Программа Людмилы Зотовой
«У нас в гостях»
Гость: Наталия Владимировна Инина, православный психолог, сотрудник факультета психологии МГУ, старший преподаватель факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова
Тема: центр психологии взросления и онлайн-школа «Как измениться, оставшись самим собой», метод Н.В. Ининой «Работа с «внутренним ребенком». Психология взросления»
Эфир: 5 сентября 2022 г.
АУДИО
Людмила Зотова:
Каждый христианин посещает храм, участвует в церковных таинствах, молится домашней и церковной молитвой, живет в вере и уповании на Бога. Но кому из нас, при всем этом, неизвестно состояние внутреннего душевного дискомфорта или собственное повторение одних и тех же ошибок, впадание в одни и те же греховные состояния, от чего так нелегко избавиться, несмотря на искренние молитвы? И нередко в таких вот тяжелых состояниях мы обращаемся к помощи психологов, иногда даже и по рекомендации священника.
И правда, но что же делать, когда человек живет духовной жизнью, много читает духовной литературы, а психологические (или душевные) проблемы годами остаются с ним? Что делать, когда не дают покоя страхи и тревоги, когда не удается избавиться от хронической усталости, беспричинной раздражительности, агрессивности и других невыносимых состояний души? А как преодолевать бесконечные конфликты с близкими, с коллегами? Вот эти и многие подобные вопросы время от времени встают перед нами и ждут своего решения.
Такие проблемы требуют внимательного изучения, бережной работы, которую может провести специалист. И в этом случае важно довериться опытному, знающему психологу.
А не противоречит ли обращение к психологу доверию к помощи Божией? Но вот как при телесном нездоровье мы, помимо молитв, все-таки обращаемся к врачу, также и при нездоровье души надо пользоваться тем, что Господь нам дает в помощь. При этом вспомним, что основателем христианской психологии считается святитель Феофан Затворник, который, будучи иеромонахом, сам вел курсы психологии и логики.
Итак, казалось бы, всё ясно: возникла подобная проблема – иди к психологу. Но в наши дни мы видим бесчисленные психологические центры, слышим о множестве психологов, которые обещают наладить наш душевный мир, решить наши проблемы. И, к сожалению, далеко не все, что предлагает нам психология и психотерапия, может безопасно и с пользой применяться не только православными христианами, но и вообще любым человеком. Поэтому нам важно найти помощника, для которого на первом месте стоят библейские принципы. Сегодня гость нашего радио как раз такой специалист, Наталия Инина, православный психолог, сотрудник факультета психологии Московского государственного университета, старший преподаватель факультета психологии Российского православного университета святого Иоанна Богослова.
Наталия Инина:
Здравствуйте, дорогие друзья, слушатели радиостанции «Град Петров». Меня зовут Наталия Инина, я христианский психолог и не первый раз имею честь говорить и быть услышанной на этой чудесной радиостанции этого чудесного северного города Санкт-Петербурга, в котором живут очень теплые и глубокие люди. Поэтому, наверное, многие, кто сейчас слушают меня, вспомнит наши с вами встречи, разговоры о христианской психологии. Но для тех, кто меня совсем не знает, скажу несколько слов. Я московский психолог, христианский психолог, руководитель Центра практической христианской психологии, преподаю в Российском православном университете, в МГУ, в Сретенской духовной академии и в Институте психоанализа. Вот такая палитра различных сфер деятельности, позволяющая мне, с одной стороны, быть в поле такой профессиональной психологии, классического подхода в психологии, и в то же время развивать такое особое направление, крайне важное, на мой взгляд, как христианская психология. Наверное, есть всё ещё люди, верующие люди, которые считают, что человеку религиозному психология не нужна. И я нередко сталкиваюсь с такой позицией, правда, слава Богу, всё меньше и реже, но, тем не менее, это всё ещё происходит. И попробую коротко пояснить, почему все-таки и религиозному человеку нужна психология.
