6+

«Античная колонизация Северного Причерноморья» в Эрмитаже

«Время Эрмитажа». Открытие Галереи Отдела Античного мира и постоянной экспозиции

«Античная колонизация Северного Причерноморья»

 

22.04.2020

 

На протяжении трех лет мы рассказывали вам о всех этапах завершения реконструкции залов постоянных экспозиций Отдела Античного мира в Новом Эрмитаже. Сегодня мы расскажем об открытии Галереи Отдела Античного мира и новой постоянной экспозиции, а точнее реэкспозиции «Античная колонизация Северного Причерноморья». Открытие это состоялось в самом конце 2019 года.

 

К собравшимся гостям обратилась Светлана Борисовна Адаксина, главный хранитель Государственного Эрмитажа:

 

«Сегодня очень важное событие для Эрмитажа. Мы сегодня открываем последние залы постоянной экспозиции  Отдела Античного мира после реконструкции, которая началась в 2000 году и постепенно продолжалась в разных залах. Несколько лет назад постепенно были открыты залы камней, залы ваз и сегодня, наконец, залы, посвященные Северному Причерноморью. Эти залы включают в себя более тысячи экспонатов, которые были обнаружены в основном при археологических раскопках на территории Северного  Причерноморья в таких замечательных знаменитых античных городах, как Ольвия, Херсонес, Березань, Нимфей, Мирмекий, Илурат и многие другие. Эти находки были сделаны либо более ста лет назад благодаря деятельности Императорской археологической комиссии, либо находки уже 1950-90 годов благодаря деятельности эрмитажных археологических экспедиций, которые многие годы успешно раскапывают и популяризируют эти выдающиеся античные памятники на территории нашей страны.

 

Для того чтобы экспозиция открылась, принимало участие огромное количество сотрудников Эрмитажа. Прежде всего Отдел Античного мира. Этой экспозиции не было почти сорок лет, и поэтому, действительно, это для нас очень большое событие».

 

О том, как устроена экспозиция, о чем она повествует, рассказал заведующий сектором Античной археологии Северного Причерноморья Александр Бутягин:

 

«Экспозиция посвящена появлению и жизни греческих городов на территории северного берега Черного моря. Эта зона была очень специфической. Здесь греки находились, во-первых, в самой северной зоне, где они вообще не привыкли жить, им было сложно. А во-вторых, сюда выходит Великая степь, и здесь они в одном из двух мест встречались с кочевыми номадами. Причем каждые 120-150 лет эти номады менялись. Одна «волна» сменяла другую, что породило разные стратегии и выборы. Наша выставка, конечно, не все может осветить из этого сложного процесса.

 

Начинается экспозиция с разных образцов керамики, монет и одновременно «варварской» посуды, которая попадала в греческие города. Потом рассказывается о разных отраслях жизни: рыболовстве, домашнем хозяйстве, ткачестве, мелких ремеслах, стекле, косторезном мастерстве и так далее. Выставлен целый деревянный саркофаг с гипсовыми налепами. Я не помню, где такие еще выставлены, это большое наше достижение.

 

Здесь представлены также амфоры (имитируется их постановка в трюме корабля). Почему именно такая форма амфор – это загадка. Считают, что она такой возникла, потому что  удобно перевозить на корабле, но фактически это не так. И есть на эту тему большие раздумья. Удобно, безусловно, вставлять один ряд в другой, это правда. Но первые амфоры такой формы никогда не вставлялись один ряд в другой, таких нет находок. Загадочная вещь. Я задумывался, может, делали такую форму, чтобы удобно было возить их на животном, но это гипотеза, которая требует доказательств. До конца этот вопрос не решен.

 

Также стоит обратить внимание на белофонный скифос. Белофонные сосуды вообще не частые, обычно чернофигурные, краснофигурные, а с белым фоном делали только некоторые аттические мастерские. Это довольно поздняя вещь, уже I или V века. Она интересна тем, что на ней изображен Циклоп и Одиссей, который выползает из пещеры под брюхом барана. Это очень редкий сосуд, который много десятилетий не выставлялся.

Или, кажется, простая вещь – гиря. Квадратная гиря, которая испещрена круглыми штампами, одинаковыми боспорскими монетами, это – государственный вес.  Очень редкая находка, которую не всегда можно увидеть.

 

Большое место в экспозиции занимает показ оружия и одежды. Одежда представлена в основном украшениями, а оружие очень хорошо охватывает как раз проблему греко-боспорских влияний. Например, скифский пластинчатый доспех, а на нем укреплена Медуза Горгона. Или греческий шлем и длинный меч.

 

Здесь показаны многие предметы, которые очень давно не были выставлены, а между тем составляющие гордость Эрмитажа. И мы надеемся, что люди оценят эту экспозицию, не только потому что она сделана, как и должна быть сделана археологическая экспозиция: с пояснениями, с рисунками, со схемами, но и потому что здесь есть если не грандиозные шедевры, то очень хорошие, интересные вещи, ранее которые люди никогда не видели.

В действительности, русская археология началась с археологии Северного Причерноморья. В 1830 году раскопали курган Куль-Оба. До этого выдавались иногда государством деньги на раскопки, но с этого момента методически Николай I начинает выдавать деньги. И Керченский музей начинает методически копать, а не просто собирать древности, которые случайно находились. Лучшие из этих древностей отсылались в Эрмитаж. Вот с того самого момента эта коллекция и идет, хотя есть вещи и более ранние, которые попали еще с более ранних раскопок.

 

Мы сделали довольно много рисунков. Хранители подбирали картинки, специальный дизайнер приводил их в некий общий вид. Такой и должна быть археологическая реконструкция. Это одна из немногих в Эрмитаже археологический выставок, которая соответствует нормальному виду археологической реконструкции. Музей наш художественный, все привыкли – выставляешь предмет, и он прекрасен. А археология требует комментирования, показа, объяснения на пальцах и т.д. Здесь как раз такого очень много.

 

С одной стороны, любая археология исчерпаема. Археология дореволюционная сосредотачивалась на крупных курганах. Она их раскопала практически все. Их осталось очень немного не раскопанных, а те, что раскопаны, ограблены в древности. С другой стороны, маленький городок Мирмекий, который копает эрмитажная экспедиция, семь-восемь гектаров. Его копают с 1934 года. И, тем не менее, исследовано – хорошо если два с лишним гектара. А от Пантикапея, который размером – десятки гектаров, исследовано примерно пять. Поэтому есть еще возможности».

 

Галерея расположена на первом этаже Нового Эрмитажа, прямо под лоджиями Рафаэля, вдоль Зимней канавки. Так что найти ее будет несложно. А посмотреть ее, конечно же, надо. Потому что хоть раз в жизни каждый из нас побывал на берегу Черного моря. И увидеть как и чем жили там люди, принесшие туда античную цивилизацию, как они взаимодействовали с подвижной, опасной Великой степью, интересно. И это очень красиво. Экспозиция постоянная, и это можно сделать в любой день, когда Эрмитаж открыт.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru