6+

Александр Мраморнов. «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.»

kniga

Программа Марины Лобановой
«Книжное обозрение»

Александр Мраморнов
«Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.»

 

Книга «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.» вышла в 2013 году. Книга уникальная, т.к. ее составитель, гость программы «Книжное обозрение» на радио «Град Петров», впервые предлагает опыт публикации полного корпуса архивных документов, рассказывающих об одном из первых публичных антицерковных судов в Советской России.

Александр Мраморнов – церковный историк, секретарь Ученого совета Общецерковной аспирантуры и докторантуры. По его мнению, в настоящий момент наша Церковь находится только в начале пути раскрытия своей истории в XX веке. Слишком многие архивы еще не раскрыты, а из раскрытых – не опубликованы. Не говоря уже о больном вопросе: доходят ли редкие книги по церковной истории XX века (даже жития Новомучеников и Исповедников) до массового читателя?

Книга «Судебный процесс против саратовского духовенства в 1918-1919 гг.», которую выпустили совместно издательство Новоспасского монастыря и издательство Саратовской митрополии, а Предисловие к ней написал председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Волоколамский Иларион, предлагает читателю напрямую соприкоснуться с теми событиями, которые мы называем гонениями на Церковь, услышать прямую речь гонителей и обвиняемых, зафиксированную в документах судебного процесса.

 

Презентация книги состоялась 28 марта 2013 года в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре г. Москвы, на мероприятии наместник монастыря епископа Воскресенский Савва сказал: «Как мало мы знаем о новомучениках! Около двух тысяч имен внесены Церковью в святцы за тринадцать лет, прошедшие с момента проведения Юбилейного Архиерейского Собора 2000 г. Но в значительной своей массе эти имена ни о чем не говорят большинству наших сограждан. У нас порой нет даже возможности вспомнить о них. Улицы наших городов, даже нашей столицы носят имена писателей, поэтов, ученых. Часто они носят имена и тех, кто по сути дела являются преступниками, гонителями и мучителями сотен и тысяч ничем неповинных людей. И при этом мы не называем улицы и города в честь тех, кто своей правдивой жизнью, стойкостью взглядов, принципиальностью позиции заслуживает доверия, уважения, восхищения и поклонения. Я говорю о тех, кого наша Церковь включила в Собор новомучеников и исповедников, а также имею в виду и других многочисленных жертв, чьи останки покоятся в рвах Бутовского полигона, Коммунарки и других подобных скорбных мест по всей территории Руси».

Процесс над саратовским духовенством в начале советского богоборческого режима – это суд над святыми, два фигуранта этого дела, епископ Герман (Косолапов) и священник Михаил Платонов, прославлены в числе Новомучеников Российских. Как рассказал А. Мраморнов, это были два противоположных человеческих типа: владыка Герман был кротким, смиренным пастырем, а отец Михаил активно участвовал в политической жизни, баллотировался в Учредительное собрание. Но оба они вместе совершили подвиг веры, свидетельства верности Христу перед лицом смертельной опасности.

 

 

Автор публикации А. Мраморнов называет корпус документов уникальным не только потому, что они рассказывают о святых новомучениках, но и в связи с тем, что судебные материалы «отражают противоборство сторон как редко какое другое свидетельство эпохи революции и гражданской войны». По его словам, непримиримое столкновение позиций обвиняемых – епархиального совета в составе епископа, клириков и мирян, с одной стороны, и новой большевистской власти, которая руководствовалась даже не своими собственными законами, а соображениями «революционной целесообразности», с другой стороны, стенографически зафиксировано в опубликованных материалах. «Это живая речь в жестких, критических условиях. Люди, защищавшие себя, говорили под угрозой расстрела», – отметил А. Мраморнов.

Историк включил в издание и документы другого типа: это подписи саратовцев в поддержку гонимого духовенства. Десятая часть населения третьего по величине города России не побоялась поставить свои подписи под петицией. Ценность публикации этого документа также и в том, что потомки могут найти имена своих предков, не побоявшихся открыто выступить в защиту своей веры.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru