В год 110- летия со дня создания в России первого радиоприемника в С.Петербурге в Военно-историческом музее инженерных войск открылась выставка.
Корреспондент «НС» не только побывал на этой выставке, но и побеседовал с главным редактором радио С.-Петербургской митрополии «Град Петров» прот. Александром Степановым.
СПРАВКА
Впервые радио «Град Петров» вышло в эфир С. Петербурга в 2000 году. Появлению православного радиоканала способствовали русские эмигранты первой волны, основавшие в Париже в 1978 году радио «Голос Православия». Главным редактором «Града Петрова» митрополит Владимир назначил петербургского священника о.Александра Степанова, настоятеля храма св.Анастасии Узорешительницы. Радиостанция работает каждый день на средних волнах (частота вещания 1323 кГц (225 м)) и охватывает вещанием территорию города и окрестностей, общее время радиовещания 350 часов в месяц.
Однообразное разнообразие — О. Александр, когда вы создавали свою радиостанцию, у вас не было мысли, что при таком обилии и разнообразии других радиостанций, вас никто не будет слушать?
— Не было, хотя в петербургском эфире в одном только FM — диапазоне действительно работает около 30 станций. Но большинство из них представляет разные направления музыкальной эстрады («музыкальные шкатулки») с краткими новостными вставками.
Из «разговорных» я могу вспомнить только две — «Эхо Москвы» и «Радио России». Поэтому при всем музыкальном разнообразии радиоэфира, он очень однообразен по своему содержанию. Слушателям интересна не только музыка, они хотят еще и обсуждать волнующие их вопросы, в том числе исторические, социальные, философские и духовные. Подтверждение — наша аудитория каждый год увеличивается на треть.
Наша станция принципиально разговорная, хотя в ней звучит довольно много духовной и классической музыки. В разговорном формате есть свои сложности: с одной стороны хотелось бы сделать радио для вдумчивого слушателя, которого раздражает мелкая «нарезка», характерная для современного вещания, когда разговор длится три минуты, потом следует музыкальная вставка или реклама, и все время этот подстегивающий ритм.
Нас не устраивает поверхностное скольжение по теме. Но, выбирая крупный формат передач, мы теряем привычную для современного уха динамику эфира и отсекаем ту часть аудитории, которая настроена на короткие энергичные информационные сообщения. Поиск этого баланса идет постоянно.
— С какими программами вы выходите в эфир?
— Ядро вещания — религиозные передачи (их примерно 50%). Среди них ежедневный «Пастырский час» в прямом эфире, в котором задействовано более 10 священников, просветительские, катехизические программы, трансляции воскресных, праздничных и великопостных богослужений. Передачи о жизни приходов, социальной деятельности церкви. Остальное — это программы общекультурного характера, о семье, воспитании детей и новости. Три выпуска новостей каждый день: новости религиозной жизни, новости культуры и городской жизни (социальной — пустили новый маршрут трамвая, закрыли на ремонт мост и т.д.).
Литературные чтения и радиоспектакли. Литературоведение, христианский взгляд на литературную классику: «Перечитывая заново».
Много программ на исторические темы, к ним неизменно высокий интерес; философия, музыковедение, программы о кино.
Конечно, программы о Петербурге, мы любим свой город, его дух, традиции. Программы для детей и молодежи с их участием и т.д.
В общем, все, что интересует и волнует современного человека. Я думаю, «православность» той или иной программы определяется не предметом, а точкой зрения на него. В этом смысле, наверное, все наше вещание православно. Сейчас у нас накопился огромный архив — около 5 тыс. программ, и при таком объеме мы можем позволить себе отдавать предпочтение качеству, а не количеству новых передач. В Петербурге очень много интересных авторов, но в будущем мы планируем приглашать и москвичей.
— «Про политику» что — нибудь есть?
—Для официальной религиозной радиостанции – это, как вы понимаете, очень деликатная тема. К тому же наблюдение за политической жизнью как бесконечной чередой интриг (что мы в основном видим в TV) – вовсе не христианское увлечение.
С другой стороны, обходить молчанием то, что волнует общество тоже невозможно: если мы не предложим свой взгляд, его предложат другие. Мы стараемся взглянуть на политическую проблему не с позиций сиюминутных событий, но в более глубокой перспективе, скажем, исторической.
Например, Чечня – сложная, болезненная тема. Мы сделали цикл программ с известным петербургским писателем, историком, гл. редактором журнала «Звезда», Я.А.Гординым, который написал замечательную книгу о Кавказской войне России XIX века. Мы видим, что российская власть делала тогда, чтобы завоевать Кавказ.
Почему русская армия, разгромившая миллионную армию Наполеона, 60 лет не могла справиться с разрозненными дикими племенами горцев. И что все-таки обеспечило победу? К сожалению, ошибки, сделанные тогда, в XIX веке были повторены теперь один в один. Это становится очевидным. К каким последствиям это привело знают все. Такую программу не назовешь политической, мы абсолютно не касаемся сегодняшних событий, но она объясняет много и о сути происходящего и о нашей власти.
Кто они — радиослушатели? — Кто слушает сегодня радио?
— Прежде всего, те, кто ездит в автомобиле и стоит в пробках. Вы когда-нибудь ездили в маршрутном такси? Все, его пассажиры плюс водитель – потенциальные радиослушатели. Для них, кстати, очень большим дефицитом является именно разговорный жанр. Вторая группа – кто часто находится дома: пожилые люди, домохозяйки, инвалиды. Молодежь преимущественно настроена на FM. А это, прежде всего, высокое качество звука. Молодежь не привыкла прислушиваться, если плохо слышно, слушать не будут. В этом смысле, очень жаль, что мы выходим на средних частотах, а не в FM-диапазоне. Но пока финансовых возможностей что-то изменить нет.
— Когда на ваш взгляд будет создано православное авторадио?
— Проблема только финансовая. Городской эфир забит FM –передатчиками, поэтому невозможно получить лицензию. А на расстоянии 30-50 км от города FM-эфир практически пуст. Вышки в районных центрах есть, на них надо только поставить передатчики, но это стоит денег. Если человек долго едет по трассе и у него кроме музыкального авторадио есть еще и «говорящее» радио, например, церковное, мне представляется вероятным, что многие бы слушали.
— Тем не менее, вы знаете – кто вас слушает и каков их возраст?
— На выставке «Русь Православная» (2 раза в году проходит в Петербурге — прим. авт.) мы постоянно проводим анкетирование посетителей (раздаем по нескольку сотен анкет). Результаты опроса показывают, что 70% наших слушателей — люди от 30 до 60 лет, и по 15% те, кто моложе 30 и старше 60 лет. Две трети из них — это люди с высшим образованием. Судя по анкетам, каждый год 30% опрашиваемых подключилось в прошлом году. Значительная часть аудитории слушает наше радио постоянно на протяжении всего дня.
— Как на ваш взгляд, потребность человека в неком звуковом фоне, чтобы на кухне или в комнате постоянно что-то звучало характерно только для советского времени или нет?
— Я думаю, это общая потребность людей, занятых механической работой. В этом случае выбор не велик — либо учиться творить Иисусову молитву, стараясь концентрировать на ней свою мысль, либо занять ум чем-то еще, например какой-то информацией.
— Может ли в этом случае радио заменить телевизор? — Они дополняют друг друга, поскольку всегда есть ситуации, когда человек не может смотреть, но может слушать. В отличие от России, в США, тех, кто слушает радио — больше, чем тех, кто смотрит телевизор. Американцы много времени проводят в машине, слушая радио или аудиокниги. Кстати, на Западе совершенно не мыслима такая картина однообразия эфира. Там при 30 радиостанциях – 25 разговорных, и очень разных, а пять – музыкальных, с четко выраженным жанровым содержанием.
Цензура с первого слова — Бывают у вас в прямом эфире круглые столы, какие темы вы там рассматриваете? Случается ли, что в эфир идет то, с чем вы не согласны?
— На «круглых столах» чаще всего обсуждаются, пожалуй, исторические темы, но обсуждалась, например, в цикле программ и социальная концепция РПЦ, актуальные проблемы церковной жизни, церковно-государственные отношения с приглашением представителей власти, в общем, всякое. Жанр круглого стола подразумевает разные мнения, в частности и те с которыми я могу полемизировать. Но совсем одиозные суждения на нашем радио вряд ли были бы уместны, ведь мы епархиальный орган. Прямой эфир для нас представляет некоторую проблему.
Дело в том, что наш владыка Владимир (один из самых преданных наших слушателей) – не любитель прямого эфира. Но, как главный редактор, я понимаю, что отказавшись от этого, мы потеряем половину аудитории, радио будет мертвым. Поэтому я осуществляю цензуру, но не в смысле всего, что говорится, а в смысле того, кого мы пускаем к микрофону.
С новыми авторами я, обычно, беседую, чтобы представить себе, что от них можно ожидать. Иногда свои коррективы вносит и сам владыка Митрополит. Стараемся до этого не доводить.
— Неверующих экспертов приглашаете на эти круглые столы?
—В основном участники дискуссий – люди церковные или симпатизирующие Православию. Но если мы приглашаем представителей власти (депутатов, чиновников), то здесь мы не спрашиваем верующие они или нет; ведь речь идет не о них лично, а о социальных, например, проблемах.
Православное радио для всех — Вы решили проблему: как сделать, чтобы православное радио было интересно не только православным?
— Решаем. Стараемся говорить о том, что интересует всех людей. Берем вечный круг тем – жизнь и смерть, любовь и верность, положение человека в обществе, что такое моя страна.
Православного человека интересует все, что происходит в жизни. Наша задача — с христианской точки зрения охватить весь спектр тем, все стороны жизни человека.
У нас есть передачи и для тех, кто находится на пути в храм. Такие передачи могут быть не слишком интересны для давно воцерковленных людей. Но мы должны делать передачи для разного уровня церковности наших слушателей. Издателям книг в этом проще — одна книга – для начинающих, другая – для подготовленных читателей. Каждый покупает то, что ему нужно. Нам сложнее, нас слушают одновременно все категории. Это уже вопрос построения программы. Но и те и другие передачи должны быть сделаны на высоком качественном уровне. Тогда они могут оказаться интересны всем.
— Батюшка, вы ставите перед собой задачу культурного просвещения населения или все-таки главная цель привести человека к Богу?
— Апостол Павел говорит: сначала душевное, потом духовное. Прежде чем сеятель выйдет и начнет разбрасывать семена, почва должна быть подготовлена, окультурена. Мне кажется, культура очень важная составляющая часть нашей духовной жизни. Духовное базируется на душевном и если этот пласт не разработан, человек может оказаться глух к восприятию духовного. Русская культура дает благодатную почву для обретения человеком православной веры, потому что вся пронизана религиозной проблематикой.
— Может ли радио быть организатором жизни?
—Православное радио может быть хорошим подспорьем в духовной и церковной жизни человека, особенно для людей, лишенных достаточного круга общения из-за своей замкнутости, либо из-за физических ограничений. Для них радио — собеседник, член семьи, друг в доме. Как я уже говорил, значительная часть наших слушателей буквально живет с радио «Град Петров», слушая его весь день от начала эфира до окончания. Но конечно, радио не может заменить полноценной церковной жизни. Конечная наша цель — помочь человеку прийти в храм и обрести живое общение с Богом.