноварь очень мягкая, сияющая в сочетании с золотом – Евангелие в руках у Павла. Желтый цвет гиматия какими-то переливами от желтого в оливковый. Необыкновенно красивы эти нюансы и переходы цвета.

 

 

Очень трудно передать фотографией. Почему-то на фотографиях обращаешь внимание как раз на утраты, дефекты, фрагментарность. В некоторой мере слайд передает впечатление, когда светом рисует, т.е. слайд немного передает ощущение светоносности образа, но в фотографии оно почему-то пропадает».

 

Икона, которой тысяча лет… Конечно, в мире до наших дней дошли и более ранние иконы, но, учитывая, что Крещение Руси произошло не намного раньше, чем была написана икона, памятник этот тем более драгоценен. Безусловно, стоит съездить в Новгород даже только ради того, чтобы увидеть эти удивительные образы святых апостолов, под чьим покровительством находится наш город, а один из главных храмов и символов города носит их имя.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru