Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, и кто-нибудь из вас скажет им: “Идите с миром, грейтесь и питайтесь”, но не даст им потребного для тела: “Что польза?” Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе.
Послание апостола Иакова, гл.2, ст.15-17.
В наше время, когда вновь появилась возможность заниматься благотворительной деятельностью, мы обращаемся к забытому опыту прошлых лет, который остается важным, интересным и поучительным для нас. Прерванная в годы советской власти традиция благотворительности заставляет нас обратиться к опыту дореволюционной России. И в первую очередь, к богатейшему опыту, накопленному церковно-приходскими благотворительными обществами. В начале 60-х годов XIX века, сразу после крестьянской реформы, получила развитие новая форма благотворительной деятельности. При приходских храмах стали формироваться приходские благотворительные общества. Это были добровольные объединения людей, желающих безвозмездно помогать бедным. Вся деятельность их была тесно связана с христианской верой и основывалась на словах апостола Иакова о том, что “вера без дел мертва” (послание апостола Иакова, гл.2, ст.20).
Первое благотворительное приходское братство было создано в Санкт-Петербурге в 1863 г. при храме Рождества Христова на Песках. В первые годы своего становления, не встречая поддержки и понимания, оно испытывало очень большие трудности. В 1864 г. император Александр II издал закон, утверждающий православные церковно-приходские братства в России, и с этого времени стала развиваться благотворительность при приходских храмах.
Вторым созданным в Санкт-Петербурге приходским благотворительным обществом, но первым получившим разрешение на открытие, было общество при храме Благовещения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове. Проект устава, написанный священником этого храма Н.Н.Делицыным, лег в основу почти всех благотворительных приходских обществ в Санкт-Петербурге. По образцу Рождественского и Благовещенского стали открываться благотворительные общества при других приходских церквях. В 1865г. – при храмах Владимирской иконы Божией Матери и Знаменской иконы Божией Матери, в 1867 – при Пантелеимоновской церкви, в 1868 – при Симеоновской церкви, а в 1869 были открыты общества при Сергиевском и Андреевском соборах.
* * *
Общество, открытое при Андреевском соборе, первоначально называлось “Благотворительное общество для вспомоществования всем бедным, без различия вероисповеданий, живущим в районе православного Андреевского собора на Васильевском Острову”.
В отличие от предшествующих, оно было основано не священнослужителями, а небольшой группой прихожан собора, известных своей общественной деятельностью. Они сами составили устав общества, обратились к духовенству, у которого нашли поддержку, и получили благословение у митрополита Исидора.
16 марта 1869 г. после литургии и молебна в Андреевском соборе настоятель сообщил прихожанам об открытии благотворительного общества и призвал жертвовать на помощь малоимущим. Был образован Совет, в который согласно уставу общества, обязательно входили священнослужители собора и церковный староста. На момент основания общества ими были: настоятель собора протоиерей Камчатов А.Г., священники Налимов П.А. и Гиацинтов П.С., диакон Благовещенский В.А. и староста Терешин И.В. Членами Совета стали попечители: Богданов С.Ф., Белянин А.И., Вологдин А.А., Иконников И.А., Кавелин К.Д., Протопопов Д.С., Раменский Г.С. и Семенов П.П (с 1906 – Семенов-Тян-Шанский). Председателем общества был избран А.П.Заблоцкий-Десятовский. Члены Совета были хорошо знакомы между собой, были связаны дружескими отношениями и были людьми образованными, обеспеченными и влиятельными. Они понимали благотворительность как сострадание к ближнему и нравственную обязанность сильных помогать слабым.
Общество поставило своей целью помогать истинно бедным – вдовам, сиротам, престарелым, больным, обремененным большими семействами, тем, кто не мог прокормить себя своим трудом и проживавшим в приходе Андреевского собора. При основании общества территория прихода была разделена на 10 участков. За участками были закреплены члены-попечители, в обязанность которых входило посещать бедных в их жилищах для собирания сведений о них и определения меры денежного пособия. В 1890 г., когда возросло число попечителей, приход разделили на 14 участков.
* * *
Андреевское приходское благотворительное общество было семейным делом Семеновых-Тян-Шанских. Известный всему миру как путешественник и государственный деятель, географ и геолог, ботаник и энтомолог, искусствовед и коллекционер, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский принимал самое активное участие в деятельности этого общества.
Первым председателем общества был тесть Петра Петровича Андрей Парфенович Заблоцкий-Десятовский (1808–1881) – член Государственного Совета, общественный деятель, принимавший участие в подготовке крестьянской реформы 1861 г. Благодаря его разумному руководству общество быстро окрепло и стало привлекать к себе лучшие силы Андреевского прихода. В некрологе о нем, помещенном в отчетах общества, сказано, что Андрей Парфенович “был образцовым главою общества и достойнейшим его председателем, глубоко проникнутый состраданием к страждущему человечеству и сознанием своих обязанностей”.
После его кончины председателем общества стал Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский (1827–1914). Участие Петра Петровича в благотворительной деятельности – забытая страница его биографии. Он не только принимал активное участие в работе общества, но являлся одним из немногих исследователей и опытных организаторов благотворительности. При его участии в 1877 г. Центральным Статистическим комитетом, директором которого он был, изданы “Статистические сведения по общественному призрению С-Петербурга” в трех томах. К этому изданию приложена уникальная карта Санкт-Петербурга, где особыми значками отмечены благотворительные заведения города и указаны границы церковных приходов. Также при его участии в 1880-86 гг. Императорское Человеколюбивое общество выпустило “Сборник сведений по общественной благотворительности” в 7 томах. Петр Петрович работал в Андреевском обществе с первых дней его основания, будучи сначала попечителем. В его обязанности входило обследование бедных в их жилищах. Он спускался в подвалы и поднимался на чердаки. Многих своих подопечных он знал по именам, хорошо помнил обстоятельства их жизни. Он сам был жителем Андреевского прихода, и на доме, в котором он жил (8 линия, дом 39), сейчас находится мемориальная доска. С 1881 г. в течение 32 лет до конца своей жизни Петр Петрович не слагал с себя обязанностей председателя Андреевского благотворительного общества. Несмотря на то, что помимо своей обширной научной деятельности, в 1882 г. он назначается сенатором, а в 1897 г. – членом Государственного Совета. Главной его помощницей была супруга Елизавета Андреевна (1842-1915). В 1879 г при обществе был учрежден Дамский комитет для надзора за приютами, председательницей которого она была. В Дамский комитет входило 8 человек из прихожанок собора и среди них ее родная сестра Ольга Андреевна Саблер. Разделив между собой дни недели, члены этого комитета ежедневно посещали приюты общества, поочередно наблюдая за порядком, чистотой и благоприличием в них. Елизавета Андреевна лично заботилась о детях, о судьбах выпускников, подбирала преподавателей для приюта, делала детям подарки к праздникам от себя. Среди преподавателей приюта была ее племянница Елизавета Яковлевна Грот и дочь Ольга Петровна. Членом Совета и попечителем был старший сын Петра Петровича Дмитрий Петрович. После смерти отца в 1914 г. он стал председателем общества. В работе общества в качестве попечителя принимал участие их родственник Владимир Карлович Саблер (1845-1927), обер-прокурор Святейшего Синода в 1911-1915 гг., который был женат на сестре Елизаветы Андреевны, а также друг семьи Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885) – историк, специалист по истории русского права, публицист, участник реформы 1861г. Он был членом совета общества и попечителем со дня основания общества. К работе в обществе привлекались многочисленные знакомые, родственники и друзья большой семьи Семеновых-Тян-Шанских.
* * *
В первый год средства общества составились из членских взносов, из кружечного сбора в соборе и из добровольных пожертвований всякого желающего. В это время жертвователями общества стали многие знакомые и родственники членов совета. Для составления запасного капитала положено было отчислять 10% от всех поступающих на приход сумм. Это были деньги, которые откладывались на крайний случай, для непредвиденных расходов. Кроме этого, существовал еще неприкосновенный капитал, который было решено не использовать ни при каких случаях, а использовать только проценты с него. Сюда входили поступавшие от дарителей крупные суммы и целевые пожертвования. Так в 1889 г. Е.А.Семенова внесла в неприкосновенный капитал 100 рублей в память своей няни Анны Федоровны Федоровой.
Андреевское благотворительное общество начало свою деятельность с раздачи денежных пособий неимущим. Чтобы избежать наплыва нищих, общество поставило условием, что пособия будут выдаваться тем, кто живет на территории прихода не менее года. Сначала обратили внимание на нищих, которые толпились на церковной паперти. Их переписали, обследовали положение и действительно нуждающимся назначили денежное пособие. Общество с самого начала стремилось к выдаче ежемесячных пособий, единовременные пособия выдавались в случаях исключительных – пожар, болезнь, несчастный случай. Людям, получающим такое пособие, было запрещено просить милостыню. Но не все подчинялись этому правилу, были нищие, которые не хотели променять собирание милостыни даже на довольно значительное пособие от общества, “так как промысел этот был небездоходен”. Если человек не оставлял нищенства, то пособие прекращали выплачивать. В первый год было выдано 139 ежемесячных денежных пособий и 18 единовременных. За помощью обращались главным образом женщины – вдовы с детьми или не способные работать из-за болезни, мужчины обращались редко. Общество не требовало от нуждающихся письменных заявлений, а вполне довольствовалось просьбой на словах и сообщением адреса. Попечитель участка посещал нуждающихся на дому и докладывал о них на ближайшем Совете общества, который собирался 5 или 6 раз в год. Решение записывалось в книгу постановлений Совета. Согласно решению попечитель снабжал нуждающихся “билетиками”, которые и служили казначею квитанцией для выдачи пособия.
* * *
С момента основания общества стало ясно, что только раздача денежных пособий – недостаточное средство для борьбы с бедностью. Необходимо было создать приют для престарелых и детей, ремесленную школу, где обучались бы полезным ремеслам дети приходских бедных, чтобы с ранних лет они не приучались к праздношатанию.
В первый же год работы общества одному из попечителей было поручено подыскать квартиру, чтобы снять ее в наем для приюта престарелых женщин. Но подходящую по цене сухую и светлую квартиру удалось найти только на второй год на 5 линии в доме №12. И 1 июля 1871 г. там открылся первый приют для 26 престарелых женщин и 4 девочек. Но помещение это оказалось неудобно тем, что являлось съемным, его невозможно было переоборудовать для нужд приюта, поэтому появилась мысль о строительстве собственного дома. В 1872 г. члены Совета обратились к министру внутренних дел с просьбой предоставить обществу право приобретения недвижимой собственности для размещения благотворительных заведений. И в 1874 г. Министерством Внутренних дел был утвержден новый устав общества, предоставляющий ему право приобретать недвижимую собственность для устройства благотворительных заведений.
На деньги, пожертвованные благотворителями, было куплено дворовое место на 13 линии В.О. под №26, и в 1877 г. приступили к строительству трехэтажного каменного дома. В связи со строительством дома благотворительного общества у многих появилось желание участвовать в этом начинании безвозмездно. Архитектор Трусов Н.В. вызвался бесплатно составить проект нового дома и руководить строительными работами. Известный купец-лесоторговец Громов И.Ф. уступил 10% с цены поставленного им леса. По распоряжению графини Стенбок-Фермор Н.А. из ее конторы было отпущено листовое железо за половинную стоимость. Многие другие строительные материалы также были пожертвованы. В день освящения дома 8 октября 1878г. благотворитель, пожелавший остаться неизвестным, организовал угощение рабочим за свой счет и роздал каждому по ситцевой рубахе.
На первом этаже нового дома разместилось 30 престарелых женщин. Из числа призреваемых назначались помощницы для кухарки и прачки. Все проживающие получали бесплатное питание. Пища была простая, но всегда из свежих продуктов. Частые приношения прихожан существенно разнообразили стол. В приют жертвовали чай и кофе, сладости и фрукты, окороки ветчины и корзинки с земляникой. В приют старались принимать женщин уже неспособных по старости или болезни поддерживать свое существование заработками и не имеющих родственников.
* * *
В начале 1890 г. от неизвестного лица поступило денежное пожертвование в размере 27 тысяч рублей на покупку места и строительство нового дома. Было куплено место на 14 линии В.О. под №29 , смежное с уже построенным домом по 13 линии. Между двумя смежными домами, принадлежавшими обществу, был устроен сад для прогулок детей и старушек. 22 октября 1891 года новый трехэтажный дом был освящен в присутствии членов Совета и прихожан, дом освятил епископ Выборгский Антоний (Вадковский). На первом этаже разместилась кухня, столовая и баня. На втором этаже – палаты для престарелых женщин и лазарет для них. В новом доме появилась возможность разместить 110 престарелых женщин, которые жили в 7 палатах. Палаты были большими, в них жили от 6 до 20 человек, был установлен распорядок дня, введены дежурства. Во время отпусков старушкам запрещалось просить милостыню под угрозой увольнения из приюта. Несмотря на то, что условия жизни в приюте были довольно аскетические, старые люди не оставались одинокими, брошенными один на один со своей бедой. Один раз в неделю приют посещал врач, а в случае надобности он приезжал по первому вызову. На Рождество для старушек устраивались елки, каждой дарили подарки. Так в 1914 году каждая старушка получила узелок, в котором находились по 1 фунту кофе, цикория, сахара, полфунта чаю, гостинцы и новый платок, что очень обрадовало старушек. Палатам в приюте присваивались имена благотворителей. Так, после смерти Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, палата №4 стала называться его именем.
Дом по 13 линии был приспособлен под бесплатные и дешевые комнаты для бедных женщин. На 2 этаже были открыты 22 дешевых квартиры, предназначенные для женщин, исключения делались для престарелых мужчин и мальчиков-членов их семей. Их сдавали престарелым женщинам, получавшим пособие от общества и способным еще себя обслуживать. В случае упадка сил их переводили в приют для престарелых. Дешевые комнаты предоставлялись семейным и одиноким женщинам, находящимся в затруднительном положении, но располагавшими все же некоторыми средствами для жизни. Комнаты были рассчитаны на 1 и на 2-х человек, а кухня была общая, за освещение и отопление платило общество. Все живущие в дешевых комнатах обязаны были соблюдать чистоту и порядок, вести себя скромно и миролюбиво, жильцов не пускать, собак и кошек не заводить. О согласии подчиняться правилам все поступающие давали расписку. В коридоре был выставлен ящик, в который проживающие могли опускать свои жалобы, обязательно подписываясь под ними, анонимные жалобы не рассматривались.
* * *
Вскоре у общества появился еще один дом по 7 линии, №42. Этот дом завещала после своей смерти дочь гвардии корнета Александра Юрьевна Струйская, прихожанка Андреевского собора и давняя жертвовательница общества. Условием дара было устройство в этом доме приюта для неизлечимо больных интеллигентных женщин. Открытие дома состоялось в декабре 1893 г., а в 1894 г. там находилось 20 больных. Принимались женщины, страдающие неизлечимыми болезнями, кроме душевнобольных и больных с заразными болезнями. В приюте находились бывшие учительницы, гувернантки, сестры милосердия и акушерки, были портнихи и домохозяйки. Размещались они в 4-х этажном каменном флигеле во дворе дома. В приюте было 13 палат, рассчитанных на одного и на двух человек. Больные были на полном содержании общества, лечили их бесплатно. Церкви при этом приюте не было, но была молельная комната с образами, где совершались молебны и исповедь священниками Андреевского собора. Врачом приюта был почетный член Андреевского общества, главный врач больницы в память С.П.Боткина доктор Степан Васильевич Посадский, который являлся также врачом детского и старческого приютов. Совет общества стремился к тому, чтобы больные не чувствовали “той суровой дисциплины, которая нередко свойственна общественным заведениям и делает их похожими на места заключения”.
* * *
В 1887г. по духовному завещанию Пелагии Семеновны Мекентьевой общество получило во владение еще один каменный дом на 5 линии №14, на углу с Большим проспектом. Этот дом не приспосабливался под благотворительные заведения, а использовался как доходный для благотворительных целей. Видя сочувствие прихожан делу благотворительности, выражающееся в таких крупных пожертвованиях, Совет общества расширял свою деятельность.
При приюте на 14 линии в дворовом флигеле, который соединял оба дома, принадлежавших обществу, на 2 этаже была устроена домовая церковь, т.к. не все старушки могли добираться до Андреевского собора. Церковь была соединена с приютом теплым коридором, рассчитана на 400 человек, отличалась обилием света, падавшего через 8 высоких окон, и имела белый под мрамор двухъярусный иконостас. Освящена она была 4 декабря 1894 г. во имя Всех Святых епископом Гдовским Назарием в сослужении пяти священников. С раннего утра в день освящения храм был наполнен богомольцами. В основном это были родственники и знакомые членов Совета общества. За Литургией пел хор, состоящий из настоящих и бывших воспитанниц приюта под управлением дьякона Андреевского собора отца И.Краснопевкова. И с тех пор этот дом стал центром благотворительных заведений Андреевского прихода, здесь находился зал для заседаний Совета общества. Ежегодно 16 марта день открытия общества отмечался служением молебна и панихидой по всем почившим членам общества. При совершении каждой Литургии на Проскомидии также поминались эти имена. Здесь молились о упокоении умерших в приюте старушек, здесь венчались некоторые выпускницы приюта для девочек.
* * *
Первые девочки-сироты в детский приют были приняты в июле 1871 года, когда он еще находился в наемной квартире. Потом приют переехал в дом на 13 линии и в 1891 г. окончательно разместился на третьем этаже дома по 14 линии. Там были спальни, классные комнаты, рукодельная мастерская. Детский приют в новом здании был рассчитан на 40 девочек-сирот. Если бы в приют принимались полусироты, то эта цифра, по расчетам того времени, удесятерилась бы. Иногда находилось слишком много желающих поместить своих детей и престарелых родителей “на казенное содержание”. Приходское благотворительное общество считало себя не в праве снимать с родителей обязанность содержать своих детей, а с взрослых детей содержать престарелых родителей. Совет общества постановил, что в приют будут приниматься только круглые сироты, не имеющие родителей. Конечно, иногда приходилось принимать девочек, имевших в живых одного из родителей, но это были случаи исключительные, особо рассматриваемые на заседании Совета. Это были случаи, когда единственный родитель был тяжело хронически болен, когда он отсутствовал, либо по полному его нравственному падению. Бедным родителям и вдовам общество оказывало денежную помощь на местах их жительства, помогало устраивать детей в школы, вносило плату за их обучение в мастерских, всячески стремясь сохранить семьи. Некоторые образованные дамы из общества принимали на себя заботы о малолетних девочках из бедных семей и частным образом обучали их грамоте и рукоделию.
Согласно уставу, в приюте могли находиться девочки-сироты в возрасте от 4 до 18 лет, дочери крестьян, мещан, матросов и солдат. Но от устава приходилось отступать, когда без родителей оставались двухлетние и трехлетние дети. Их принимали в приют, и к ним приходилось специально нанимать няню. По достижении 8 летнего возраста девочки посещали городские школы с трехлетним сроком обучения. По окончании школы они занимались в приюте домашним хозяйством и рукоделием. В 1901 г. для детей, призреваемых в приютах общества, была открыта своя одноклассная церковно-приходская школа. Интересно, что общество целенаправленно стремилось не давать приютским девочкам “слишком большого образования”, “чтобы приобретенные ими познания не парализовали в них способности к черным работам, которые есть необходимая принадлежность всякого неимущего и необеспеченного родительским наследием”. Общество считало, что девочки должны были получить, в первую очередь, практическое образование, которое дало бы им возможность честным путем зарабатывать себе на жизнь.
Открытие приюта для мальчиков было давнишней заботой членов общества, но открыть его удалось только в 1899 году. Приют был рассчитан на 10 мальчиков, которые, так же как и девочки, посещали 3-х классную городскую школу, и обучались в приюте сапожному и переплетному ремеслу.
После окончания трехлетней городской школы обучение не кончалось, оно продолжалось в приюте силами членов общества. Священники Андреевского собора безвозмездно преподавали Закон Божий, историю Церкви, церковно-славянский язык. Образованные дамы из членов Дамского комитета преподавали арифметику, русский язык, историю и географию. С жалованием от общества была нанята специальная учительница для обучения девочек женским рукоделиям, кройке и шитью, вязанию и вышивке. Навыки, приобретенные в приюте, помогали им в течение всей жизни. Была работа для девочек – общественная, бесплатная – стегали одеяла, шили одежду для себя, для младших воспитанниц и приютских мальчиков, для старушек, а также облачение для священников. Была и работа, выполняемая на заказ: шитье, вязание, метка белья, за которую девочки получали деньги. Деньги эти складывались в копилки и выдавались им при выходе из приюта. Когда выпускницы приюта выходили замуж, им выдавалось по 100 рублей на приданое. Приданое для выпускниц-невест нередко шили воспитанницы приюта. Девушки обычно не прерывали свою связь с приютом, заменившим им родительский дом, и на Рождественские елки часто приходили все выпускницы последних 7-8 лет.
В отчете за 1914 год записано, что в первом полугодии девочки посетили Эрмитаж, Русский музей, Зоологический сад, кинематограф. Два раза старшие девочки ездили в театр вместе с попечителем приюта Н.Д.Павлухиным, смотрели “Жизнь за царя” и “Недоросль”. Летом на средства общества для детей снимали дачу в деревне Заманиловке, близ Третьего Парголово. Но в 1914 году удалось приобрести собственную дачу для приюта на станции Куоккала на берегу реки Сестры. Дача была большая, из 6 комнат, с двумя балконами. В этом же году приют первый раз выехал на собственную дачу. Там дети работали на огороде и по хозяйству, занимались рукоделием, вслух читали книги, собирали растения и насекомых для коллекции. Это увлечение они получили от П.П.Семенова-Тян-Шанского.
После окончания приюта девочки обычно определялись на обучение к швейным мастерицам. Плату за обучение в мастерских вносило приходское общество, оно же обеспечивало девушек одеждой и обувью в период учебы. До окончания обучения в мастерских девушки считались как бы состоящими в приюте и оставались под его надзором. В дешевых комнатах на 13 линии была оставлена одна бесплатная комната для временного проживания выпускниц приюта, оставшихся без занятий, до их окончательного устройства. Комнату назвали “Сусловской” в память о попечителе приюта В.В.Суслове.
По-разному складывалась судьба приютских девочек. Отчеты общества сообщали о том, как устраивались выпускницы приюта. Одни вскоре выходили замуж, другие поступали в семьи боннами, экономками и нянями. Некоторые выпускницы находили себе работу в приютах общества. Одна получила должность в Статистическом управлении, директором которого был П.П.Семенов-Тян-Шанский, другая – должность помощницы гардеробной дамы в Патриотическом институте. Выпускница приюта Клеопатра Шитикова стала заместительницей начальницы приюта. Многие поступали в общины сестер милосердия, оказывали помощь раненым на фронтах. Сохранилось письмо П.П.Семенова-Тян-Шанского к начальнице Евгеньевской общины с просьбой определить на обучение воспитанницу Андреевского приюта Александру Татарчук.
Обучение в Евгеньевской общине сестер милосердия прошла выпускница приюта Прасковья Андреевна Нестерова (1884-1980) Она принимала участие в русско-японской и первой мировой войнах, была награждена Георгиевским Крестом. В годы Отечественной войны была медсестрой в госпитале. До 80 лет она работала медицинской сестрой в больнице им. Свердлова на Старорусской улице, бывшей больнице им. Св.Евгении. Когда за долгий, добросовестный труд ее хотели наградить орденом Ленина, она отказалась. Скончалась Прасковья Андреевна в доме престарелых в Стрельне, превращенном в психоневрологический интернат, так как в “социалистическом” Ленинграде не было богаделен.
* * *
Попечителем приюта для девочек был Николай Дмитриевич Павлухин (1870-1942). Он закончил восточный факультет Санкт-Петербургского университета, в 1890 году вступил в Андреевское благотворительное общество и стал попечителем приюта для девочек, заведующим воспитательной частью. Он знал всех девочек, устраивал для них елки и праздники, ездил с ними на экскурсии и в театр. В 1905 г., через три года после смерти своей первой жены, он в приютской церкви венчался с выпускницей приюта Александрой Татарчук, бывшей тогда уже сестрой милосердия. И бывшая приютская девочка достойно вошла в образованную семью своего попечителя, вырастила 5 детей. На протяжении многих лет Николай Дмитриевич переписывался с воспитанницами приюта, которые относились к нему как к родственнику. Теплые, родственные отношения сохранили выпускницы со всей многочисленной семьей купцов второй гильдии Павлухиных. В деятельности общества принимали участие многие члены этой семьи. Первым вступил в общество в 1875 г. глава семьи, владелец нескольких обойных фабрик и магазинов Дмитрий Петрович Павлухин (1838-1897), он стал членом Совета. У него было 9 детей. Его сын Петр Дмитриевич (1868-1942) также был членом Совета общества и в 1910 году стал старостой Андреевского собора. В 1918 году оба брата, Петр Дмитриевич и Николай Дмитриевич, были высланы из Петрограда, потом вернулись из ссылки, и скончались в страшном 1942 году во время блокады Ленинграда.
К первоначальному составу общества, состоящему в основном из людей умственного труда, прибавились люди “практические”, постоянная деятельность которых протекала в промышленности и торговле. Это, в первую очередь, были представители купеческого сословия. И среди них известный и уважаемый в обществе Вячеслав Васильевич Суслов (1827-1899), петербургский купец второй гильдии, владелец овощных лавок в Андреевском рынке. Он вступил в общество в 1871 г. в качестве попечителя и так полюбил дело благотворительности, что в течение 28 лет до конца жизни отдавал ему все свои досуги и помыслы. Членами общества стали и его ближайшие родственники — отец, сестры и братья. Вячеслав Васильевич был старостой Андреевского собора и приютской церкви во имя Всех Святых. Он был попечителем приюта для престарелых и детского приюта. Не имея своих детей, он заботился о приютских детях как о собственных. На его деньги дети отправлялись на дачу, для них нанимались учителя. От него поступали щедрые денежные и вещевые пожертвования. Когда он скончался, на его могилу на Смоленском кладбище по сложившейся традиции еще много лет приходили приютские дети.
