Литургия Преждеосвященных Даров – одна из самых ярких «примет» великопостного периода церковного года. Это богослужение очень красиво, наполнено особым, «великопостным», настроением. Однако для человека, привыкшего к обычным воскресным службам, многое в этом богослужении остается непонятным. Что такое Преждеосвященные Дары? Почему за этой Литургией поются песнопения вечерни – например, «Господи, воззвах», вечерние стихиры, «Свете тихий»? Почему так необычна сама структура службы? Почему, наконец, за этой Литургией не причащают младенцев? Об истории возникновения Литургии Преждеосвященных Даров, о литургических и богословских особенностях этого богослужения, о папе Григории Двоеслове, которому приписывается авторство этого чинопоследования вы узнаете из бесед протоиерея Александра Степанова. Программы ведет Анна Павлович.
… происхождение чина Литургии Преждеосвященных Даров восходит, прежде всего, к этой практике оглашения, практике подготовки людей к принятию таинства крещения. В этой подготовке принимала участие вся община во главе, конечно же, с епископом, который и произносил все эти огласительные поучения. И постепенно эта практика вошла в строй жизни Церкви, и впоследствие, когда институт катехумената был упразднен, эта практика продолжала сохраняться…
…Литургия Преждеосвященных Даров сегодня служится определенное количество раз, а именно она служится только Великим постом, это среда и пятница, два будних дня. Помимо этого есть еще день Обретения главы Иоанна Предтечи, который тоже празднуется вот таким образом; день памяти сорока мучеников Севастийских и четверг Великого канона, так называемый, на пятой седмице Великого поста. Мы знаем, что на утрени читается Великий канон преподобного Андрея Критского, а к вечерне присоединяется в связи с этим чтением, как мощной молитвенной покаянной подготовкой, вот эта Литургия Преждеосвященных Даров. Это логичная связь, я бы сказал. Кроме того, если выпадает на будний день престольный праздник в каком-то храме, память святого, тоже служится Литургия Преждеосвященных Даров. И, конечно, первые три дня Страстной седмицы. Надо сказать, что практика служения Литургии Преждеосвященных Даров раньше была совсем иной, и даже до сравнительно недавнего времени…
… песнопение, которое сопровождает перенос Святых Даров с жертвенника на престол: «Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се Жертва тайная совершена дориносится». То есть Жертва тайная, уже совершенная, «дориносится», то есть торжественно переносится. И после поставления Даров на престол хор продолжает: «Верою и любовию приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуйя, аллилуйя, аллилуйя». Вот такое восторженное завершение этого песнопения. Оно поется с перерывом, потому что пока совершают священники молитву с воздеянием рук, потом переходят к жертвеннику, кадят, начинают переносить Дары, песнопение поется, и затем в тот момент, когда священники выходят из алтаря, обычно песнопение заканчивается, и сам перенос на глазах народа происходит в полной тишине, и совершенно естественно и оправданно здесь все совершают земной поклон, поклоняясь прямо до пола, не дерзая взирать на это великое таинство, потому что здесь мы не просто хлеб и вино переносим, как на обычной Божественной Литургии в этот момент, но мы переносим уже Тело и Кровь Христовы, Самого Христа. И вот Он перед нами проходит. На обычной Литургии это перенесение сопровождается поминовением, потому что, во-первых, это перенесение следовало непосредственно за проскомидией, которая в древности, до VIII века, совершалась в этот самый момент, она не была вынесена в отдельную службу до начала Литургии. И соответственно, все поминовения совершались в этот момент в жертвеннике. А, во-вторых, это образ символический – этот перенос хлеба и вина на обычной Литургии с жертвенника на престол как бы прообразовал восхождение Христа на Голгофу, Распятие, и потом, когда мы поставляем чашу и дискос на престол, это как бы Положение Христа во гроб – такая символика в этих действиях содержится. И во время Распятия, все помнят этот эпизод с благоразумным разбойником, который не хулил Христа, а, наоборот, сказал: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И как бы мы все здесь вслед за этим разбойником просим Христа: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». И поэтому мы поминаем Великого Господина и Отца нашего и всех других. Но здесь уже Жертва принесена, все это уже было на той, полной, Божественной Литургии, на которой освящались Дары, поэтому здесь уже эти воспоминания неуместны. Проскомидии здесь нет, изъятия частиц нет, поэтому это действие совершается в полном молчании и благоговейной тишине…
… Очень часто, чаще всего, я бы сказал, вопросы о Литургии Преждеосвященных Даров возникают в связи с правилом не причащать младенцев на этой Литургии. В большинстве случаев Литургия эта совершается утром, люди приходят с детьми, а священники отказываются причащать детей. Вот это как раз то, что самое заметное, пожалуй, для народа. Люди, может быть, не очень понимают, это Преждеосвященная или другая Литургия, Причастие вроде бы есть – и слава Богу. Но почему-то в отличие от всех обычных моментов, когда детей пропускают вперед, здесь детей вообще не причащают. И, действительно, за этим правилом стоит серьезная богословская проблема этой Литургии…