Программа протоиерея Александра Рябкова
«Книжное обозрение»
Современная восточноевропейская проза
3 передачи
Слушайте 24, 31 марта и 7 апреля 2019 г., 16:00
АНОНС
Все мы хорошо помним, что в СССР издавалось много переводной литературы из так называемых стран народной демократии в Восточной Европе. Сегодня интерес отечественных издательств к литературному процессу у наших соседей не ослаб и даже вырос. Надо отметить, что восточноевропейским литераторам свойственны те же тенденции, которые характерны и для западноевропейских и для российских писателей. В современной литературе превалирует так называемый магический реализм. Романы, написанные в этой стилистке, далеки от реальной жизни, и зачастую граничат со сказкой. Видимо, популярность этого направления у сегодняшних писателей вызвана желанием их читателей убежать от реальности. Но вряд ли это убегание поможет человеку улучшить свой внутренний мир. Поэтому сейчас так важны и насущно необходимы книги, заставляющие нашего современника взглянуть на себя со стороны и помогающие ему глубоко заглянуть в свою душу.
Из множества ныне изданных в России восточноевропейских писателей хотелось бы выделить всего несколько имен.
Роман «Матери» болгарской писательницы Теодоры Димовой рассказывает о мировоззренческом кризисе постсоветской Восточной Европы. Эта книга о болезненной нехватке любви и неспособности людей любить. В поле зрения автора отсутствие у людей радости даже при внешнем материальном благополучии, что в свою очередь порождает тоску и отчаяние, как отрицание мира и Неба. Человек постепенно превращается в смоляной котел тоски, в который своим эгоизмом и самолюбием он втягивает окружающих, и, поедая себя, он поедает других.
Теодора Димова призывает по-иному взглянуть на жизнь и понять важность умения благоговеть перед ней, ощущая бесконечную ценность каждого мгновения, каждого звука и каждого решения. Ведь за каждым словом скрывается реальность, которую надо понять, принять и научиться в ней жить. Но человек обманывает себя, думая, что старость далеко и она никогда не придет к нему. Однако старость оказывается ближе, чем думает человек, и если он не учился умению радоваться, она разрушает человека изнутри. Поэтому необходимо дорожить каждой минутой общения с ближними, не топить эти моменты в алкоголе и не тратить их на сидение у телевизора.
Самой беззащитной стороной в общей тоске и отчаянии, царящих в обществе, становятся дети. Общая беда детей из романа Теодоры Димовой – их ненужность в жизни взрослых. Родители, не щадя своих детей, дают им понять, что они помеха в их карьере и планах на будущее, которые не осуществились по причине их появления на свет. За эту бессердечность взрослых дети мстят бессердечностью еще более страшной, но жертвой их жестокости становятся невинные люди, желающие им помочь.
Роман венгерского писателя Яноша Хаи «Подземный гараж» – о предательстве любви, от которого происходит тотальное изгнание любви из человеческих сердец. Автор всей душой болеет за мир, так как в нем очень трудно найти любовь, когда она нужна как воздух, ибо ее, как и воздух, невозможно заменить никаким суррогатом. Янош Хаи предупреждает, что без любви формируется больное общество, состоящее из духовно искалеченных личностей, для которых правила игры заменяют подлинные чувства и отношения.
«Подземный гараж» – это чистое и незамутненное абстракциями повествование. Текст очень понятен, прозрачен и притягателен своей простотой. При всей простоте это обращение автора к читателю достигает важных смысловых глубин, не теряя при этом кристальной ясности изложения. Автор лишен желания самоутверждаться за счет читателя и потому в книге нет отвлеченных разглагольствований. Монологи героев пронзительны в своей честности и переполнены ключевыми психологическими символами.
Янош Хаи видит беду своего современника в таком феномене как «жизнь, отложенная на потом». Современный человек, по мнению Яноша Хаи, всю жизнь только готовится жить и надеется начать эту жизнь через некоторое время. Каждый новый день для него еще не жизнь. В настоящем времени он не живет. Все ждут «светлого завтра». Жизнь европейца и особенно жителя Восточной Европы, по мнению Яноша Хаи, сплетена из условностей, в которой главные компоненты – игра по правилам, притворство и соперничество.
В романе «Парень» Янош Хаи задается вопросом о возможности человеку и обществу начать жизнь заново. Человек, и в его лице все общество, имеет насущную потребность исправить прошлое обновлением настоящего. На протяжении всей книги вопрос о возможности начать историю мира, рода и человечества заново – встает снова и снова. Но невозможно начать новую жизнь, не приложив усилий по осознанию природы заблуждений предков, заменив эту работу простым отречением от них. Современный человек боится забот и бежит от них. Изгнать заботу – значит внести пустоту. Это изгнание осуществляется с помощью алкоголя. Побег от забот становится побегом в пустыню.
Проблематика романов Яноша Хаи созвучна произведениям сербского писателя Михайло Пантича, который пишет об одиночестве и отчуждении жителей Белграда, напряженно ищущих Бога и дороги к Нему. Часто они приходят к выводу, что до Бога нужно дорасти, проживая каждый день как можно полнее, отдавая себя кому-либо или чему-либо ценному. В сборнике рассказов «Старомодная манера ухаживать» Михайло Пантич голосами своих героев призывает ценить ближнего и общение с ним, ощущая радость даже проходя через испытания, которых на долю Сербии выпало немало в ХХ веке.
См. также: