6+

«Близость к Истине выражается в отсутствии позы в поведении»

«Пастырский час»

Протоиерей Александр Рябков

Прямой эфир 12 января 2017 г., 20:30

АУДИО

 

Вопросы слушателей:

— Меня зовут Ия. Но я не знаю, с этим ли именем меня крестили. Что мне писать в записках в храме?

—  Я инвалид, слепая, мне дали квартиру в доме, построенном на средства Общества слепых. У нас повесили кондиционеры, я писала жалобу, чтобы их убрали, но теперь я узнала, что они не уберут, а только заплатят штраф. И я хочу спросить: может ли моя Церковь как-то на это повлиять?

—  На радио «Град Петров» была передача об умерших. Но мне так и не ясно – где же пребывают их души?

— Семья моей дочери на грани развода, муж пьет, трое детей.

—  Как готовиться к причастию в сплошную седмицу?

—  Я прошу не разводиться со своим пьющим мужем.

— Я обиделся на Бога, мне трудно смотреть на страдания детей. Как мне быть?

— Мой внук вылил на мою кровать воду. Как мне реагировать на внука, когда он сделал злое? Даже мой кот чувствует в нем что-то тёмное.

— В городе строится огромный стадион. Это сооружение является языческим, как Римский Колизей?

— Мой знакомый травмировался и очень страдает от боли. Помолитесь о нем.

— Помолитесь за моего сына, он пьет каждые выходные.

— Помолитесь, сделано колдовство над человеком и он болеет.

— Сквернословие, курение, винопитие, наркомания – как связаны?

— У меня есть подруга, она всегда была верующая, даже в советское время. Она долго не выходила замуж. Потом вышла замуж, но поставила мужу условие – обязательно венчаться. Теперь она живет очень тяжело, муж пьет, плохо с ней обращается. Она плачет.

Протоиерей Александр Рябков:

Нравственное совершенствование – это попытка стряхнуть сон с души и пробудиться для подлинной жизни. Подлинная жизнь и есть жизнь вечная, берущая свое начало в нашей земной истории.

Иван Васильевич Киреевский писал: «Сколько бы лет ни прожил человек, сколько бы добрых дел не сделал, все будет толчение воды, когда он имел в виду внешний суд людей, а не правду внутренней жизни. Любовь к Богу и ближнему еще не составляют христианства, когда она не проникает и не обнимает всего человека. Только с той минуты, когда решительное и всецелое обращение сердца к Христу отрезывает все корыстные стремления и внушает волю, твердую до мученичества, – только тогда начинает в душе заниматься заря другого дня».

Постоянное ожидание рассвета – это сознательное усилие по возвышению души над злобой, завистью и мстительностью. Если мы не будем предпринимать таких усилий, тогда нас захлестнет внутренняя пустота, варварские инстинкты и мелочное ничтожество, пусть и прикрытое байронической или великосветской внешностью.

Тогда над нашим богоподобием и божиим миром в нас берет верх дьявольский антимир с его извращенными законами. Над присутствием благодати и Божиих искр в нашем существе одерживает победу антивещество с хаосом античастиц.  В нас тогда воцаряется наш темный двойник, темный антипод нашей личности. Нет в нем ничего подлинного. В данном состоянии души отменяется иерархия всех настоящих ценностей. На самом деле имитируется все, вплоть до вожделенной роскоши. Человек становится карикатурой, шаржем на себя и мыльным пузырем непомерно раздутых амбиций. Обманувшийся человек ищет удовлетворения в сатанинских миражах, его окружает фальшивый блеск. Место блаженства с духовным взлетом занимает блажь с сопутствующей деградацией. Постоянно надо менять декорации, чтобы выбор ложного спасения не был ужасающе вопиющим для души, не получающей должного духовного насыщения.

Нельзя забывать об истинных целях жизни, замещая их суетой устройства земного рая по последнему слову техники, обещающей нам телесный комфорт. У Екклесиаста есть слова:  «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа». Здравое состояние души не обеспечивается только лишь телесным благополучием. Американский мыслитель Генри Дэвид Торо писал: «Лучше низенькая стена вокруг усадьбы честного человека, чем стовратные Фивы, где люди забыли об истинной цели жизни». Как никогда слова Бога, обращенные к Валтасару во время его пира, обращены сегодня и к нам: «Ты взвешен на весах и найден легковесным». Гриб дождевик идеален по форме, но внутри него пыль. Рассказы или фильмы без содержания, которыми мы привыкли уносить себя из реального мира со всем его проблемами, неминуемо оборачиваются похмельем, как и после алкогольного опьянения, когда жизнь нам представляется в еще более жутком виде.

Как описать подлинное человеческое бытие? Любое описание, касающееся внутреннего содержания личности, будет примерным и приблизительным. Проще описать внешние правила и законы, но что они могут сказать о глубинном переживании приближения к Истине? Близость к Истине внешне выражается в отрицании позы в поведении. Внутри она опознается отсутствием страха по отношению к внешним, зачастую стихийным, свойствам материальной жизни. Происходит сдвиг акцента с размытой и бесформенной субстанции с предопределенными функциями к четкой форме и выработанной манере волевого поступка. Вот в этом человек и возвращает свое первоначальное значение как символа Божьего присутствия на земле. Стать символом – значит приобрести способность властно диктовать выбор жизненных путей и моделей поведения не принуждением, а увлекающим примером.

 

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru