Программа Артема Гравина
«Архивная история»
Совместный проект радио «Град Петров» и Санкт-Петербургского Института истории Российской академии наук
Гость: Андрей Александрович Ефимов
Эфир: 25 октября 2021 г.
АУДИО
Программа «Архивная история» посвящена Архиву Санкт-Петербургского института истории РАН и коллекции Николая Петровича Лихачёва. Во втором выпуске рассказывается об историческом и культурном контексте строительства Александринского, Михайловского и Мариинского императорских театров в Санкт-Петербурге.
Андрей Ефимов:
Одним из важнейших направлений деятельности Министерства Императорского Двора в области архитектуры и градостроительства в Санкт-Петербурге на протяжении всего XIX века являлось возведение зданий императорских театров. Трудами Придворного ведомства и работавших для него архитекторов в столице Российской империи появились Александринский, Михайловский и Мариинский театры. Наиболее известным из них является Мариинский театр, выступающий в качестве одной из визитных карточек Северной столицы.
Мариинский театр в Санкт-Петербурге, построенный в сжатые сроки, за полтора года, с лета 1859 года по осень 1860 года, на месте сгоревшего Театра-Цирка, уже через относительно непродолжительное время перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к одному из главных театров Российской империи, и в последней четверти XIX в. пережил несколько перестроек.
Первая из них состоялась в середине 1880-х гг. В 1883 году архитектор Дирекции Императорских театров Виктор Александрович Шрётер реконструировал четвертый ярус в амфитеатр. В 1885 году был утвержден проект возведения трех пристроек к зданию Мариинского театра со стороны Торгового моста от Крюкова канала до Театральной площади.
В январе 1889 году архитектор Шрётер в очередной раз обратился в Контору Императорских театров с ходатайством о разрешении установить в Мариинском театре четыре новые лестницы с расширением сеней и фойе. Зодчий при этом ссылался на недостаточную пропускную способность двух существующих лестниц, расположенных по углам здания, которые в случае пожара не смогли бы обеспечить безопасную эвакуацию зрителей второго, третьего и четвертого ярусов, а также утверждал, что для лож явно недостаточно существующих двух угловых лестниц. Это представление также осталось без внимания, и спустя почти два года, в декабре 1890 г., он представил новый рапорт.
Решение о проведении реконструкции было принято лишь спустя три года, в декабре 1893 года, после обсуждения этого вопроса на заседании Совета Министров. Альтернативой реконструкции было названо строительство нового оперного театра с проведением поддерживающего ремонта здания Мариинского театра. Сама постановка вопроса об этих работах связана с произошедшим в 1886 году закрытием Большого театра в Санкт-Петербурге, лишившим Дирекцию императорских театров одной из площадок. По результатам заседания было определено, что для обеспечения пожарной безопасности и продолжительной конструктивной целостности Мариинского театра необходимо выполнить целый ряд работ. При этом от плана возведения нового театра было решено отказаться, главным образом потому, что это потребовало бы очень значительного срока – около восьми лет. Реконструкция должна была занять куда менее длительный срок. Работы следовало начать немедленно после закрытия театрального сезона 1893-1894 годов, с таким расчетом, чтобы до 1 октября 1894 года было закончено переустройство стропил и крыши, а также отремонтирована задняя стена, возведены вчерне лестницы и надстройка для уборных, чистовая отделка которых должна была производиться в 1895 году. Это должно было обеспечить возможность возобновления спектаклей с самого начала нового театрального сезона.
После заседания Совета Министров состоялось заседание специальной комиссии по обсуждению вопроса о капитальном ремонте Мариинского театра. По результатам обсуждения ее члены сошлись во мнении, что открытие нового театра, в случае соответствующего повеления императора, могло состояться не ранее чем через восемь-десять лет. При этом Мариинский театр в будущем не только не будет сноситься, но и пройдет капитальную реконструкцию, что обеспечит его соответствие современным требованиям. Таким образом, было принято решение снять вопрос о строительстве нового театра, ограничившись ремонтными работами.
Производство работ началось в мае 1894 года и продолжалось до 1897 году, то есть не менее двух с половиной лет. За этот период были выполнены все законтрактованные работы. В ходе реконструкции здание театра было надстроено с некоторыми внутренними переделками, что позволило расширить уборные и гардеробы, а также увеличить и улучшить помещения для фотографических работ и обустроить помещение для кассы артистов. Лицевые стены фойе были надстроены и выдвинуты вперед на две сажени, а лестницы перенесены в боковые пристройки, что увеличило площадь фойе, а над фойе бельэтажа устроено новое фойе для посетителей четвертого яруса. Нижний вестибюль, помещавшийся под фойе бельэтажа, был расширен за счет замены внутренних деревянных тамбуров вынесенной вперед новой каменной стеной. Число выходов из театра увеличилось: вместо существовавших ранее четырех лестниц для зрителей было устроено восемь, и вместо семи входных дверей сделано девять. Для третьего и четвертого ярусов установлены отдельные лестницы, которые вели напрямую из фойе четвертого яруса к выходам. После реконструкции каждый ярус получил по четыре выхода: два ближе к середине и два по концам. В ходе работ по сцене и зрительному залу деревянные стропила были заменены на металлические, а также произведена полная реконструкция механизмов сцены. На завершающем этапе реконструкции были внесены изменения в систему электрического освещения Мариинского театра.
Именно в результате этой двухэтапной реконструкции, проведенной в конце XIX века трудами архитектора Дирекции императорских театров Министерства Императорского Двора Виктора Александровича Шрётера, Мариинский театр обрел облик, с которым просуществовал около 70 лет до реконструкции 1960-х годов.
Полностью слушайте в АУДИО.