Когда мы говорим о духовном мире, когда мы предстоим духовному миру, конечно, предстоит наша душа перед вот этой вселенной, перед Божиим царством, Божиим миром даже на этой земле. Эту метафизику чувствует наша душа, а наша душа радуется, молится, наша душа любит, страдает, но у нас есть ещё и психика, которая является инструментом души, неким одеянием души, то есть тем, чем наша душа действует в этом земном мире. Именно поэтому нередко мы можем наблюдать, что люди верующие также ссорятся, также обижаются, также гневаются, также чувствуют себя ничтожными, закомплексованными и так далее, и так далее, по списку, как и люди неверующие. Конечно, мы можем сказать наверняка, что человек религиозный, человек верующий, человек, который живет с Богом – у него есть больше опор, больше возможностей, больше внутренних ресурсов, чтобы преодолеть такие, как сказал бы православный христианин, страстные состояния. Но откуда они берутся, эти страстные состояния? Какой-нибудь совсем погруженный в глубокое богословие православный человек скажет: «ну, это бесы крутят». Да, скажем мы, конечно, но чем они крутят? На чём они играют? Чем они пользуются в нас? Они как раз и пользуются нашей психикой, играют на ней как на музыкальном инструменте. И ровно для того, чтобы не дать этому малоприятному народцу играть на нас как на музыкальных инструментах, нам нужно осваивать свою психику, чтобы помогать нашей душе слышать Божию музыку, Божий орган в этом мире. И ровно этим и занимается христианская психология, ровно эту методологию, этот подход в психологии, в общей, широкой психологии, это направление христианской психологии и осваивает, осознаёт, формулирует, строит, не только теоретическую часть, но, конечно же, и практическую часть. Не только методологией такой христианской психологии, но и практикой я и занимаюсь, являясь одним из ее ведущих психологов.
И мы видим в нашем Центре, который называется Центр психологии взросления (кстати, можно нем прочитать и в телеграм-канале, можете его найти по названию, и можете набрать в любом браузере «Христианская психология – людям», там тоже много интересного, разнообразной информации, в частности, о нашем Центре, это тоже наш большой портал, где практически собрано всё, что мы делаем, мы делаем не только практическую психологию, но и различные обучающие программы), так вот, когда к нам приходят люди, а их приходит много, потому что в Центре работают более 20 замечательных специалистов, психологов, к нам ведь, как правило, приходят люди все-таки религиозные в той или иной степени, и мы видим, что когда мы помогаем человеку верующему увидеть те сложности, те травмы, те неосознанные конфликты, о которые спотыкается его психика, и когда мы помогаем этому человеку не только увидеть это, но и преодолеть это, работать с этим и победить это, то тогда, конечно, его душа разворачивается, раскрывается, его личность укрепляется, и он, действительно, может ну если не воспарить, то, по крайней мере, устойчиво встать в тот уровень нашей жизни, где определяют нас все-таки не страсти, а ценности и смыслы.
Для этого и нужна христианская психология, которая помогает человеку не только отличить душу от психики, но и все-таки ввести некую нравственную вертикаль в нашу жизнь, потому что, строго говоря, светская психология никакой нравственностью, конечно же, не занимается.
И не могу не сказать все-таки то главное, ради чего весь этот мой посыл и делается в вашу сторону. Вот эта точка в нашей жизни, когда мы спотыкаемся и нам очень часто никто не помогает, не потому, что никто нас не любит или нас не замечают… просто так устроена жизнь. Когда мы маленькие, когда мы дети, нас кормят, одевают, учат, но нас не поддерживают душевно и психологически. Нас просто не видят и не понимают, потому что взрослый мир полон забот и тревог, им, этим папам и мамам, тетям и дядям, бабушкам и дедушкам – не до ребенка, вернее, не до его эмоциональных переживаний, не до его чувств, не до вот этой глубины, которая таится в любом ребенке.
…
В этом падшем мире психика подавляет душу, психика держит в капкане, в тисках нашу бедную душу, и потому ребенок, натыкаясь на всё на это, сам начинает страдать и, в общем-то, уподобляется постепенно, мучительно, но уподобляется вот этому серому миру, в котором добро и зло смешаны, свет и тьма также смешаны, и он уже мечтает быть обычным взрослым, таким же сереньким, таким же лукавым, стремящимся, конечно, к добру, но при этом падающим во зло регулярно.
