Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Дмитрий Лебедев
Тема: биография Дитриха Бонхёффера
Эфир: 5 октября 2024 г., 21:00; 12 октября 2024 г., 9:00
АНОНС
В 2024 году немецкий богослов Дитрих Бонхёффер, имя которого у нас было известно интересующимся христианской мыслью XX века (в 1994 году по-русски вышла книга «Сопротивление и покорность»), стал неожиданно самым обсуждаемым богословом в России, хотя годом-двумя ранее казалось, что наибольшего внимания удостаивается гораздо более современная «слабая теология».
Внимание к Бонхёфферу заметно не только у нас, стремительно растет интерес и в Европе. В 2024 году на экраны выходит художественный фильм о Бонхёффере (насколько можно судить по доступным трейлеру и тизеру – его пафос и стилистика (да и актерский состав) перекликаются с яркой премьерой российского кинематографа 2023 года – фильмом «Мастер и Маргарита»). Исполнитель главной роли в фильме по роману М.А.Булгакова, ставшему для тысяч советских читателей первым толчком к христианству, в фильме о Бонхёффере играет священника и богослова Мартина Нимёллера, автора знаменитых слов:
Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист.
Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ.
Потом они пришли за членами профсоюза, я молчал, я же не член профсоюза.
Потом они пришли за евреями, я молчал, я же не еврей.
А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать.
В возрасте 39 лет (и ровно за один месяц до 9 мая 1945 года) Бонхёффер был казнен по личному приказу Гитлера. В биографическом фильме его сыграл 27-летний немецкий актер. В нашем эфире биографию Бонхёффера расскажет российский богослов, переводчик и исследователь наследия Бонхёффера Дмитрий Николаевич Лебедев, выпускник богословского факультета ПСТГУ, в 2019 году защитивший диссертацию, посвящённую богословию Дитриха Бонхёффера, занимающийся научной, переводческой и просветительской деятельностью, в т.ч. сайтом и телеграм-каналом о Бонхёффере.
Изучение биографии выдающегося богослова и церковного деятеля помогает лучше понять те широко распространившиеся сегодня в интернете цитаты, которые чаще всего воспринимаются в отрыве от основных богословских, этических текстов и биографического контекста.
Одна из самых популярных цитат сегодня:
Глупость – еще более опасный враг добра, чем злоба. Против зла можно протестовать, его можно разоблачить, в крайнем случае его можно пресечь с помощью силы; зло всегда несет в себе зародыш саморазложения, оставляя после себя в человеке по крайней мере неприятный осадок. Против глупости мы беззащитны. Здесь ничего не добиться ни протестами, ни силой; доводы не помогают; фактам, противоречащим собственному суждению, просто не верят – в подобных случаях глупец даже превращается в критика, а если факты неопровержимы, их просто отвергают как ничего не значащую случайность. При этом глупец, в отличие от злодея, абсолютно доволен собой; и даже становится опасен, если в раздражении, которому легко поддается, он переходит в нападение. Здесь причина того, что к глупому человеку подходишь с большей осторожностью, чем к злому. И ни в коем случае нельзя пытаться переубедить глупца разумными доводами, это безнадежно и опасно.
Можем ли мы справиться с глупостью? Для этого необходимо постараться понять ее сущность. Известно, что глупость не столько интеллектуальный, сколько человеческий недостаток. Есть люди чрезвычайно сообразительные и, тем не менее, глупые, но есть и тяжелодумы, которых можно назвать как угодно, но только не глупыми. С удивлением мы делаем это открытие в определенных ситуациях. При этом не столько создается впечатление, что глупость – прирожденный недостаток, сколько приходишь к выводу, что в определенных обстоятельствах люди оглупляются или сами дают себя оглуплять.
Мы наблюдаем далее, что замкнутые и одинокие люди подвержены этому недостатку реже, чем склонные к общительности (или обреченные на нее) люди и группы людей. Поэтому глупость представляется скорее социологической, чем психологической проблемой. Она не что иное, как реакция личности на воздействие исторических обстоятельств, побочное психологическое явление в определенной системе внешних отношений.
