Программа Екатерины Степановой
«Время Эрмитажа»
Выставка «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа. К завершению реставрации»
Эфир 10 октября 2020 г.
7 октября в Пикетном зале Зимнего дворца открылась выставка одного экспоната «Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы в собрании Эрмитажа. К завершению реставрации».
В единственной витрине представлено сложное механическое устройство – один из самых ранних приборов, отражающих представление о системе мироздания начала Нового времени. Это устройство было создано в 1584 году знаменитыми в то время немецкими мастерами Георгом Роллем и Иоганном Рейнгольдом по заказу императора Священной Римской империи Рудольфа II.
Механизм предназначен для решения различных задач астрономии. По нему можно определить фазу Луны, время восхода и захода небесных светил, узнать дату, т.е. год, месяц, число, причем сразу в двух календарях – Юлианском и Григорианском, а также соответствующее каждому дню имя святого и зодиакальное созвездие, отображенное на глобусе звездного неба.
Прибор создан на основе геоцентрической картины мира – вокруг Земли на специальных окружностях должно было вращаться Солнце. Но математическая модель прибора построена с учетом открытий Джордано Бруно, Николая Каперника, Галилео Галилея. Положение звезд на глобусе точно соответствует реальному положению звезд на небе. Но сам глобус звездного неба базируется на неподвижном маленьком яблоке Земли. Т.е. наблюдатель как бы стоит на неподвижной Земле и смотрит на небо, звезды, светила.
Эти астрономические часы не так давно уже были представлены на выставке в Синей спальне Зимнего дворца «Часовое искусство. Часы XVI-XVIII веков из собрания Эрмитажа». Мы очень подробно рассказывали об этой выставке. Тогда было принято решение о реставрации этого уникального глобуса. Работы продолжались более двух лет. Чтобы восстановить и реконструировать некоторые элементы механизма, реставраторы исследовали аналогичные приборы, хранящиеся в Дрездене и Лондоне.
Сейчас астрономические часы представлены в разобранном виде – рядом с роскошным позолоченным глобусом расположен и основной механизм часов, их сердце, без которого часы мертвы. Но, как мы знаем, «единственные живые экспонаты музея это часы». Теперь к жизни вернулся и этот памятник часового искусства.
О реставрационных работах рассказывают заведующий Лабораторией научной реставрации часов и музыкальных механизмов Эрмитажа Михаил Петрович Гурьев и старший научный сотрудник этой лаборатории Валентин Алексеевич Молотков.
Михаил Петрович Гурьев:
«Это уникальная вещь и по возрасту – это все-таки конец XVI века, и по устройству. Аналогичных механических глобусов больше нет ни в Эрмитаже, ни в России. Эта вещь уникальна по происхождению, по устройству и по сложности.
Основные проблемы реставрации были связаны с тем, что он очень много путешествовал, поэтому внешние элементы на нем были частично утрачены – кольцо эклиптики, которое несет на себе изображение Солнца, и кольцо, которое несет на себе изображение Луны, т.е. все то, что должно было двигаться по небесной сфере, вот это все целиком было утрачено. Почему мы и обратились к аналогам из коллекций Дрездена и Лондона и воссоздали свой, опираясь не те прототипы»
Валентин Алексеевич Молотков:
«То, что в таком виде он есть, это большая историческая удача. Он был в Кремле. А история Кремля начала XVII века – это польское нашествие. А глобус позолоченный, блестит… Мы знаем, что его роняли, у него были сломаны, погнуты основные детали, которые держали глобус. Поэтому пришлось все приводить в порядок потихоньку. Сфера вся была помята, погнута. А по ней должны были ходить детали, изображающие Луну и Солнце, поэтому сферу надо было выправлять с точностью до десятых долей миллиметра.
Но были и другие находки. Например, там два календаря. Почему два? И зачем вообще вся эта система? В мире в XVI веке из астрономических направлений была очень важна астрология, т.е. предсказания. Если вы вспомните «Слово о полку Игореве» и описание солнечного затмения – ой, кошмар, все плохо. Поэтому властители, прежде чем что-то сделать, считали важным знать, чего ожидать. Были астрологи, те, которые глядя на небо что-то предсказывают. Откуда появилась эта вера? Ну самое простое это Луна. Оказывается, Луна ушла, и вода ушла в океане. От поведения Солнца были какие-то зависимости. Поэтому началось развитие астрологии. Но астрология без астрономии мертва. И астрология кормила астрономию. И в данном случае, когда Европа переходит с Юлианского календаря на Григорианский, возникает вопрос – а как же с предсказаниями? Поэтому Рудольф II заказал два календаря. И по этому глобусу можно было предсказать, когда будет солнечное затмение, когда лунное, когда еще какие-то явления. А если ты знаешь, то ты вооружен».
В Россию часы попали в конце XVI века. Собственно они и заказаны были в качестве дипломатического дара императора Священной Римской империи Рудольфа II Московскому царю Иоанну IV Грозному. Но царь не успел принять дорогой подарок, он скончался до того, как часы прибыли на Русь, и их получил уже новый царь Федор Иоаннович. Прибор долго находился в Московском Кремле, а в Петербург его привез Петр I, когда собирал в новой столице свою коллекцию механических редкостей. Теперь астрономические часы входят в Петровскую коллекцию Отдела Русской культуры Эрмитажа, хотя по своему происхождению западноевропейские.
Рассказ продолжает куратор выставки, старший научный сотрудник Отдела истории Русской культуры, хранитель фонда научных приборов и инструментов Григорий Борисович Ястребинский.
«Этот раритет долгие годы находился на экспозиции первой половины XVIII века. Сейчас эта экспозиция готовится к изменениям, и этот экспонат вновь займет там достойное место после открытия реэкспозиции. Поскольку есть долгосрочная программа сотрудничества Эрмитажа с компанией Самсунг, которая называется «Связь времен – связь технологий», началась полнейшая реставрация этого прибора, которая привела к тому, что он сейчас находится в наилучшем состоянии из всех еще пяти существующих аналогов, находящихся в крупнейших музеях Европы.
К сожалению, сейчас с точностью сказать нельзя в каком состоянии был прибор, когда его увидел юный Петр Алексеевич. А он его, безусловно, увидел, т.к. было еще некоторое количество других глобусов, которые использовались в качестве образовательных пособий для царских детей. Но можно с уверенностью сказать, что над ним был установлен особый надзор, и вероятно он дошел практически в первозданном виде. Хотя, насколько мы узнали тонкости этого прибора, механизм в нем достаточно капризный, и нужен был за ним особый уход. Можно предположить, что мастерство механиков, ремесленников, приближенных ко двору, могло быть недостаточно высоким. Поэтому скорее всего не все там работало, но в качестве наглядного пособия этот прибор мог использоваться»
До 17 января 2021 года астрономический глобус будет экспонироваться в Пикетном зале Зимнего дворца. Благодаря тому, что витрина стоит в центре зала, и механизм, и часы можно внимательно изучить со всех сторон.
Напомним, что в период пандемии в Эрмитаже действует особый режим посещения, открыты только два маршрута, а движение возможно только в одном направлении. Поэтому при выборе маршрута учитывайте, как будет удобнее попасть именно в Пикетный зал.
Подробнее слушайте в аудио.
Аудио, фото – Екатерина Степанова.
ФОТО