Популярность выдающегося итальянского композитора..." />
Популярность выдающегося итальянского композитора Доменико Скарлатти несомненно повлияла на то, что имя его современника испанца Антонио Солера оказалось в тени. Между тем, это была выдающаяся личность и крупный самобытный талант. Почему же произведения этого музыканта так мало известны? Во многом это связано с необычной судьбы его творений, более столетия пролежавших в тиши монастырских архивов.
…В IV веке в нескольких милях от Барселоны был основан монастырь Монтсеррат (Зубчатая гора). Воздвигнутый высоко в горах, над самой пропастью, он крепко врос в скалы. Острые очертания этих скал и дали название монастырю. Многовековая история Монтсеррата — это значительная часть истории испанской национальной культуры, одним из центров которой он стал. Из стен монастыря вышло немало выдающихся ученых, писателей, поэтов, музыкантов. Далеко за пределами Испании была известна музыкальная школа Монтсеррата. Среди ее преподавателей — многие известные мастера. Юный Антонио Солер поступил в музыкальную школу Монтсеррата шестилетним ребенком (Антонио Солер-и-Рамос — таково полное имя будущего музыканта, родившегося 3 декабря 1729 года в Каталонии).
Блестяще окончив школу, Солер получает должность органиста в монастыре Эль Эскориал. Этот королевский дворец-монастырь, величественный и суровый, возник неподалеку от Мадрида по обету короля Филиппа II, данному им во время битвы при Сен-Кантене 10 августа 1563 года. Монастырь был посвящен святому Лаврентию, память которого праздновалась в день упомянутой битвы. Эль Эскориал славился своими художественными сокровищами и непревзойденным великолепием. Испанцы называли его «Восьмым чудом света». Монастырь стал королевской резиденцией, а крипта главного собора — усыпальницей королей Испании. Уникальная монастырская библиотека насчитывала сотни тысяч редких книг и рукописей; картинная галерея обладала бесценным собранием полотен Веласкеса и Эль Греко. Эль Эскориал, как и Монтсеррат, был известен своими музыкантами.
О дальнейшей жизни Антонио Солера мы знаем очень немного. В Эль Эскориале он прожил 31 год. Здесь принял духовный сан, здесь и умер в 1783 году.
Он исполнял обязанности не только органиста, но и хормейстера, а также был учителем одного из членов королевской семьи, принца Габриеля. Жизнь падре Антонио была наполнена творческими поисками. В архивах Эль Эскориала находятся рукописи Солера — мессы, кантаты, мотеты, гимны, шесть концертов для двух органов, инструментальные ансамбли. Но в этом же архиве есть и рукописи многочисленных песен, а также музыка к небольшим музыкально-драматическим национальным жанровым сценкам — тонадильям. Постановку этих сценок осуществляли учащиеся-семинаристы. Они же нередко ставили и пьесы испанского классического театра. В 1760 году в Эль Эскориале состоялась премьера комедии Кальдерона «Дочь воздуха», музыку к которой написал Антонио Солер.
Композитор обращался к любимым народом песням и танцам, один из которых вдохновил его на создание одного из лучших клавирных сочинений — «Фанданго».
Высшим творческим достижением Антонио Солера являются его многочисленные клавирные сонаты. В них наиболее полно воплотились настойчивые поиски композитором самобытного национального стиля. Своей яркой образностью сонаты родственны тонадильям. Они пронизаны интонациями и ритмами испанского фольклора. Одно из лучших сочинений мастера, соната фа диез мажор, вдохновлена образами гордого и изящного болеро.
В сонатах Солера можно услышать отзвуки сарданы из Каталонии, хоты из Арагона, песен и танцев Кастилии и Андалузии. Нередко композитор использует, с помощью клавирных средств, распространенные приемы испанских гитаристов (тремоло, пуантеато, растеадо и других).
Солер не мог не испытать воздействия гениального Доменико Скарлатти, у которого брал уроки во время пребывания королевской семьи в Эль Эскориале (как известно, Скарлатти долгие годы жил в Испании и являлся учителем испанской королевы Марии Барбары).
Антонио Солер использует некоторые приемы Скарлатти: перекрещивание рук, широкие скачки по клавиатуре, придерживается и старосонатной формы, внося, впрочем, в ее драматургию немало нового. Не уступая итальянскому маэстро ни в мелодической щедрости, ни в богатстве выразительных средств, испанский мастер говорит своим неповторимым языком. На фоне современной ему европейской музыки, его стилистика порой воспринимается как «экзотическая», настолько специфичен ее мелодический и ритмический облик. Солер не подражатель, он всегда был оригинален. Вспомним, например, его смелые, неожиданные модуляции, которые отличают гармонический план почти всех его сонат. Кстати, Солер — автор талантливого музыкально-теоретического труда «Ключ модуляций», изданного в Мадриде в 1762 году.
Его клавесинизм также смел и оригинален. Он любит смелые скачки, трели и репетиции в быстром движении, сверкающие стаккато, стремительные ниспадания из самого высокого регистра в предельно низкий.
К сожалению, большинство произведений Солера при жизни не было опубликовано. Единственным прижизненным изданием его сочинений был сборник, содержащий 27 сонат, напечатанный в Лондоне (один из экземпляров этого уникального издания хранится в Британском музее).
И тем не менее, многочисленные рукописные копии сонат Солера, сохранившиеся в разного рода архивах, свидетельствуют о быстро наступившей популярности музыки композитора при его жизни. Об этом же говорит любопытный документ, относящийся к 1754 году, из которого явствует, что уже через два года после прибытия в Эль Эскориал двадцатипятилетнему музыканту было назначено пожизненное вознаграждение «для развития его таланта, хорошо всем известного».
И все же его сочинения долгие годы были не известны потомкам. Фактически второе рождение Антонио Солера произошло только в XX веке. В результате поисков в рукописных фондах архивов Монтсеррата, Эль Эскориала, библиотек Мадрида, Барселоны, Лондона и Парижа было найдено множество сочинений Солера. В наши дни музыка этого мастера находит самый живой отклик у слушателей благодаря своей неповторимой самобытности.
Вместо передачи про Солера совсем другая — о институте богословия в Париже.
Трансляция радио идёт постоянно с перебоями, тяжело слушать, не смотря на хорошее качество интернета….
Две причины:
1) при создании нового сайта фирма, производившая перенос контента, сделала это безобразно. Путь исправления — еще раз найти средства на создание нового сайта и еще раз, уже с неизбежными потерями, осуществить перенос сайта.
2) сайт работает с перебоями в январе 2019 года в связи с неполадками у провайдера. Путь исправления — переходить на другого провайдера, тариф которого дороже, но который более качественную предлагает услугу.