Программа «Антология христианской музыкальной культуры»
Артемий Ведель. Знаменитый композитор и тайный юродивый Христа ради
Авторы программы: Артемий Гилянов и Ольга Суровегина
Эфир 13 и 14 марта 2021 г., 17:00
АНОНС
Музыку Артемия Веделя, выдающегося церковного композитора XVIII века, по разным причинам не раз запрещали исполнять. Но не издававшиеся при его жизни сочинения в рукописях все же расходились по рукам, их пели в храмах по всей России. Как писал известный историк церковной музыки протоиерей Василий Металлов, «несмотря на многочисленные запреты свыше и очень долгое – до конца XIX в. – полное отсутствие публикаций, некоторые сочинения Веделя (прежде всего, трио «Покаяния отверзи ми двери» и ирмосы Пасхи) стали едва ли не обязательной частью репертуара многих церковных хоров. Музыка Веделя отличается, пусть и при полном подчинении господствовавшему тогда «итальянскому» стилю, глубокой искренностью, вниманием к молитвенному тексту и возвышенной сентиментальностью».
Артемий Лукьянович Ведель, один из видных представителей партесного русского церковного пения, современник Березовского, Дегтярева, Давыдова и Бортнянского, родился в Киеве в 1770 году. Еще мальчиком он поступил певчим в архиерейский хор и учился в духовном училище, а потом в Киевской духовной академии, где и началась его творческая деятельность как музыканта, регента и композитора. Его таланты скоро были замечены, в том числе тогдашними знатными вельможами.
Веделя ждала блестящая карьера, но его глубоко религиозная и восторженная душа искала иного пути. Не чувствуя склонности к светской жизни, Ведель испрашивает себе отставку от службы, раздает по евангельской заповеди все своё имущество и уходит послушником в Киево-Печерскую лавру. «Я, будучи богатее всего мира, никакой нужды в деньгах не имею», писал Ведель своему ученику и близкому другу, известному церковному композитору протоиерею Петру Турчанинову. Такая резкая перемена в положении Веделя уже тогда подала повод многим считать его лишившимся рассудка…
Но и лаврская покойная жизнь не удовлетворила его душу. Ведель уходит из монастыря, странствует с проповедью Евангелия по Малороссии. Его задерживают за бродяжничество и помещают в Киевский инвалидный (а точнее сказать, сумасшедший) дом, где Ведель проводит последние десять лет своей короткой жизни. По свидетельству протоиерея Петра Турчанинова, годы, проведенные в «скорбном доме», стали для его друга временем особого подвига: «Зная его добродетельную жизнь и вспоминая его благочестивые беседы, а паче одну, в которой он прямо утверждал, что высшая степень мученичества есть юродство, я полагаю, что он добровольно принял на себя этот крест. Из писем его ко мне я видел, что в нем нет никакого помешательства».
Артемию Веделю был отпущен всего 41 год, но эта краткая земная жизнь его вместила и множество драматических событий, и невероятно интенсивное исполнительское и композиторское творчество. Знакомство со страницами биографии Артемия Лукиановича Веделя позволит лучше понять глубину и своеобразие музыки этого выдающегося русского церковного композитора, который выражал в музыкальных образах и свою горячую веру, и свой духовный опыт возрастания в ней.