Вот для того, чтобы эту чудовищную закономерность прекратить и как бы пустить вспять реку жизни, энергию любви, мы вот как раз и занимаемся детством. Не только с точки зрения психоанализа Фрейда, который считал, правильно считал, что детство это начало всех проблем. Но не только для этого мы туда заглядываем. Мы туда заглядываем для того, чтобы восстановить целостность нашей души, восстановить полноту взаимодействия с Богом, с миром, с любовью и добром.
И работа это непростая. Я являюсь автором метода специального, который называется «Внутренний ребенок. Психология взросления». И это не просто вот то, что знают все: внутренний ребенок, представьте себе этого ребенка, обнимите, поцелуйте, дайте ему конфетку… Это всё полная ерунда. Так не устроена наша жизнь, так примитивно не работает наша душа и наша психика. Это сложный процесс. Но не настолько сложный, чтобы запутаться. И для того, чтобы это сделать, исцеление вот это провести верно, глубоко, последовательно, бережно, не травматично – мы и начали такой проект: Школа «Как измениться, оставшись собой».
Эта Школа, вот, собственно, ради которой я и записываю это сообщение, которое вы сейчас слушаете, эта Школа выдержала уже 7 наборов, каждый из которых был очень значительный, у нас уже очень большой опыт наблюдения, анализа, рефлексии профессиональной. И мы видим, насколько эта Школа действительно помогает человеку, с одной стороны, глубоко, с другой стороны, очень бережно и безопасно, действительно, поработать с внутренним миром своим. Мы специально начинаем работу с характера, потому что подходить к проблеме «внутреннего ребенка», к травмам детства сразу – это абсолютное безумие, это очень небезопасный подход. Поэтому мы упражняемся на том, что тоже есть у каждого человека, и у верующего, и у неверующего. Мы немножко работаем с характером, а потом постепенно мы переходим к работе с «внутренним ребенком».
…
Далее в передаче:
— встретиться со своим «внутренним ребенком» все рады, это дарит счастье
— а вот как встретиться с тем в себе, что не обрадует?
— что такое «теневой родитель»
— докопаться до своего внутреннего зла и победить его
— «злые – это раненые»
— прекратить на себе передачу зла из рук в руки
— нужно ли вынуждать ребенка любой ценой попросить прощения
— вглядываться в зло – это необходимо, но делать это нельзя в одиночестве
— глубинный опыт любви есть у каждого
— чудо исцеления: всё, что делаешь, будешь делать из любви
— победить «теневого родителя» и исцелить «внутреннего ребенка»
— увидеть во врагах искалеченного «внутреннего ребенка»
— приобретение способности удержаться в пределах человечности
— прорыв к христианской жизни
— взрослость равно личность
Наталия Инина:
Вообще-то работа над собой – довольно трудная штука, и, в общем-то, современный человек не очень хочет этим заниматься. Зачем? Когда и так всё более-менее нормально. Но проблема состоит в том, что когда мы подходим к каким-то нашим кризисам, нормативным или каким-то совершенно неожиданным, то мы падаем, падаем стремительно и довольно сильно.
…
И я эту Школу делала ровно для того, чтобы как можно больше людей имели возможность помочь себе сами. Потому что – психологов немало, но хороших, как вы все знаете, не так уж прямо много-много, поэтому все хорошие психологи, в общем-то, разобраны, к ним очередь… Поэтому, если есть возможность помочь как можно большему количеству людей выйти из темноты к свету, обрести себя, то вот ради этого эта Школа и делалась. Я очень надеюсь, что тем из вас, кто придет на нее, она поможет.
Благодарю вас за время, которое вы потратили, слушая меня. Вы можете нас найти, в любом браузере набрав «Христианская психология – людям», и на главной странице – «Мероприятия», найдите страницу регистрации на эту Школу. Или вы можете найти нас в телеграме: Центр «Психология взросления». И вы тоже там можете написать нам или прочитать информацию о Школе.
И для всех, кто слушал меня сейчас, сегодня – есть такой маленький бонус как специальная скидка по промокоду «Град Петров».
Приходите, дорогие друзья, мы будем очень рады помочь вам всем, чем сможем. Эта Школа – плод коллективного труда, там работают мои замечательные коллеги, христианские психологи Московской школы христианской психологии, которой руководит очень известный психолог, профессор, доктор психологических наук Борис Сергеевич Братусь.