К 150-летию со дня рождения Ивана Алексеевича Бунина
АНОНС
С 18 октября 2020 г.
«…Бунинская «Жизнь Арсеньева» — нечто совершенно особое. Что? — сказать трудно. Отчасти философская поэма, а отчасти симфоническая картина. Но названия, в конце концов, безразличны. Сила и сущность «Арсеньева» в том, что в нем встретились и слились две темы: метафизически-психологическая тема высветления бунинских воспоминаний в вечную память — и исторически-бытовая тема гибели былой России.
Картины этой философской поэмы развертываются в нескольких планах — в природном, социальном, историческом и метафизическом. Очень сильно чувствуется природный круговорот: весна, лето, осень, зима; очень сильно прочерчивается географический крест: север, юг, восток и запад; очень живы в быту и психологии отдельные сословия — дворяне, купцы, крестьяне, мещане… Крепко остаются в памяти как бы из космического тумана возникшие первоосновы жизни — базар, тюрьма, собор. За этими вечными столпами всякого человеческого бытия выступают менее существенные, но не менее характерные для России детали: перила и колонки провинциальных дворянских гостиниц, красные ковры под начальственными ногами у всенощной, двуносые мещанские рукомойники, табачные дымки в канцеляриях, присутствиях и провинциальных редакциях, поезда и вокзалы, тарантасы, большаки и т. д. и т. д… При всей страстности и интуитивности бунинского письма, в «Арсеньеве» есть нечто почти исследовательское. Этот элемент художественного познания представляется мне особенно важным и ценным в бунинском изобразительстве. Без него «Арсеньев» не мог бы превратиться в ту симфоническую картину России, которую он собой представляет…»
Ф.А.Степун
В эфире радио «Град Петров» новый цикл передач по страницам самого значительного произведения позднего периода творчества Ивана Алексеевича Бунина – его «Жизни Арсеньева». Произведения, которое было отмечено первой для русской литературы Нобелевской премией. Произведения, которое писатель задумал, по свидетельству его жены Веры Николаевны Муромцевой-Буниной, в 1920 году, в день своего пятидесятилетия – в тот год, когда он навсегда покинул Россию.
Спустя сто лет мы вновь перечитываем страницы этой книги, в которой, по словам исследователя, «поэзия и проза слились воедино и ложатся на сердце, как раскаленная печать» и которая «к великому счастью, принадлежит литературе русской».
Слушайте в программе «Литературные чтения» с 18 октября ежедневно в 14 часов.
Читает Чеслав Сыманович.