АНОНС
Программа Ольги Суровегиной
«Антология христианской музыкальной культуры»
Бенджамин Бриттен «Военный реквием»
Слушайте в эфире 10 мая 2018 г. в 17:10
«Вчера я работал – учил Христа поднимать крест по счету,
подгонять по голове терновый венец
и не помышлять о жажде до последней остановки…»
14 ноября 1940 года английский город Ковентри подвергся разрушительной бомбардировке. После этого события в терминологию немецких военных летчиков вошло понятие «ковентрийские налеты», то есть «бомбардировки, приводящие к полному уничтожению объекта». Среди разрушенных зданий оказался и кафедральный собор Св. Михаила, уникальный памятник XIV века. Для жителей Ковентри было жизненно важно восстановить собор – главное сокровище их города, символ исторической памяти и грядущего возрождения. Однако, в годы войны осуществить эту задачу, конечно, было невозможно. И только спустя годы собор Св. Михаила в Ковентри был восстановлен. На церемонии его освящения 30 мая 1962 года впервые зазвучала удивительная музыка, написанная специально для этого события.
Бенджамин Бриттен написал свой «Военный реквием», явно следуя замыслу архитектора, восстановившего ковентрийский собор: руины военного времени, чудом сохранившиеся стены и башни, как некие древние драгоценные реликвии освящают современное здание нового собора. В творении Бриттена тоже соседствуют два образных плана: канонический текст заупокойной мессы, существующий в обиходе западной Церкви еще со времен Средневековья, перемежается со стихотворениями Уилфрида Оуэна, поэта ХХ века, погибшего на Первой мировой войне.
Оуэн ушел на фронт в 23 года, с университетской скамьи. Все его стихотворения, которые Бриттен использовал в своем Реквиеме, написаны в течение двух лет войны, буквально в окопах. Поэт уподобляет Христу тех, кого привыкли называть «пушечным мясом». Несколько первых месяцев 1918 года, после тяжелого ранения, он в тылу занимался подготовкой новобранцев. Он писал об этом так: «Вчера я работал – учил Христа поднимать крест по счету, подгонять по голове терновый венец и не помышлять о жажде до последней остановки. Я присутствовал на Его Вечери, чтобы знать, что Он ни на что не жалуется. Я проверял Его ступни, чтобы они были достойны гвоздей. Я следил за тем, чтобы Он молчал и стоял навытяжку перед своими обвинителями. За серебряную монету я покупаю Его каждый день и по карте знакомлю с топографией Голгофы…»
В программе «Антология христианской музыкальной культуры» «Военный реквием» Бриттена прозвучит в исполнении Лондонского симфонического оркестра, хора Баховского общества, Хайгетского школьного хора, ансамбля «Мелос» и солистов: Питера Пирса, Дитриха Фишер-Дискау, Галины Вишневской. Дирижер – Бенджамин Бриттен. Запись 1962 года.
Автор и ведущая программы – О.Суровегина
Звукооператор – И.Теплов
В эфире 10 мая в 17.10.