Петр Евгеньевич Бухаркин
Михаил Васильевич Ломоносов. К 300-летию со дня рождения
Часть 1
19 ноября 2011 г.
19 ноября 2011 года мы отмечаем один из самых значимых юбилеев этого года: 300 лет со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова.
М.В.Ломоносов, с точки зрения литературы, это исключительное явление. Об этом очень хорошо сказал в последнем своем стихотворении Владислав Ходасевич – в стихотворении, посвященном четырехстопному ямбу, и, во многом, первой оде Ломоносова – так называемой «Хотинской оде». Вспоминая эту оду, Ходасевич – поэт, от Ломоносова все-таки очень далекий – очень справедливо говорит, что именно с этой оды и начинается жизнь подлинной русской поэзии, той поэзии, к которой он причислял и себя.
Из памяти изгрызли годы,
За что и кто в Хотине пал,
Но первый звук Хотинской оды
Нам первым криком жизни стал.
Тогда на холмы снеговые
Камена русская взошла
И чудный голос свой впервые
Далеким сестрам подала.
Об этом, почти одновременно с Ходасевичем – чуть раньше писал и выдающийся русский филолог, литературовед Лев Васильевич Пумпянский, который справедливо замечал, что вдруг стало видно, что между Ломоносовым и Кантемиром, Тредиаковским, Симеоном Полоцким – бездна, а от Ломоносова к Пушкину – совсем близко. Ломоносов действительно знаменовал своим творчеством то, что мы называем «русская классическая традиция».
И в юбилейный год, в год 300-летия наша главная задача – постараться осознать, что Ломоносов нам интересен (или может быть интересен) именно как первый русский классический поэт.
Именно Ломоносовым был избран главный источник горения творческого духа, который на последующие 300 лет станет главной, даже почти навязчивой темой русского слова, русской мысли – Россия.
Как начиналась классическая русская литература? Почему именно Ломоносов оказался у ее истоков? В чем Ломоносов расходился со своими современниками-литераторами – что сделало его основоположником великой русской классики в литературе? Живы ли творческие принципы Ломоносова по сей день? Какова роль латинского, греческого и церковнославянского языков в становлении «великого русского слова»? Чему наследовала Россия в литературном мире – Античности, Средневековой Европе, Древней Руси? Какая традиция была избрана Ломоносовым, по каким причинам, как именно он ее использовал? Как в поэзии Ломоносова проявляется религиозность? Легко ли современному человеку читать произведения Ломоносова?
Отдельная тема – звучание наследия Ломоносова в творчестве современных русских поэтов. Например, в поэзии Ольги Александровны Седаковой:
Кто любит слово, тот его и знает,
Кто любит звук, тому он и звучит:
Как в адаманте луч, петляет и бряцает
Внезапным росчерком ирид.
И в светлом облаке звучанья
Его вознаградит сполна
Царей и царств земных напрасное мечтанье,
Возлюбленная тишина.
См. также:
19 ноября 2011 года мы отмечаем 300-летие со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова. Беседа о Ломоносове выдающегося филолога, литературоведа Петра Бухаркина. Часть 2
«Ломоносов всегда упоминал крестьян в своих проектах». В программе Екатерины Степановой «Русский Север» главный хранитель Кунсткамеры Наталья Копанева рассказывает о вкладе М.В. Ломоносова в российскую географическую науку. Эфир 29 ноября 2017 г. АУДИО
В программе Екатерины Степановой «Русский Север» продолжается рассказ о Михаиле Ломоносове и Географическом департаменте Академии наук. Вторая часть интервью с Натальей Копаневой, главным хранителем Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Эфир 6 декабря 2017 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Это ведь и до сегодняшнего дня так, когда чиновник выше ценится, чем ученый». В программе Екатерины Степановой «Русский Север» – третья часть посвященного М.В. Ломоносову интервью с Натальей Копаневой, главным хранителем Музея антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера). Эфир 13 декабря 2017 г. АУДИО + ТЕКСТ