Фрагмент фрески Фра Анджелико
Воскресение Христа и жены у гроба. 1440-1441. Сан-Марко, Флоренция
.
Архимандрит Ианнуарий (Ивлиев)
.
Беседа 41
Глава 15, стихи 6-41
.
Беседа 42
Глава 15, стихи 42-47. Глава 16, стихи 1-20
…
Нет оснований отрицать историчность повествования о пустой гробнице. Примем рассказ таким, какой он к нам пришел. Но и проникнемся его богословским смыслом. Воскресение – это не возобновление земного бытия, но новое творение. Как, повторяя слова пророка Исайи, восклицал апостол Павел: древнее прошло, теперь всё новое. Как в ветхом творении всё возникло из ничего, из пустоты, так и в новом творении бессмертная и бесконечная жизнь творится из пустого гроба – символа смертности и конечности этого мира.
…
При сравнении рассказа евангелиста Марка с Евангелиями от Матфея и Иоанна мы замечаем некоторую разницу. Если в тех Евангелиях женщинам является не только небесный вестник или даже два вестника, но и Сам Воскресший, то у Марка этого нет.
…
Независимо от того, как было истолковано явление женщинам в гробнице, одно остается бесспорным: женщины получили не только весть о Воскресении Иисуса Христа, но и поручение общине учеников («идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам»). Это слово явно напоминает обещание Иисуса Христа, данное ученикам на Тайной вечери («все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь; ибо написано: поражу пастыря, и рассеются овцы. По воскресении же Моем, Я предварю вас в Галилее»). Всё это означает, что учеников, которые от страха, из слепоты бросили своего Господа на произвол судьбы и отреклись от Него – теперь этих учеников должны призвать в путь оказавшиеся более верными женщины, это женщины должны наставить на верный путь апостолов, на тот путь, по которому впереди них прошествовал их Господь. Но последнее предложение еще в древности рассматривалось как что-то недосказанное («И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись»).
…