6+

Живое слово замкнутого человека. Священномученик Митрофан Астраханский

Авторская программа Александра Мраморнова,

научного руководителя издания материалов Собора 1917-1918 гг.

«Великий Собор»

Гость: епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов)

Тема: священномученик архиепископ Астраханский Митрофан (Краснопольский)

Эфир 8 ноября 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Александр Мраморнов:

В программе «Великий Собор» сегодня мы беседуем с управляющим Ахтубинской епархии Астраханской митрополии епископом Антонием. Владыка занимается историей своей епархии, историей православия на юге России. В связи с этим мы поговорим об одном из самых ярких членов Собора – святителе Митрофане (Краснопольском), который был ярким сторонником восстановления патриаршества и как раз занимал Астраханскую кафедру в период проведения Собора 1917-1918 гг. Уже много лет, как святитель Митрофан прославлен в лике святых. Есть ли почитание его и по всей Русской Церкви и в епархии? Есть ли такие же проблемы, какие обычно есть в почитании новомучеников?

 

Епископ Антоний:

Я думаю, прежде всего это связано с какой-то психологической проблемой, которая досталась нам еще с советских времен: всё, что касается дореволюционного периода, вытесняется на периферию сознания, в том числе, и церковных людей. И мы стараемся, конечно, привлекать внимание к личности владыки Митрофана. Наверное, если бы были обретены мощи, если бы была возможность отдать почтение мощам священномученика…

 

Александр Мраморнов:

Стоит сказать, что ситуация здесь – схожая с Петербургом, где мощи митрополита Вениамина (Казанского) тоже, наверное, невозможно найти. И такая же ситуация в Астрахани.

 

Епископ Антоний:

Да. Это связано с обстоятельствами гибели святителя Митрофана. Но, тем не менее, мы стараемся привлекать внимание к этой удивительной личности. За те три года, что владыка Митрофан был на Астраханской кафедре, он успел очень много. При том, что параллельно он очень активно участвовал в деятельности Поместного Собора Русской Церкви.

В частности (я недавно для себя открыл), владыка Митрофан очень активно посещал приходы и посетил такие, которые до него не посещал ни один из архиереев.

Владыка Митрофан начинал реализовывать свои идеи в Белоруссии, продолжил потом и в Астраханской епархии с присущей ему энергичностью. Ему принадлежат идеи по поводу преподавания Закона Божия, что нужно отходить от схоластического преподавания, что нужно учитывать в том числе возрастную психологию учащихся…

 

Александр Мраморнов:

На Соборе эта идея тоже ярко проявилась. Какие-то личные идеи там становились идеями Церкви в этот период.

 

 

Епископ Антоний:

Что нам известно из Астраханского периода жизни владыки Митрофана – владыку ждали всегда, ждали его слова. У него был дар проповедничества. Он уезжал на Собор, потом возвращался, и люди стекались в храмы, чтобы его услышать.

 

Александр Мраморнов:

Астраханским Златоустом его можно назвать.

 

Епископ Антоний:

В какой-то мере. В Астраханской епархии было много ярких архиереев, проповедников. Но для своего времени проповедь владыки Митрофана – это было живое слово. Но многие пишут о том, что он был замкнутым человеком, внутрь себя углубленным. Кто-то называл его суровым. Но, я думаю, это такой образ русского архиерея – внешне сурового, но глубоко благодушного.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru