Программа Александра Крупинина
«Неделя»
Гость: священник Николай Савченко
Прямой эфир 28 марта 2021 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— Выставка «Святейший Правительствующий Синод. 300 лет со дня учреждения».
300-летие начала Синодального периода в истории Православной Церкви в России.
— День независимости Греции 25 марта.
200-летие со дня начала войны Греции за независимость от османского владычества.
Роль Греческой Церкви в восстании против власти и борьбе народа за свободу.
— 220-летие со дня смерти императора Павла Первого.
По какой причине среди верующих началось почитание императора Павла I и можно ли его канонизировать?
Почему существует в современной церковной среде почитание императора Павла?
Характеристика личности Павла Петровича.
Павел I и Суворов.
Характеристика личности А.В. Суворова.
— Армения и Азербайджан – конфликтная ситуация и христианство.
Разрушение храмов.
Позиция России и других стран в данном конфликте.
— Многодетные семьи в России.
О помощи многодетным родителям.
…
Священник Николай Савченко:
— Вспомним, как некоторые святые, священномученики, образованные архиереи говорили о синодальном строе, например, владыка Иларион (Троицкий), который говорил примерно так: «Орёл самодержавия выклевал сердце Русской Церкви», – так немножко пафосно, ярко. Но в те годы это было, может быть, оправданным, как некая такая уступка критике, стремлению к изменениям в Русской Церкви, к каким-то плодотворным благим изменениям.
Александр Крупинин:
— Это он говорил когда – во времена до революции 1917 года?
Священник Николай Савченко:
— Нет, конечно. Это было уже после этого, уже была Октябрьская революция, это было на Поместном Соборе 1917-1918 годов.
Александр Крупинин:
— Так вообще может ли Церковь быть свободной в самодержавном государстве? Или в государстве-диктатуре? Наверное, нет. Даже если мы вспоминаем Византийскую империю, там тоже всегда были большие проблемы между императорами и патриархами.
Священник Николай Савченко:
— Да. Знаете, всё-таки Церковь должна быть вне политики, но не вне общества. И она будет, конечно, частью общества, и она будет, волей или неволей, принимать некоторые модели существования общества. Допустим, во времена единовластия тоже стремиться к такому единовластию, во времена демократии и каких-то споров и дискуссий – она тоже будет стремиться к тем же самым моделям своего устроения. Это, отчасти, нормально, потому что всё-таки Церковь состоит из членов Церкви, а члены Церкви – они и устраивают общественную свою жизнь, и одобряют её или критикуют её, и переустраивают, и вот эти устремления на политическом поприще отчасти переходят волей-неволей и в церковно-административную сферу. Поэтому, да, тут параллели будут происходить. Ну что ж, всё-таки в той же самой Византии, несмотря на единовластие римских, византийских императоров, очень часто патриархи выступали с достаточно четкими своими заявлениями, вплоть до, например, отлучений императоров от Церкви. За икономические нарушения, как то, например, когда вступали в сожительство блудные императоры, или заставляли венчать себя, или совершали какие-то другие деяния –патриархи жестко выступали. Или когда императоры начинали поддерживать ересеучителей, то патриархи, епископы поднимали свой голос, не боялись того, что они будут отправлены в ссылку, а на месте их встанут какие-то более покладистые для этих императоров патриархи. Такое было.
Самые яркие, может быть, примеры вопросов независимости Церкви, это случай Греции ровно 200 лет назад. Мы сейчас как раз отмечаем 200-летие греческого восстания. И когда патриарх Григорий V, Константинопольский патриарх, был замучен османскими властями за поддержку греческого восстания. И здесь Церковь показала…
Александр Крупинин:
— Тоже не сразу, не сразу греческая Церковь поддержала это восстание.
Священник Николай Савченко:
— Да, вы правы. Надо облечь эти слова в более правильную, с исторической точки зрения, форму. … Вот как раз в эти дни отмечается греческое восстание, которое произошло на Благовещение Пресвятой Богородицы, но празднуют они его 25 марта – по новому стилю. … Это великий греческий национальный праздник. И это не только национальный праздник. Но это было такое событие, которое потом очень-очень сильно повлияло и на нашу родину, на Россию. И впоследствии и политика, и устремления нашей страны, после этого в течение многих-многих лет, почти столетие, они были вдохновлены вот этим духом взаимопомощи, взаимовыручки греческого народа, и не только греческого, вообще балканских народов, когда они выступали за своё освобождение. И наша страна тоже оказала, конечно, большую помощь греческому народу, ведь греки очень сильно страдали от притеснений, … и, конечно же, народы Балкан страдали от этого и время от времени поднимались на восстания, и эти восстания подавлялись жестокой карающей рукой. И наша страна тоже сочувствовала и помогала грекам, но не всегда могла помочь. И то, что произошло 200 лет назад, все равно главную тяжесть побед вынес, конечно, сам греческий народ. И мы, Россия, но и также другие европейские страны, которые всё-таки сильно помогали, мы были лишь помощниками, сочувствующими, помощниками, но, конечно же, не главной силой. Но порой наша сила, наша помощь оказывала, конечно, огромное содействие молодым греческим бойцам, и армии, ополчению, и флоту, которые на утлых судёнышках оборонялись против огромного турецкого и египетского флотов. Сколько страданий было перенесено, сколько городов было разрушено. И казнено, и не только самих бойцов, но и женщин, и детей, и сколько было обращено в рабство, конечно, этот стон греческого народа разносился по всей Европе и волновал умы и сердца европейцев, и просвещенных, и христиан глубоко верующих, и простых представителей народа. И, конечно, для греков это великий праздник и такой великий юбилей.