* * *
Андреевское благотворительное общество приобрело известность, и в него стали обращаться за помощью бедняки соседнего Троицкого прихода, что в Галерной Гавани. К середине XIX века этот приход приобрел в Петербурге известность одного из беднейших приходов столицы.
Обследуя положение бедняков в Андреевском приходе, попечители знали и о жизни соседнего Гаванского прихода, но не могли помогать им из средств своего приходского общества, так как согласно уставу, деятельность общества могла осуществляться только на территории своего прихода. Уже имея опыт в благотворительности, члены Андреевского общества П.П.Семенов и В.К.Саблер составили Гаванскому обществу устав, и сами ходатайствовали об его утверждении. Устав был утвержден в ноябре 1879 г. Первым председателем Гаванского общества был назначен П.П.Семенов-Тян-Шанский. В 1882 г. Петр Петрович оставил председательство в нем по случаю избрания его председателем Андреевского общества и “по многосложности своих занятий”. И с этого времени председателем Гаванского общества становится В.К.Саблер. По примеру Андреевского, на территории Гаванского прихода было построено здание для благотворительных целей на углу Среднего проспекта и Наличной улицы, где разместились богадельня, детский приют, приходская школа с хорошо оборудованным залом для духовных бесед. Был открыт дом трудолюбия для мальчиков-подростков.
* * *
Начавшаяся первая мировая война не могла не отразиться на деятельности Андреевского общества. На деньги из запасного капитала были открыты при обществе лазареты для раненых. Один лазарет был открыт в приюте Струйских, другой в доме члена общества П.А.Разживина на Среднем проспекте, д.25, в квартире, предоставленной им бесплатно. Квартиру пришлось срочно ремонтировать и приспосабливать под нужды лазарета. Всего до 1 января 1915 г. в обоих лазаретах побывало 89 человек, а за 1915 г. – 251 человек. Так как эти лазареты не были приспособлены для лечения сложных ранений, требующих серьезных операций, сюда обычно поступали с ранениями конечностей, преимущественно рук. Общее медицинское наблюдение в лазаретах принял на себя безвозмездно почетный член Андреевского общества – доктор Степан Васильевич Посадский. Большую помощь при перевязках оказывали студенты Медико-хирургической академии, а также сестры милосердия, некоторые из которых были выпускницами Андреевского приюта. Труд по уходу за ранеными взяли на себя прихожанки собора, среди них З.В.Семенова-Тян-Шанская, А.Г.Павлухина. Они участвовали в перевязках, несли дневные и ночные дежурства, сопровождали раненых в храмы и на прогулки. Раненые других вероисповеданий в сопровождении православных сестер милосердия посещали храмы своей веры. Учителя Ларинской гимназии устраивали для раненых чтения по русской истории, священники Андреевского собора совершали богослужения в палатах для лежачих, проводили духовные беседы. Постельные принадлежности, белье и халаты для раненых изготавливались старшими воспитанницами приюта в собственных рукодельных мастерских общества. Дети из приюта сами попросили своих попечителей отменить для них Рождественскую елку 1915 года, а деньги, предназначенные им на подарки, истратить на белье для раненых. Елка все же была устроена для самых маленьких на самых скромных началах.
* * *
В деятельности приходского благотворительного общества принимали участие многие люди, проживавшие на территории Андреевского прихода. Участие в работе общества способствовало их сближению между собой и со священнослужителями. Без помощи прихожан общество не смогло бы успешно развиваться. Прихожане поддерживали деятельность общества своими пожертвованиями и посильной помощью. В ежегодно публикуемом списке жертвователей с каждым годом становилось все больше известных имен. Среди них были архитекторы Кракау А.И., Гримм Д.Д., Бенуа Л.Н., Гедике Р.А., Иосса А.Н., Бруни А.К., ректор Академии Художеств Иордан Ф.И., купцы Елисеевы, Брусницыны, Громов И.Ф., Кокарев В.А., Тименков А.И., Раменский Г.С., а также директора гимназий Май К.И. и Шаффе Э.П., директор училища слепых Грот К.К., директор Морского кадетского корпуса Римский-Корсаков В.А., а также графиня Блудова А.Д., князь Вяземский В.В., княгиня Голицына М.С., барон Розен В.Р. и многие другие, некоторые из которых не хотели называть свои имена, внося даже очень значительные суммы. Были и групповые пожертвования по подписным листам от подворья Киево-Печерской лавры, от Академии Художеств, от Академии наук, от Морского кадетского корпуса, от Горного института, от Ларинской гимназии, от Патриотического института, от Андреевского рынка. Увеличивался и кружечный сбор в храмах, в кружках обнаруживались 100- и 50-рублевые купюры, что доказывало возрастающее сочувствие прихожан к действиям общества. Для сбора пожертвований общество не устраивало ни концертов, ни спектаклей, ни базаров, а лишь повесило кружки во всех домовых церквях на территории своего прихода. Один раз в год в Великий Пост Совет общества обращался ко всем домовладельцам прихода с предложением жертвовать в пользу благотворительного общества. Совет стремился ни в коем случае не придавать этим сборам хоть малейшего оттенка вымогательства, являясь лишь посредником между имущими и неимущими слоями населения. Он поставил своей задачей “тщательно оберегать ту тонкую и деликатную нить благотворительности, которая, проходя через него, связывает благотворителей прихода с нуждающимися, и которая легко может порваться при всяком неосторожном с ней обращении”.
