6+

«17 февраля – страстная пятница русского монашества»

Программа Александра Крупинина

«Неделя»

Гость: протоиерей Владимир Сорокин

Прямой эфир: 29 января 2017 г., 16:30

АУДИО

 

Темы программы:

 

— День снятия блокады. Город Пермь подарил Петербургу икону Стефана Великопермского, в память того, что многие жители города были эвакуированы в Пермь.

 

Александр Крупинин: У меня родители познакомились в Перми в 1944 году, тогда этот город назывался Молотов.

 

— Настоятелю Казанского собора протоиерею Павлу Красноцветову исполнилось 85 лет.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Отец Павел родился в 1932 году – это начало «Безбожной пятилетки». Была систематическая государственная программа по уничтожению всего, что связано с религией. Его дедушку расстреляли в 1937 году. Моего дедушку расстреляли в 1938 году. Отец Павел пережил эти «пятилетки», я считаю, это человек – эпоха. Таких людей осталось очень мало.

 

— Закончились Рождественские чтения в Москве. Тема чтений: уроки столетия 1917 – 2017. События столетней давности имели духовные причины. На этой же неделе – 150 лет со дня рождения Патриарха Сергия (Страгородского).

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Мне не хватает точности в фактах. Историки даже друг с другом расходятся – сколько священников и мирян было убито? Сколько выслано? Сто лет прошло – пора уже посчитать до одного человека, по именам — каждого знать.

 

Звонок слушателя: Какова ваша позиция по поводу передачи Исаакиевского собора? Ведь, получается, выселяют людей, например, из Смольного собора выселили музыкантов. А кто будет платить за все – за освещение и так далее? Я в сомнении, когда слышу доводы тех, кто протестует против передачи этих храмов. Как вы прокомментируете эти доводы?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Позиция епархии изложена и известна: просим собор возвратить. «Дом Мой домом молитвы наречется». Это же провидческие слова на фронтоне храма. Храму возвращается то назначение, для которого он строился. И это – в соответствии с законом, мы не нарушаем закон. Почему Казанский собор – вернули, а Исаакиевский – нельзя? По какому принципу такая избирательность? Закон один и он касается всех храмов. И что мешает существованию и работе экскурсионного бюро в храме? Вход свободный должен быть в храм. Но и экскурсионная деятельность не отменяется.

 

Звонок слушателя: Что делается для прославления новомучеников?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Среди православных на Северо-Западе поименно вычислено около 6 тысяч репрессированных. Среди них почти половина – расстреляны. С 17 на 18 февраля 1932 года собрали монахов (по одним сведениям 318 человек, мы установили 220 пофамильно), и я обратился к владыке митрополиту с инициативой, чтобы в эту ночь по монастырям служили службу с поименным поминанием этих людей. Левитин-Краснов называет этот день «страстная пятница русского монашества». Единственно, чего я пока не могу узнать: по чьему распоряжению это было сделано?

И чья забота это всё выяснять, искать информацию – это должна быть забота и ответственность наших современных монастырей, современных монашествующих.

У нас в Петроградском районе был на Троицкой площади Троицкий храм. Его ведь почему уничтожили? Оказывается, товарищ Киров не выносил вида храма. А он ездил по Кировскому проспекту и не мог на этот храм смотреть. И разрушили! Эти исторические детали должны быть известны для нашего поколения.

 

Звонок слушателя: У нас названы именами Кирова и прочих деятелей улицы и парки. Но про них известно, что эти деятели занимались уничтожением народа, уничтожением Церкви. Что Церковь делает, чтобы убрать такие топонимы? И где инициативы называть улицы, наоборот, именами новомучеников? Этот вопрос беспокоит Церковь?