При внимательном рассмотрении оказывается, что любое мощное усиление внешней власти (будь то политической или религиозной) поражает значительную часть людей глупостью.
…
Процесс заключается не во внезапной деградации или отмирании некоторых (скажем, интеллектуальных) человеческих задатков, а в том, что личность, подавленная зрелищем всесокрушающей власти, лишается внутренней самостоятельности и (более или менее бессознательно) отрекается от поиска собственной позиции в создающейся ситуации.
Глупость часто сопровождается упрямством, но это не должно вводить в заблуждение относительно ее несамостоятельности. Общаясь с таким человеком, просто-таки чувствуешь, что говоришь не с ним самим, не с его личностью, а с овладевшими им лозунгами и призывами. Он находится под заклятьем, он ослеплен, он поруган и осквернен в своей собственной сущности.
Став теперь безвольным орудием, глупец способен на любое зло и вместе с тем не в силах распознать его как зло. Здесь коренится опасность дьявольского употребления человека во зло, что может навсегда погубить его. Но именно здесь становится совершенно ясно, что преодолеть глупость можно не актом поучения, а только актом освобождения.
…
При этом, однако, следует признать, что подлинное внутреннее освобождение в подавляющем большинстве случаев становится возможным только тогда, когда этому предшествует освобождение внешнее; пока этого не произошло, мы должны оставить все попытки воздействовать на глупца убеждением. В этой ситуации вполне очевидна тщетность всех наших усилий постичь, о чем думает «народ» и почему этот вопрос совершенно излишен по отношению к людям, мыслящим и действующим в сознании собственной ответственности.
…
Кстати, в этих мыслях о глупости все-таки содержится некоторое утешение: они совершенно не позволяют считать большинство людей глупцами при любых обстоятельствах. В действительности все зависит от того, на что делают ставку правители – на людскую глупость или на внутреннюю самостоятельность и разум людей.
…
Велика опасность впасть в презрение к людям. Мы хорошо знаем, что у нас нет никакого права на это и что тем самым наши отношения с людьми становятся абсолютно бесплодными. Вот несколько соображений, которые помогут нам избежать этого искушения. Презирая людей, мы предаемся как раз основному пороку наших противников. Кто презирает человека, никогда не сможет что-нибудь из него сделать. Ничто из того, что мы презираем в других, нам не чуждо. Как часто мы ждем от других больше, чем сами готовы сделать. Где был наш здравый смысл, когда мы размышляли о слабостях человека и его падкости на соблазны? Мы должны научиться оценивать человека не по тому, что он сделал или упустил, а по тому, что он выстрадал. Единственно плодотворным отношением к людям (и прежде всего к слабым) будет любовь, то есть желание сохранять общность с ними. Сам Бог не презирал людей. Он стал человеком ради них.
В разных христианских конфессиях сегодня серьезно изучают богословское наследие Бонхёффера, учитывая, что его биография – продолжение и деятельное выражение его мысли.
Среди мучеников XX века, изображенных на западном фасаде Вестминстерского аббатства, где коронуют и хоронят монархов Великобритании, Дитрих Бонхёффер стоит третьим после великой княгини Елизаветы Фёдоровны.
В российских издательствах сегодня выходят новые переводы Бонхёффера, в том числе благодаря Дмитрию Лебедеву, гостю программы «Встреча» на радио «Град Петров». Репортажи о презентациях некоторых из них уже выходили в нашем эфире в программе «Книжное обозрение».
Среди всё увеличивающегося количества написанных по-русски текстов, посвященных Бонхёфферу, вспомним принадлежащий Ольге Седаковой:
Опыт жизни в условиях нового режима и то, что этот режим делает с человеческой личностью, Бонхёффер описал в небольшом тексте, написанном для друзей к Рождеству 1943 года, – «Десять лет спустя». Этот очерк, я думаю, — одно из самых значительных свидетельств прошлого века. Оно написано участником событий, — но участником, у которого есть удивительная возможность увидеть все точнее, чем это получится у будущих историков и аналитиков, поскольку он много больше их заинтересован в правде. Особенно важным это свидетельство должно было бы стать для нас. Когда в позднее советское время (не меньше, чем шестьдесят, а то и семьдесят «лет спустя») я читала этот изумительный бонхёфферовский анализ разложения социума и человека (чего стоит главка «Глупость», открывающая не интеллектуальный, а нравственный и политический характер этой повальной глупости подрежимного населения!), я не могла не подумать: всё про нас! И до сих пор мне горько, что в нашей стране никто не попытался сделать подобного усилия понять происходящее в его самом общем и самом глубоком, не социальном, а духовном и человеческом измерении. Без такого понимания, как мы уже вполне убедились, выйти из этого состояния и отдельный человек, и социум не могут. Кстати, о выходе. И сейчас, читая последнюю главку, «Нужны ли мы еще?», я думаю: это про нас и для нас:
«Мы были немыми свидетелями злых дел, мы прошли огонь и воду, изучили эзопов язык и освоили искусство притворяться, наш собственный опыт сделал нас недоверчивыми к людям, и мы много раз лишали их правды и свободного слова, мы сломлены невыносимыми конфликтами, а может быть, просто стали циниками – нужны ли мы еще? Не гении, не циники, не человеконенавистники, не рафинированные комбинаторы понадобятся нам, а простые, безыскусные, прямые люди».
Эти слова, я думаю, обладают в нашей нынешней ситуации актуальностью листовки. Необходимость настоящей простоты, – не той, что хуже воровства, – простоты цельного существа, наделенного способностью различать дурное и хорошее и делать для себя недвусмысленный выбор.
В публикации использованы фотографии Андрея Петрова, ИА «Вода живая».
Анонсы автора на сайте:
Что такое свобода? Продолжаем беседы с крупнейшим современным культурологом, ректором Института богословия и философии Петром Сапроновым на «трудные темы» русской культуры
К 100-летию Петроградского процесса программа «Возвращение в Петербург» рассказывает биографию Юрия Новицкого. В передачах принимают участие историки Иван Петров и Никита Гольцов
В программе «Встреча» слушайте первую беседу с доктором философских наук Светланой Коначевой. Речь пойдет об одном из новых направлений в христианском богословии, которое получило название «слабая теология». Передачу ведет Марина Лобанова
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча»
Новый цикл программ в рубрике «Радиолекторий» посвящен Церкви как предмету богословия. Автор – преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак
Продолжаем чтение документов 1930-х годов, тема нескольких выпусков – доносы и партийные чистки. Но как именно выглядели эти документы? Читаем страницы из архивов партии и пытаемся понять, что двигало людьми, которые их написали. Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы»
В цикле программ «К 100-летию убийства Царской семьи» историк Кирилл Александров рассказывает о двух найденных им в архивах ранее неизвестных документах следствия по делу об убийстве Царской семьи в Екатеринбурге и восстанавливает ход событий в Ипатьевском доме в ночь с 16 на 17 июля 1918 года
Какое впечатление советская страна в середине 1930-х годов произвела на иностранных ученых, приезжавших на международные конгрессы в Ленинград. Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные жизни советских ученых
Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные отзывам ленинградцев на убийство товарища Кирова и реакции простых граждан на массовые репрессии, вошедшие в историю под названием «Кировский поток»
Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные настроениям в студенческой среде Ленинграда в начале 1930-х, письмам товарищу Кирову и отзывам советских граждан на его убийство
Выпуски программы Екатерины Чирковой «Ходим в архивы, читаем документы», посвященные быту детей второго советского десятилетия
Как одна телепрограмма, затронув тему топонимии, не только стала одной из самых запомнившихся телепередач советского времени, но и изменила судьбы ее участников. Удивительно: сказанное в 1966 году на Ленинградском телевидении невероятно актуально и по сей день
Три программы о трех главных темах Пятидесятницы