«Календарь памятных дат»
26, 29 марта и 2 апреля 2018 г.
К 155-летию митрополита Антония (Храповицкого)
Константин Андреевич Махлак
Всероссийская известность пришла к митрополиту Антонию (Храповицкому) на рубеже веков. Популярны были его проповеди, но тогда же к нему навсегда «прилипла» слава реакционера и черносотенца (известна фраза митрополита Антония, что ему гораздо ближе религиозный еврей или мусульманин, чем русский безбожник).
Митрополит Антоний не только активно выступал за необходимость восстановления патриаршества, но и считал, что Патриарха сможет дать Русской Церкви монарх, а потом уже Патриарх может созывать Поместный Собор, а не наоборот (в истории произошло иначе: созванный в 1917 году Собор восстанавливает патриаршество и выбирает Патриархом святителя Тихона). Но именно такой подход соответствовал представлениям митрополита Антония о том, что есть Церковь.
Митрополит Антоний – аристократ не только по своему происхождению, но и по своим богословским воззрениям.
Огромное влияние на которые оказал не кто иной, как Федор Михайлович Достоевский.
Кроме того, с личностью митрополита Антония связано новое богословское прочтение некоторых догматов: христологического и триадологического.
В христологии митрополит Антоний сформулировал очищенную от идеи сатисфакции (восходящей к Ансельму Кентерберийскому) концепцию искупления.
Для него было важно деятельное участие Христа в спасении, поэтому он говорил о Гефсиманском молении как центральном событии Евангельского благовестия.
В триадологии митрополит Антоний делает акцент на совершенном самоотречении Лиц Троицы, на Боге – Любви.
Богословие митрополита Антония, как при жизни, так и после смерти, вызвало целый ряд как восторженных отзывов (например, преподобный Иустин (Попович)), так и критических (критиковали его как «либералы», так и «консерваторы», очень разные по своим убеждениям люди, например, протоиерей Георгий. Флоровский или архиепископ Серафим (Соболев)).
В декабре 1919 митрополит Антоний был арестован петлюровцами в Киеве и находиться в заключении, а потом – возглавил Высшее церковное управление на территории Белых.
Вместе с Русской армией генерала Врангеля митрополит Антоний покинул Россию и оказался в эмиграции, в Сербии он обосновался в Сремских Карловцах и возглавил Заграничный архиерейский синод (Русская православная церковь заграницей, РПЦЗ).
Сегодня митрополит Антоний известен прежде всего как основатель Зарубежной Церкви, восстановившей каноническое общение с Московским Патриархатом в 2007 году, так что 100-летие воссоединения было отпраздновано в год 100-летия русской революции.
См. также:
Протоиерей Георгий Митрофанов: «На улицах Москвы шли бои. Митрополит Антоний Храповицкий выступил за создание отрядов сопротивления. Однако большинство участников Собора думали, что большевики — это случайное стечение обстоятельств. Надо подождать начала Учредительного собрания и быть к нему готовыми. И готовыми будем тогда, когда сформируем высшие органы церковного правления, когда появится Патриарх. 30 октября было принято решение о немедленных выборах Патриарха. Патриарх должен быть абсолютно авторитетен у членов Собора. Поэтому все члены Собора начали с того, что выдвинули своих кандидатов. Их оказалось 25 человек. После этого члены тайно должны были подать записки с именами трех кандидатов. Надо было выбрать трех членов Собора. Патриарх должен был получить поддержку более чем у половины членов Собора. Архиепископ Антоний Храповицкий набрал больше половины голосов».
Протоиерей Георгий Митрофанов: «Архиепископ Харьковский и Ахтырский Антоний (Храповицкий) 5 марта 1917 г. в своем поучении так разъяснял пастве происшедшие в России события: «…Новый Государь (Великий князь Михаил Александрович) повелел повиноваться Временному правительству, состав которого, возглавляемый кн. Львовым, г. Родзянко, вам известен из газет. С этого момента означенное правительство стало законным в глазах монархистов, то есть повинующихся своим государям русских граждан. И я, пастырь Церкви, обязанный всегда увещевать народ свой повиноваться предержащим властям, призываю вас к исполнению сего долга теперь, то есть к послушанию Комитету новых министров и его главе – князю Львову и г. Родзянке, как временной главе государства, а равно и всем вместе властям, которые были и будут утверждены упомянутым комитетом и его уполномоченными… Почему не молимся за царей? Потому, что царя у нас теперь нет – и нет потому, что оба царя от управления Россией отказались сами, а насильно их невозможно именовать тем наименованием, которое они с себя сложили. Если бы царь наш не отказался от власти и хотя бы томился в темнице, то я бы увещевал стоять за него и умирать за него, но теперь ради послушания ему и его брату мы уже не можем возносить имя его как Всероссийского Государя. От вас зависит, если желаете, устроить снова царскую власть в России, но законным порядком, чрез разумные выборы представителей своих в Учредительное Собрание. А какой это будет законный порядок выборов, о том решат уже не мы, духовные, а Временное Правительство»…»
Итоги 5-летия воссоединения Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Беседа с секретарем епархиального управления Германской епархии Русской Православной Церкви Заграницей. АУДИО + ТЕКСТ
«У православных была Русская Православная Церковь Заграницей. Это была единственная институциональная организация, которая действительно помогала русским православным перемещенным лицам проживать, исповедовать свою веру, оставаться русскими и в то же время не уезжать в СССР, если они этого не хотели. Это была единственная институционально оформленная организация, которая действительно помогала каждому русскому человеку», – Александр Корнилов
Об истории и современной деятельности Свято-Князь-Владимирского братства, основанного в 1890 году, слушайте в интервью с председателем братства Димитрием Глебовичем Раром (2013 г.)
Протоиерей Николай Артемов о канонизации Александра Шмореля: «…слева от него – место, где он был казнен, где он пролил свою мученическую кровь, а справа – его врата небесные, русская православная церковь»
В программе Александра Мраморнова к 100-летию Собора 1917-1918 годов «Великий Собор» архимандрит Роман (Красовский), начальник Миссии Русской Зарубежной Церкви на Святой Земле, рассказывает о члене Собора митрополите Анастасии (Грибановском). Эфир 26 апреля 2017 г. АУДИО
Константин Обозный: «Мы можем о чем-то догадываться, о чем-то судить – может быть, потому что все-таки была некоторая часть эмиграции, которая видела, что церковное развитие в действительности должно было проходить в прикрепленности к Зарубежной Церкви, которая была еще до Второй мировой войны, когда этой Церковью руководил митрополит Антоний (Храповицкий). Понятно, что эта часть Церкви была более консервативной, более направленной на сохранение синодального устройства Церкви. Но как бы там ни было, некоторая часть эмиграции видела свое будущее именно в развитии этого направления. А другая часть, более настроенная, скажем, на литургическое возрождение, на обновление церковной жизни, которое происходило благодаря таким богословам как протопресвитер Николай Афанасьев, протопресвитер Александр Шмеман или отец Георгий Бенигсен. Но для кого-то этот путь выглядел соблазнительным и, может быть, «не очень православным». Как бы там ни было, отец Алексий Ионов в 1971 году переходит в юрисдикцию Зарубежной Церкви».
П.Н. Врангель — блестящий офицер Л.-гв. Конного полка, со своим эскадроном атаковавший в конном строю и захвативший два стрелявших германских орудия (1914). Один из лучших кавалерийских начальников Добровольческой армии. Во время эвакуации Крыма вывез за границу и спас жизни более чем 145 тысячам человек.
Малоизвестные и важные подробности жизни дореволюционной России мы узнаем из воспоминаний барона Николая Егоровича Врангеля. Воспоминания его жены, Марии Дмитриевны, позволят ощутить атмосферу «красного» Петрограда и увидеть, как происходило разрушение устоев и традиций общества.