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Когда праздновали 2000-летие христианства, мы тогда обращались, чтобы переименовать Советские улицы в Рождественские. И что? На это нам даже и не ответили. Я слушаю радио «Град Петров», и когда тут рассказывается о таких инициативах, я всячески это поддерживаю. У нас было Постановление Архиерейского Собора, чтобы добиваться переименования улиц – такое Постановление на уровне священноначалия есть. Но, могу сказать, наша пассивность в этом отношении тоже есть. Но, как я смотрю, общество сегодня поляризуется, например, в истории с доской А.Колчаку. Или в истории с Исаакиевским собором. Поляризация мнений в обществе – это не очень хорошо. Суд решил, чтобы доску Колчаку сняли. А если ставить вопрос – вот у нас улица рядом с собором Церковная (была), а ее переименовали в улицу Блохина (революционера). Я, как настоятель, хотел бы вернуть название Церковная. Наверное, у нас не хватает умения организовываться, чтобы добиваться этого.

 

Александр Крупинин: Это свинство просто – у нас столько досок мемориальных Ленину и так далее, а одну мемориальную доску Колчаку – и то нельзя! Тогда ни о каком примирении речи не может быть, если вот эти множество досок революционерам висят, а одну Колчаку повесили – так немедленно снимите.

 

Звонок слушателя: Я с вами согласна. Но как нам себя вести, чтобы не поддаваться на провокации? Я предлагаю вместо митингов и антимитингов – посещать богослужения в Исаакиевском соборе. То же самое с переименованиями – надо действовать снизу, а не сверху, надо нам самим, жителям, писать и подавать заявления и так далее.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Единственная организация, которая поддержала Царя – это Союз русского народа. Все остальные 100 лет назад оказались не на высоте.

 

Звонок слушателя: А не кажется вам, что все началось еще до свержения Царя? Священники приняли Думу почему-то…

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Верно было сказано: революцию должны были сделать христиане. Но они не сделали революции, и в итоге ее сделали другие – но  с теми же лозунгами, с которыми должны были прийти христиане. Мы начали с того, что православные – пассивны. Значит, надо перестать быть пассивными.

 

Александр Крупинин: Ненависть классовая была уже заложена. Надо над этим работать – чтобы не было этого. Чтобы человек был в обществе уважаем. Чтобы сам себя человек мог уважать.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: У Достоевского Раскольников сказал: тварь я дрожащая или право имею? Так вот, если у человека есть осознание, что у него есть его права, то у него не будет таких вопросов. У человека должна быть возможность и кредит взять, и не попасть в кабалу… Это должны обеспечивать…

 

Звонок слушателя: Сегодня ситуация – предреволюционная. За последние 25 лет разграбили страну. А Церкви дали свободу для отвода глаз. Общество потребителей уже воспитали, теперь воспитывают общество рабов. А Церковь оставили – как и при фашистах, понимаете? И мы смиренно ничего не делаем.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Ситуация с Исаакиевским собором похожа на революционную. Не стоят ли за этими протестами какие-то кукловоды? Исаакиевский собор – чисто церковная тема, так почему ею вдруг так заинтересовались? Когда Казанский собор передавали – тоже были возмущения, но на какую тему? Стоял вопрос найти альтернативное здание для музея. И здание нашли. Работа музея продолжилась.

 

Звонок слушателя: Сегодня популярны так называемые реконструкции, когда люди одевают форму военных лет. И форму сотрудников НКВД тоже. Не культивируется ли сталинизм? У меня дед три раза при Сталине сидел, он священник был. Я думаю, что людей больше беспокоит не то, что собор вернули Церкви, а то, в какой форме это сделано. Почему улицы не переименовывают директивно? Взяли бы и переименовали… Но говорят – надо подходить осторожно, так нельзя… А тут – взяли и передали собор. Директивно. Это вызывает возмущения, а не сам факт передачи.

 

Протоиерей Владимир Сорокин: Церковь должна молиться за любую власть. И сегодня только Церковь говорит об уроках столетия. Я не знаю, где еще идет такое обсуждение.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru