Темы передачи:
Программа Александра Крупинина «Неделя» – священники комментируют события прошедшей седмицы. Гость программы: протоиерей Владимир Сорокин, настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга.
Прямой эфир: 29 марта 2015 года. Аудио ВКонтакте
Александр Крупинин: У нас в гостях настоятель Князь-Владимирского собора Санкт-Петербурга, профессор, протоиерей Владимир Сорокин. Я хотел начать с того, что именно в Вашем соборе будут проходить основные праздничные мероприятия, посвященные году Князя Владимира. Как идет подготовка и празднование?
о. Владимир Сорокин: Наш собор является орденским собором, единственным во всей Русской Православной Церкви, является центром и местом хранения орденских наград и ордена святого равноапостольного князя Владимира. Сейчас проводится очень много мероприятий, связанных с этим празднованием.
Мы сделали ремонт храма внутри, сейчас снаружи собор полностью в лесах, делается полная капитальная реставрация собора, потому что со дня его открытия не было больших ремонтов.
Пришла комиссия по охране памятников культуры, поступила команда со стороны города – привести собор в такое состояние, чтобы он свидетельствовал о силе и славе, поскольку главные торжества будут проходить у нас в соборе или летом (28 июля), или осенью, или даже в мае, когда приедет Святейший Патриарх.
Сейчас ремонт притормозился, потому что оказалось, что денег не хватает (финансирует город) – на внешний ремонт, а внутренний мы сами, с помощью благотворителей, уже почти все сделали, и Пасха у нас будет в отремонтированном изнутри храме. Ну, а остальное, будем надеяться, что Господь поможет.
С точки зрения организационной, мы готовим часть программ, у нас записывается диск церковных песнопений трех наших хоров, посвященный князю Владимиру.
Сейчас мы выпускаем серию открыток (100 штук), каждую с отдельным изображением и каждую по своей теме, посвященную раскрытию роли и значения святого равноапостольного князя Владимира и собору его имени.
Мы так сделали потому, что есть согласие городского комитета по образованию, чтобы все учащиеся школ прошли тему о князе Владимире с посещением нашего собора. Эти экскурсии уже идут, и я сам провожу их большую часть, интерес большой. Когда мы расстаемся, мы каждому даем по этой открытке, каждому свою. Дети рассматривают их, делятся впечатлениями, и это начало обсуждения, диалога на важную тему.
Кроме того, мы сделали «1000 заветов князя Владимира» (тысячелетие ведь!). Князь Владимир завещал нам Православие, а это Священное Писание и Священное Предание.
Мы взяли из Священного Писания часть стихов, которые сегодняшнему человеку понятны и полезны (книга притчей Соломоновых, псалмы). Каждый стих мы выделили, наклеили на открытку – и вот уже почти 500 Заветов князя Владимира. Люди изучают Священное Писание и знакомятся с этими нравственными наставлениями. А Предание – это высказывания святых отцов, мы их тоже подобрали, взяли еще пословицы и поговорки, основанные на стихах Писания, и у нас получилось 1000 Заветов. Человек посещает собор, возьмет эту открытку и посмотрит: что ему сегодня Господь вещает через князя Владимира. Это была распространенная наша традиция на Руси.
Еще мы специально создали сайт «Тысячелетие преставления святого равноапостольного князя Владимира», там размещена информация и открыт форум, чтобы люди могли участвовать в обсуждении, дискуссии, чтобы дать возможность людям прикоснуться к духовной сокровищнице. Особенно это актуально для молодежи, которая пользуется интернетом. И еще у нас есть целый набор открыточек с текстами, что конкретно сделал князь Владимир. Например, вместе с греками, с Православием пришла к нам гречневая каша.
С князем Владимиром же связано и развитие иконографии, градостроительства, храмостроительства. Надо сказать, что в школьном учебнике эта тема раскрыта какими-то общими словами, нет конкретики.
Для меня князь Владимир – как руководитель хора: вот он хочет разучить какое-то новое классическое произведение. Сначала сам его изучает, задает тон – и хор исполняет. Князь Владимир сам почувствовал, что это важно и интересно, задал тон – а дальше уже Русь услышала (в виде талантливых наших храмостроителей, композиторов, поэтов, писателей, градостроителей, иконописцев) – и пошла развиваться. И тысячу лет спустя мы можем видеть уже итог его великой работы. Князь Владимир – это святой русских, и белорусов и украинцев, всех славян.
Вопрос слушателя: В этом году мы отмечаем 70-летие победы в Великой Отечественной войне, а на радио Град Петров часто говорят «Вторая мировая война». Почему такое различие?
Александр Крупинин: Я могу сказать, если позволите, в чем там суть. Название Великая Отечественная война (которая началась 22 июня 1941 года) придумал Сталин для того, чтобы отделить начало Второй мировой войны, которая началась в сентябре 1939 года. А началась она в результате реализации протоколов, подписанных Молотовым и Риббентропом, в которых и Россия и Германия выступали, как агрессоры, которые разделили Польшу и другие страны. Поэтому для того, чтобы этот, не очень приятный для нас момент, постараться забыть и не замечать, то мы начинаем все с 22 июня 1941 года, когда мы оказались жертвой агрессии.
о. Владимир Сорокин: Термин Великая Отечественная война принят Церковью, но каждый человек имеет право на свою точку зрения. В моем сознании сформировалось – Отечественная война 1812 года и Великая Отечественная война. А война 1939 года вообще отсутствовала в советской историографии, как и Первая мировая война. Для меня и моего поколения она действительно Великая Отечественная война.
Александр Крупинин: К сожалению, историю формируют те, кто находятся у власти. У Оруэлла: «кто владеет настоящим, тот владеет прошлым, а кто владеет прошлым, то владеет будущим». Избавить всю историю от мифов очень сложно.
Вопрос слушателя: Радио очень мало говорит о войне, мало положительных передач, которые бы давали пример молодым. Сейчас такое трудное время, идет гражданская война… И к чему мы придем? Я пережила войну, потеряла родителей. Мы никого не убивали, никого не преследовали, мы все учились, получили образование, и в результате получается, что мы, Советский Союз – это серая масса. Надо думать о будущем, уже пора войну этих воспоминаний забыть и навести мир. Люди, которые убивали, совершали преступления, они ответят перед Богом. А вы все время осуждаете. А кто дал право нам осуждать? Мы не имеем права, только Господь нас осудит.
о. Владимир Сорокин: Я с Вами солидарен, что пережили очень трудное время. Советская эпоха совсем недавно закончилась, ее еще только начинают осознавать и обдумывать, глубоко изучать. И новое поколение, которое пришло, оно на своем опыте, исходя из своего представления о том времени (когда они его основательно изучат) – сделает свои выводы.
Иногда создается впечатление, что была только одна сторона дела, а вторая замалчивается. Например, великолепные передачи по «Граду Петрову» о Псковской Духовной миссии, это одна сторона дела. Но на другой стороне немцы на Украине – в Корюковке, под Крапивной сгоняли людей в храмы и поджигали вместе со священником.
Было бы правильно так: если сказали об одном, то скажите и о другом, как батюшки переживали, как Церковь жила здесь. Только за то, что прочитал батюшка в Киеве воззвание Патриарха Сергия, его тут же немцы расстреляли вместе с верующими. Не надо делать крен.
Сейчас идет накопление материала, открываются архивы, открываются новые факты. Я хотел бы, чтобы мы, и одна и другая сторона, научились вести диалог, поиск и накапливать материал. Когда будут открыты все документы, все факты, наши последователи придут к объективной оценке.
Александр Крупинин: Нет, они не придут. О князе Владимире спорят уже тысячу лет.
о. Владимир Сорокин: С 1812 годом уже все ясно, пришли к объективной оценке.
Вопрос слушателя: Какой-то определенный баланс должен быть в этом вопросе. Но когда мы в течение 70-ти лет были лишены какой бы то ни было информации о том черном, что было в истории нашей страны – понятно, что сегодня она должна нам открываться. И нам всем, прежде, чем о чем-то рассуждать, надо это выучить. И если людям повезло, они жили в двух наших столицах, получили образование, то нужно помнить и о том, как жили люди во всей стране, как они жили в колхозах, без паспортов. Вот у них надо спросить, довольны ли они были колхозным строительством, общим уровнем жизни. Почему у нас все убежали из деревни, как только выдали им паспорта?
о. Владимир Сорокин: Не надо смотреть на историю (блокаду, войну), как на наказание Божие. Потому что когда вы рассматриваете историю, как наказание, вы ищете врагов, виноватых. А если вы смотрите на историю, как на испытание, посланное Господом, тогда вы ищете и в себе какую-то сопричастность к этому, и видите, кто как выдержал эти испытания, тогда – поиск и диалог.
Александр Крупинин: Я хочу напомнить слова главного редактора нашего радио, отца Александра Степанова, которые он сказал в прошлой передаче: если мы забудем обо всем (как предлагает первая слушательница), и не будем делать выводы из того, что было, мы будем всегда ходить по одному и тому же кругу, совершать одни и те же ошибки.
И мы сейчас опять возвращаемся абсолютно к тому же самому, что было тогда. И если мы не осмыслим, если не скажем, что это был дьявольский строй, мы вернемся опять к тому же.
о. Владимир Сорокин: Сейчас еще рано навешивать ярлыки. Господь все поставит на свои места. Самое страшное в истории, когда начинают противопоставлять, это та же классовая борьба, которая сидит в нас.
Александр Крупинин: Дело в том, что если мы не осознали, что там произошло, в те времена – мы возвращаемся к тому же самому. Сейчас, если мы включим телевизор, мы увидим то, что было в советские времена – единомыслие и пропаганду, которые были тогда. Сейчас стало хуже.
о. Владимир Сорокин: А я вижу: идет накопление фактов и их осмысление. Нужно выслушать мнение обеих сторон и на основании консенсуса мы должны прийти к тому, чтобы созидать, а не разрушать.
Александр Крупинин: Никогда этого не будет. Если Вы считаете, что красивое – черное, а я считаю, что красивое – белое, то мы с Вами к консенсусу не придем. Между дьяволом и Богом не может быть консенсуса.
о. Владимир Сорокин: Христос с дьяволом вел диалог, когда тот искушал Его в пустыне? И нас Господь призывает к диалогу. Я верю в оптимизм Православия и в его трезвый подход. И нас Господь искушает на возможность выработки такого диалога, в котором мы должны научиться выслушать и одну и другую сторону, и подать пример нашим детям, внукам, учащимся, чтобы у них не воспитывалось чувство агрессии по отношению к какому-то периоду нашей истории.
Александр Крупинин: Это очень важная тема, и именно понимание, где добро, а где зло – вот для чего существует наша радиостанция. А когда мы пытаемся смешивать в одну кучу добро и зло, и говорить, что и то и другое хорошо, и это другое надо вспоминать и уважать, потому что это все ценно само по себе, то мы перепутаем добро и зло и опять попадем в лапы того самого зла, которое держало нас в своих лапах 70 лет.
А при Николае II — что? Хорошо было? А то, что простой народ неграмотный ходил и забитый? То, что львиная доля доходов от производства уходила заграницу? А то, что людям некогда было с детьми своими заниматься, работая по 12 часов в сутки, а царь на это отвечал своим доносчикам: «Не важно» (есть такой офиц.документ с его подписью)? Это разве не «время зла»?? А «Кровавое Воскресенье» так называемое? Это — что? А впереди того шествия кто был, знаете? Поп Гапон — священник, который потом скрылся, а простой народ с женщинами и детьми был расстрелен (кто сомневается, можете почитать книгу Карла Юнга, где упоминается о женщине, его клиентке, которая там была и все видела)! Какие доказательства вам еще нужны, чтобы понять, что такой царский строй доводил людей и страну до развала! Это, по-вашему, что было?
Стоит памятник Владимиру Великому на днепровских кручах… На него указывает крест образованный на земле, мы бы сказали по воле Божьей. Это видно на любой карте г. Киева. Соедините условной линией строения святой Софии с строениями Михайловского собора, Андреевскую церковь с памятником архистратигу Михаилу. Равносторонний Крест. Не случайно земля святой Софии не приняла патриарха раскольника Владимира (похоронен под забором) По всей видимости где то с этих мест пойдет единое направление в православии, а дальнейшее развитие Новая Церковь, православная, получит в РОССИИ. Поздравляем всех русских с почетной и ответственной миссией. МИРА ВАМ!