И этот юбилей, и это наше содействие, и наша дружба, и такое братство и взаимовыручка русских и греков во время этой греческой войны за независимость, она больше, нежели даже сегодняшние наши сиюминутные, временные разногласия на церковном поле, церковно-административном, каноническом. То, что было тогда – оно имеет гораздо больший масштаб, гораздо большее и эпохальное значение, нежели то, что вот мы видим сейчас.
…
Тогда и войска наши направлялись на помощь им, и наш флот тоже ходил неоднократно в Средиземное море, далеко от наших границ, и тоже помогал грекам, вместе с англичанами и с французами, помогал, и эта помощь была справедливой и правильной.
И вот почти 100 лет наша внешняя политика была вдохновлена этим как правильным делом.
А что касается Григория V, ведь что произошло, если кратко. Ведь тогда Константинополь, который сейчас практически полностью – город, заселенный турецким большинством, практически весь, то тогда он был заселен лишь наполовину, половина населения была греки, но ещё часть населения были армяне, и даже евреи проживали там в большом количестве. Греков было очень много, и греки всё-таки подчинялись, конечно же, султану, платили ему дань. И когда началось восстание греков в Греции, то греческий патриарх, Константинопольский патриарх Григорий, он, совершенно очевидно, боялся того, что начнутся серьезные погромы греков, и поэтому он вынужден был отлучить восставших греков и заявить о том, что он не имеет никакого касательства к этому восстанию. Но очевидно, что среди греческого населения Константинополя многие были всё-таки вдохновлены этим восстанием и ждали возможности нанести поражение своим поработителям. Но патриарх не мог себе это позволить, поэтому он всячески отказывался, потом от него потребовали отлучить всех сторонников, он отлучил их, и получилось так, например, что греческие епископы в самой Греции, в Греческой митрополии, они поддержали, конечно же, восставших, и тем самым оказались как бы под таким смущением, что патриарх отлучает всех, кто поддерживает, и они, высказавшиеся в поддержку, тоже оказывались как бы под осуждением. И поэтому возникла та самая Элладская Церковь, которая сейчас существует.
Многие говорят: почему так, почему в Константинополе свой патриарх – Вселенский патриарх, а почему в Элладе своя автокефальная Элладская Церковь?.. Вот потому что греки восстали, и их свобода не могла быть связана узами патриарха, который находился в Константинополе, и который должен был все свои действия и все свои проповеди, и слова, и обличения даже соотносить с Высокой Портой.
И поэтому Элладская Церковь стала независимой и долгое время даже считалась как бы находившейся в расколе с Константинополем.
Но впоследствии это положение было, конечно же, легализовано. И, в общем-то, и весь православный мир тоже воспринял это явление, вот этот такой временный раскол, как вынужденное явление, и при, может быть, при административной однозначности, что патриарх осудил епископов, то духовно, конечно же, Православная Церковь относилась с пониманием. И другие Поместные Церкви тоже относились с пониманием к этому. И поэтому вот это административное разделение было уврачевано.
Но перед этим сам патриарх, который вынужден был произнести клятвы на восставших, и вынужден был признать отлученными и тех священнослужителей, и даже епископов, которые поддержали восставших, он, даже несмотря на это, был всё-таки низложен и казнён, повешен на воротах патриархии.
И он воспринимается, конечно же, греками как мученик, как национальный мученик. И несмотря на некоторые его уступки османской власти, вот на эти клятвы, которые он произнёс, всё равно он считается мучеником. И его мученичество – оно превозмогает вот те некоторые уступки, и считается, что он их сделал не ради себя, а он принес себя в жертву ради того, чтобы уберечь других греков, свою паству, от страшных погромов. Вот поэтому такое снисхождение к нему.
И такой ещё эпизод – когда он был низложен по приказу султана, и были назначены выборы следующего патриарха (следующий патриарх очень недолго проправил), и когда избранный новый патриарх выходил из патриархии, чтобы идти к султану на утверждение, то он прошёл уже мимо висящего на воротах казненного патриарха Григория V. Это был такой тоже очень знаковый, страшный момент.
…
Полностью слушайте в АУДИО.
…
См. также:
Священник Николай Савченко. Передачи на Сервисе скачиваний
…
ВИДЕО