И.К. Айвазовский. Всемирный потоп. 1864
Программа Екатерины Степановой
«Радиоэкскурсии»
Выставка в корпусе Бенуа Государственного Русского музея
«Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения»
21 декабря 2016 г.
АУДИО
21 декабря 2016 года в Русском музее открылась выставка «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения». Вероятно, пояснять, кто такой Айвазовский, в нашей стране никому не надо. Да и не в нашей тоже. Рекламировать одну из крупнейших выставок его работ, скорее всего, тоже не требуется. Разве что сообщить, где и когда она проводится. И, тем не менее, Русский музей организовал пресс-показ выставки, чтобы через журналистов донести до посетителей какие-то важные моменты: может быть, еще раз напомнить о значении Айвазовского, о его личности, о его творчестве.
Помимо собрания картин И.К. Айвазовского из Русского музея на выставке представлены экспонаты из музея-заповедника «Петергоф», музея-заповедника «Царское Село», Третьяковской галереи, Феодосийской картинной галереи, Военно-морского музея, из частных коллекций. Впервые представляются два полотна из Адмиралтейства – Военно-морской академии. Также посетители могут увидеть личные вещи художника – мольберт, кисти, ружье, кресло – все эти предметы предоставила Феодосийская картинная галерея. Экспозицию выставки дополняют морские раритеты – рында, корабельная пушка, якоря, Андреевский флаг, предметы из парадных фарфоровых сервизов императорских яхт с фрагментами живописных произведений Айвазовского. Однако это не просто «антураж», составляющий атмосферу выставки. Все эти предметы были в настоящем деле – пушка стреляла во время морского сражения, флаг развевался в настоящем морском походе, якорь был брошен во время одной из стоянок настоящего корабля.
Личность и творчество Айвазовского еще при его жизни вызывали как восхищение, так и критику. И споры эти не умолкают до сих пор. Кому-то он кажется скучным, кто-то низводит его творчество до ремесленной, хотя и талантливой, поделки. Однако никого творчество успешного мастера не оставляет равнодушным. Наверное, потому, что морская стихия, которой он посвятил всю свою жизнь в искусстве, также никого не оставляет равнодушным. И как-то трудно сейчас поставить в один ряд с великим маринистом кого-то, кто с таким же мастерством мог бы передать до мелочей всю палитру красок моря и все тонкости движения воды.
Григорий Наумович Голдовский
О выставке «Иван Константинович Айвазовский. К 200-летию со дня рождения» рассказывает заведующий отделом живописи XVIII – начала XIX века Русского музея Григорий Наумович Голдовский.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.