Прямой..." />
Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Прямой эфир: 9 февраля 2014 г. АУДИО В КОНТАКТЕ
День памяти новомучеников и исповедников Российских: почему у нас нет стойкого иммунитета против возврата в сталинские времена? Как Церковь относится к тем, кто пытал, мучил, расстреливал людей? Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции 1917 года? Какое общество мы строим сейчас?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и главный редактор радио «Град Петров», настоятель храма во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы протоиерей Александр Степанов.
Протоиерей Александр Степанов: Сегодня День памяти новомучеников и исповедников Российских. В нашей епархии большой выезд на Левашовскую Пустошь, туда отправились большие автобусы из Князь-Владимирского собора, Феодоровского собора, храма Иконы Всех Скорбящих Радость – традиционно идут по несколько автобусов от этих храмов, и многие прихожане из других храмов сами по себе или организованно там побывают, и сейчас уже там прошла панихида по всем невинно убиенным. Это очень важный день, поздравить с этим днем сложно – с одной стороны, за тех, кто уже пострадал, засвидетельствовал и у Бога принят, конечно, ликуем. А если взглянуть на нашу страну, на то, как же это могло произойти и что с нами случилось – то для ликования поводов нет никаких.
Наша страна не имеет серьезного противоядия от возврата к тем временам, мы все это прошли, но не слишком это все прочувствовали и пережили. Сегодня довольно сильны настроения в обществе, что в сталинское время было много хорошего, и огрехи-то были – так, ничего особенного. Но Церковь свидетельствует, что порядка 130 тысяч священнослужителей были просто уничтожены, расстреляны, а в общем – это миллионы людей, может быть, десятки миллионов пострадали, подверглись тем или иным преследованиям и репрессиям. И сегодня нет уверенности, что это в той или иной мере не повторится, при таком давлении власти на общество – всё может произойти.
Александр Крупинин: Меня тоже удивляют такие мнения: «Ну и что, что был Сталин, зато мы создали такую страну, победили в войне», и прочее. Здесь неправильное понимание ценности разных понятий, ведь христианство говорит, что личность в первую очередь ценна для Бога, а не все эти левиафаны – государства, империи, которые ничего не стоят в глазах Божиих.
АС: Конечно, а не вавилонские башни, которые мы воздвигаем. И меня не так пугает, когда так говорят в атеистическом обществе, но когда в Церкви слышишь такого же рода суждения – это ужасает. Что же это за Церковь у нас, кого мы воспитали, кого мы воспитываем сейчас, если люди так мало усвоили из Евангелия. Этот день не только ликования о том, что у нас так много святых мучеников, но это день очень глубокого размышления о нашей церковной жизни и тех ошибках, которые, несомненно, были, и о том, как нам надо жить сегодня в Церкви, к чему стремиться, к чему призывать.
Вопрос слушателя: В парке Лесотехнической академии есть памятник красноармейцам, активным участникам Октябрьской революции, там они похоронены. Как Церковь относится к палачам, которые мучили, убивали, издевались над людьми?
АС: Если это были люди крещеные и совершившие преступления – Церковь все равно о них молится. Тут есть о чем молиться и пытаться спасать их души, если это возможно. Церковь никогда не проклинает конкретных людей, даже совершивших тяжелые преступления. Очень важно, конечно, назвать то, что эти люди делали, своим именем. В Евангелии сказано «благословляйте проклинающих вас, возлюбите врагов ваших», и мы знаем такие случаи, когда новомученики благословляли своих мучителей и умирали со словами Христа на устах: «Отче, прости им, ибо не ведают, что творят». Тем меньше у нас права иметь какое-то иное отношение к этим людям. Это заблудшие люди, они действительно не понимали, что они творили, находились в каком-то страшном помрачении. Конечно, они несут перед Богом ответственность за содеянное, но не мы им судьи, и Церковь ничего другого не может сказать, кроме как молиться о прощении их страшных грехов.
АК: Церковь осуждает грех, но молится за грешников. А в городе много таких памятников, и это вносит нечистую струю в общество. До сих пор и памятники Ленину стоят, и улицы с названиями в честь большевиков, коммунистов есть по всей стране.
АС: Памятник – это некоторый символ чего-то хорошего, доброго, чему нас призывают подражать, а подражать действиям тех, кто был палачами, более чем странно. Нельзя говорить, что все, кто были в Красной армии, были палачами. Нет, конечно, шла гражданская война, и в рядах красноармейцев оказывались люди, насильно мобилизованные (например, бывшие офицеры царской армии, которых призвали на службу военспецами). Там были разные люди, много было и таких, которые искренне считали, что революция – это хорошо, но не участвовали сами в казнях, расстрелах заложников. Этим занималась в основном ЧК. Так же, как во Вторую мировую войну, мы можем говорить, что немцы совершили страшные преступления, но все-таки нужно дифференцировать. Нюренбергский процесс не приговорил всю нацию к повешению, а выделил военных преступников, ответственных за уничтожение мирного населения. Так и здесь: памятник просто красноармейцам – не уверен, что его надо сносить в первую очередь, но, может быть, надо поставить рядом памятник белогвардейцам. Но памятники лидерам, которые заварили всю эту страшную кашу в России, которые вели и направляли, те, кто подписывали расстрельные списки, те, кто сами принимали участие в этом – вот кому памятников быть не должно! Они, несомненно, являются преступниками, но это – в моем понимании, в понимании наших коллег на радио и еще какого-то количества людей, а для страны в целом – это не так. У нас не было никаких Нюренбергских процессов, не было никакого судебного разбирательства того, что происходило в то время. У нас произошли реабилитации некоторых людей: признали, что они были невинно осуждены. А те, кто их осуждал, кто их расстреливал? Нужно назвать эти имена, и не просто назвать, а должен пройти процесс, и они должны быть объявлены преступниками против человечества, на государственном уровне. У нас был процесс в 90-е годы над КПСС, но он был какой-то невнятный, и не хватило тогда энергии, чтобы запретить коммунистическую партию, потому что эта партия была преступная, но это не было доведено до конца. А это было очень важно. Тогда бы мы поставили на этом крест, и сегодня мы бы жили в другой стране. Это надо было бы сделать не только в виде процесса, надо было об этом написать в школьных учебниках. И тогда дети, которые сегодня уже взрослые, были бы уже воспитаны на том, что так нельзя. Нельзя власть узурпировать, нельзя одному человеку сосредотачивать слишком много власти в своих руках, нельзя произвольно подминать под себя судебную систему, делать из правосудия инструмент исполнительной власти, и так далее. Все это может приводить к тяжелым последствиям в будущем.
АК: Мне кажется, что проблема заключается в менталитете народа.
АС: Менталитет – это какие-то определенные предпосылки, почва, но на эту почву можно все-таки что-то сеять, какие-то зерна, и заниматься воспитательной работой. В общем, продолжить курс, который был взят в имперской России – на то, чтобы сделать более или менее цивилизованное государство. К сожалению, этот проект не удался.
Вопрос слушателя: Каких бы вершин достигла Россия, если бы не было революции?
АС: Когда страна живет прочной, основательной жизнью, ее достижения не теряются в короткий период. Процветание страны зиждется не на достижениях науки и техники, а на развитии самосознания граждан, прежде всего, на людях: чем они живут, что они думают о своей стране, насколько они чувствуют себя единым целым, насколько выстроена система отношений между властью и обществом, между людьми (горизонтальные связи), насколько правильно организована власть, чтобы обеспечить это равновесие в обществе. Этого, конечно, не было в советское время, но этого не было и в дореволюционное время, к сожалению. Революция показала, что этого не было. Но в имперский период Россия все-таки последовательно шла к тому, чтобы этого равновесия достичь. Были реформы Александра II, и хотя все эти реформы запаздывали, шли неоднозначно, но в целом страна двигалась в очень правильном направлении. К сожалению, произошел этот сбой – революция. Мог он не произойти? Наверное, мог бы, при более благоприятном стечении обстоятельств, абсолютного детерминизма не было в том, что произошло в 1917 году. Но это произошло, и дальше мы опять вступили в полосу не строительства своего основательного дома, а направили все силы, всю свою энергию для того, чтобы достичь внешней гегемонии, основная идеология нашей страны была достаточно агрессивна. А внутреннему выстраиванию своей жизни, к сожалению, внимания не уделялось никакого. Все строилось по очень простой, военно-казарменной схеме, и те, кто думают что-то свое, другое, должны были быть просто уничтожены, убраны с этой территории. Это путь в никуда. В постперестроечное время делались попытки выстроить что-то новое, но тоже страшно непоследовательно. А сегодня как будто бы опять решают, что проще в такую военно-казарменную, советскую схему вернуться – безмолвствующего народа и сильной власти. Понятно, что это ментально кого-то устраивает.
АК: Это должно как-то быть обосновано идеологически.
АС: Да, мы должны поставить внятные цели: что мы хотим, какое государство мы хотим построить. Объяснять людям, опять-таки со школы, как оно устроено, как оно будет функционировать. Это очень долгий процесс, а время уже сильно упущено. Развитые страны это уже давно отстроили, они, может быть, даже теперь теряют то, чего они достигли, в общем, загнивают, но так медленно, что глазу почти незаметно. Поражает стабильность их жизни, при всех сложностях, которые естественно возникают – экономические, политические, но есть какая-то основательность. Пирамида стоит на широком основании, а не на кончике. Мы же опять строим какую-то пирамиду, которая стоит на своем острие и в любой момент может завалиться.
Текст: Н.М. Лукьянова
18 ноября радио «Град Петров» отмечает свой день рождения. Позвоните в прямой эфир с участием главного редактора и расскажите свою историю встречи с радио «Град Петров»! |
3d панорама храма Анастасии Узорешительницы |