Подарите на Пасху своим близким ссылку на скачивание радиопрограмм или видеолекций.
Такой подарок Вы можете найти на Сервисе скачиваний и отправить адресату по электронной почте.
Кроме передач на тему Пасхи, Вы можете подобрать подарок из других рубрик, ориентируясь на интересы того, кому Вы его собираетесь отправить. Или выбирать передачи по авторам.
Мы рекомендуем:
Особый строй пасхальных богослужений определяется, в частности, и тем, что состоят они большей частью из удивительных, светлых, ликующих песнопений, которые Церковь собирает в свою сокровищницу с первых веков христианства и по сей день. Потому наш пасхальный сборник из серии «Православные посты и праздники» тоже наполнен звучанием песнопений, славящих Воскресение Христово. И эти песнопения так созвучны размышлениям святых отцов, богословов и философов об особых днях Светлой седмицы и всех пасхальных седмиц и о том, о чем благовествуют нам эти дни — о смысле и сути нашей веры и нашего упования.
Постараться понять Святое Святых Церкви, службу, в которой бьется ее сердце, в которой навеки выражена и каждый раз выражается и исполняется сама ее сущность и назначение ее на земле, это значит постараться понять само христианство.
Протоиерей Александр Дягилев и Екатерина Степанова продолжают знакомить нас со значением различных слов от А до Я, терминов, понятий, которые встречаются нам в церковной жизни, в молитвах, в богослужении, в церковном обиходе.
Полный годовой цикл молитвенных правил православного мирянина.
Пасхальные темы в программе «Вестники свободы».
Цикл передач под общим названием «Святые отцы богословы» открывает серия передач, посвященных святителю Иоанну Златоусту. Из знаменитых отцов Церкви, пожалуй, самый знаменитый – Иоанн Златоуст. Во-первых, потому что он назван Златоустом. Во-вторых, потому что его именем названа Литургия. В-третьих, он – самый известный толкователь Евангелия. В-четвертых, каждую Пасху мы слышим в храме его Огласительное Слово на Пасху. На иконе Собора трех святителей в центре чаще всего изображается именно Иоанн Златоуст. Но что действительно мы знаем о нем? Жизни и наследию святителя Иоанна Златоуста посвящен цикл бесед, в которых делается акцент на значении этого великого святого для современного христианства. Автор программ – преподаватель Санкт-Петербургского института богословия и философии Константин Андреевич Махлак.
ВИДЕО
Лекция ученого секретаря Государственного музея истории Санкт-Петербурга кандидата исторических наук Ирины Александровны Карпенко, посвященная дореволюционным традициям празднования Пасхи.
Пасха на рубеже XIX- ХХ столетий — это и христианский праздник (который отмечали и православные, и католики, и протестанты) и, одновременно, день, когда каждый воспитанный человек должен был выполнить множество «светских» предписаний. За один день нужно было побывать в храме, накрыть торжественный обед, нанести визиты, и обязательно поздравить всех знакомых и родственников со светлым праздником Христова Воскресения. Как готовились к празднику и какие церемонии происходили в петербургских храмах на Страстной неделе? Какой храм считался главным в Великую Субботу? Как хозяйки украшали куличи и пасхи? Что такое пасхальные визиты?
Во всех своих беседах отец Евгений всегда подчеркивает неразрывную связь Ветхого и Нового Заветов, но в книге Исход эта связь особенно значима: Моисей, Неопалимая Купина, переход израильтян через Чермное море, Скрижали Завета – эти ветхозаветные образы воспеваются и переосмысляются во многих церковных песнопениях и произведениях искусства; Синайское Законодательство, на основе которого Иисус Христос говорит Нагорную проповедь и Заповеди Блаженств; наконец, сам праздник Пасхи, история которого описана в Книге Исход, стал центральным событием Нового Завета, получив новое значение через Крестную Смерть и Воскресение Иисуса Христа. Таким образом, изучая Книгу Исход, мы глубже понимаем новозаветные тексты и нашу веру.
Перечитывая вместе с отцом Евгением главы Исхода, совершая это «библейское путешествие», понимаешь, как труден путь к Богу, как сильна привязанность к греху, как тяжко рабство, но как трудно при этом быть свободным, как страшна, но желанна и радостна встреча с Богом и как бережно Господь оберегает всех любящих Его.
Автор — протоиерей Евгений Горячев, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, настоятель Благовещенского храма в Шлиссельбурге, руководитель Отдела духовного образования и катехизации Тихвинской епархии уже знаком нашим слушателям как автор катехизических бесед на радио «Град Петров».
В цикле «Музыкальные инструменты Библии» священник Димитрий Кулигин подробно рассказывал о встречающихся в Священном Писании музыкальных инструментах. Наименование этих инструментов звучит для современного уха чудно. И в современной жизни мы не встречаемся с этими названиями. В переводах на церковно-славянском и русском языках используются возможные аналоги из родной культуры или других известных культур. «Аналоги» далеко не всегда являются аналогами в буквальном смысле слова. Кроме того, «аналог» может передавать разные древние инструменты.
Во время поста человек с особой ревностью осмысляет себя, осмысляет свой путь, свою индивидуальную историю. Он исследует себя, он делает выводы и он судит. Но справедливо будет сказать, что и всему человечеству в эти дни с особой пристальностью следует вкладываться в тот мир, который построен за последние две тысячи лет. Вглядываться и удивляться сколь недалеко мы ушли от, казалось бы, таких далеких Римских времен, когда эпоха Ветхого Завета встречалась с эпохой Нового Завета.
Повествование ведется от лица маленького мальчика из простой семьи. Искренние детские переживания, впечатления от общения с окружающими людьми, первое осознанное соприкосновение с верой, с богослужением, с традициями — перед нами возникают одна за другой картинки жизни, к сожалению, уже утерянной для нас страны. Однако та любовь, с которой они написаны, и то радостное восприятие жизни и веры, с которым главный герой смотрит на окружающий его мир, может помочь и в нашем современном мире научиться также радостно и с любовью отнестись к вере, к Церкви, к людям.
Рассказы написаны простым образным языком и не лишены доброго юмора и иронии, что делает их легкими и интересными для детского восприятия.
«В рассказах О.Генри есть невероятная христианская радость… Вдруг прорывается в его рассказах такое тепло, такая нежность, такая уверенность в то, что человеческая природа доброкачественна, что на какой-то последней глубине можно найти это неиспорченное, незыблемое основание. Эта радость о человеке, совершенно простая, непафосная, она есть у О.Генри. Поэтому я советую всем перечитывать чудесные рассказы этого автора и смеяться, веселиться, радоваться этой неиссякаемой вере в человека», — размышляет в своих лекциях, посвященных творчеству писателя, д.ф.н. Марина Валентиновна Михайлова.
Предлагаем вашему вниманию избранные рассказы О.Генри в исполнении петербургской актрисы Елены Дельвер.
Цикл бесед преподавателя Института богословия и философии К.А. Махлака на Праздник Пятидесятницы.
Что такое Церковь?
Представление и исповедание Церкви о самой себе — очень важное свидетельство присутствия Духа в сообществе христиан. Но в разные исторические эпохи представление о том, что такое Церковь, менялось. Мы должны рассматривать ответ на вопрос «что такое Церковь» и с богословско-исторической точки зрения, и с точки зрения современного исповедания. Важным кажется и то, что определенное исповедание рождает и определенное поведение, поступки, дела. Ведь «вера без дел мертва». В передачах авторы попытались не только представить многообразие богословских подходов к вопросу «что такое Церковь», представить их исторический контекст, но и выйти к необходимости современного выражения учения Церкви о самой себе, ведь экклезиология – по прежнему один из самых молодых разделов богословия, и потому один из самых интересных и развивающихся. Авторы уделили внимание определению Церкви в Катехизисе Русской Православной Церкви, а также популярным в наше время концепциям «евхаристической экклезиологии», экклесии как общине, теме границ Церкви и Евангельскому Откровению о Церкви.
Как можно верить в Троицу?
Сошествие Святого Духа, дарование Святого Духа Церкви – этот день назван в народе «Троица». Троица – главный христианский догмат. Можно ли христианину просто «отмахнуться» от него, ссылаясь на его «сложность» и свое «непонимание»?
Легко ли было принять веру в Бога Троицу ветхозаветному иудейскому сознанию?
Трудно ли было принять такую веру представителю эллинистической традиции?
Как исповедовать Бога Троицу в своих делах? Авторы убеждены, что исповедание может быть не только интеллектуальным (богословское размышление), но и эстетическим – например, созерцание иконы Андрея Рублева «Троица Ветхозаветная» может дать человеку переживание своей веры в Троицу и помочь христианину в его духовной жизни.
Чем отличается Святой Дух от Бога Отца и от Сына?
День Святого Духа вынесен в отдельный церковный праздник – Духов день, понедельник после Троицы. Что мы знаем о Святом Духе? Какое место Он занимает в жизни современных христиан? Что значит «хула на Духа», которая, по слову Священного Писания, есть единственный грех, который не имеет пути к покаянию и прощению? Почему нужно различать духов? И как христианин может подражать Святому Духу?
Вл.Соловьев позволил себе прочесть эту «Повесть об антихристе» как публичную лекцию на философском собрании. Но его лекция, его последние слова в этом мире, вызывают протест и насмешки. В этой повести Соловьев художественно истолковывает Священное Писание, прежде всего Апокалипсис, соединяя какие-то исторические черты с романтической фантастикой типа той, что мы находим у Гофмана, скажем. Можно себе представить, какой дикой дерзостью, каким безумием показалось это чтение русской публике 1900 года – прогрессивистской, модернистски настроенной, довольно разнузданной публике того времени. Хотя Соловьев был очень известен, многими высочайше ценимый философ, но тут все просто пришли в какое-то возбуждение и негодование. Правда, часть публики аплодировала Соловьеву, но, например, такой знаменитый писатель, как Василий Розанов – он сидел, слушал и на середине этой лекции Соловьева демонстративно упал со стула… А газеты наполнились глумливыми, едкими статьями и фельетонами. Например, кусочек фельетона: «Газетный переулок. Сумерки. Странные люди. Господин Владимир Соловьев – лик письма греческого, от него пахнет кипарисом, глаголет: «Се, грядет антихрист тридцати трех лет отроду, и число его 666, и ныне имеет отроду лет пятнадцать, и уже курит нарицаемые папиросы… Испепеляй, близится, близится!»» Ну, и подобные всякие шуточки появлялись в газетах после появления этой «Повести об антихристе». А сам Соловьев писал следующее: «Это свое произведение я считаю гениальным». И надо сказать, что он вряд ли ошибался.