Деятельность общества подавала пример многим людям, вызывая у них желание сделать что-то доброе, помочь нуждающимся. Люди обращались к попечителям с просьбой указать им бедных, особенно нуждающихся в помощи. Этих людей попечители сами приводили в дома бедняков. Врачи изъявили желание бесплатно лечить бедных больных и посещали их на дому, нередко длительное время. Аптекари, и в том числе известный аптекарь В.А.Пель, по рецептам, написанным на бланках общества, отпускали лекарства в кредит с 25% скидкой, а иногда и даром. Центральная станция электрического освещения во время Страстной недели Великого поста и Светлой недели бесплатно освящала церковь приюта. Член Андреевского общества М.М.Стасюлевич, известный общественный деятель, историк и публицист, редактор журнала “Вестник Европы”, бесплатно печатал в своей типографии (на 5 линии, дом 28) ежегодные отчеты общества и выполнял необходимые обществу типографские работы.
К концу XIX века отчеты общества приобрели свою организационную форму, четкий план. Член Совета делопроизводитель Николай Дмитриевич Тяпкин составлял их бесплатно, при участии председателя общества. На обложке сверху ставился римскими цифрами год от начала существования общества и название: “Отчет о действиях общества вспоможения бедным в приходе Андреевского собора в Санкт-Петербурге”. Открывался отчет памятным листком, где указывались памятные дни общества. Потом помещались некрологи по новопреставленным членам общества и в траурной рамке — имена всех почивших членов общества и благотворителей. Далее шел список жертвователей с суммой пожертвования, потом описание приютов со списками призреваемых в них, с указанием возраста, сословия, времени поступления в приют. Потом печатался список лиц, которым назначены ежемесячные и единовременные пособия с указанием суммы. И в завершение – общий денежный отчет о приходе и расходе денежных средств, очень подробный, составленный со всей строгостью бухгалтерской отчетности.
Успешное развитие работы общества было возможно только благодаря растущему сочувствию прихожан и их соучастию в его делах. Участие в благотворительной деятельности способствовало сближению людей. Люди знали друг друга, благотворители видели тех, кому они помогали. Опыт показал, что благотворительность в большом городе могла принести плоды, только когда она была связана с конкретной территорией церковного прихода. Андреевское благотворительное общество являлось надежной и устойчивой формой благотворительности. В течение многих лет (с 1869 по 1917 г.) оно помогало нуждающимся, ежегодно и аккуратно выпуская подробные отчеты о своих действиях по окончании года. Но в 1917 году, впервые за много лет, отчет не вышел… Андреевское благотворительное общество прекратило свое существование, так же как и остальные 38 приходских обществ столицы. Прервалась отечественная традиция благотворительности.
Примечание:
На 1 января 1917 года общество владело 4 домами: 5 линия д.14, 7 линия д.42, 13 линия д.26, 14 линия д.29.
На пожертвованные суммы, доход с домов и проценты с капитала общество содержало:
– на 14 линии в доме №29 – церковь во имя Всех Святых, приют для престарелых женщин, приют для девочек, приют для мальчиков и церковно-приходскую школу;
– на 13 линии д.29 – дешевые квартиры и бесплатные комнаты;
– на 7 линии д.42 – приют для неизлечимо больных женщин и рукодельную мастерскую.
На средства из запасного капитала содержался лазарет для раненых во время войны. Из основного капитала выплачивались ежемесячные и единовременные денежные пособия нуждающимся прихода.
Автор приносит благодарность внучке Н.Д.Павлухина Т.С.Павлухиной (Блецко) за помощь в работе и предоставление материалов из семейных архивов.