6+

«Блокада времен нулевой мировой»

Программа Екатерины Степановой

«Русский Север»

Информационное обозрение. Выпуск 135

Эфир 2 октября 2019 г., 10:45

 

Крымская война 1853-1856 гг. потому так и называется, что проходила она на юге России, в Крыму, и названа по месту самых известных боевых действий, и также знаменита героической обороной Севастополя. Однако другое название этой же войны – Восточная, потому что предметом споров в этой войне был именно так называемый восточный вопрос. Мы не будем вдаваться в детали этого вопроса – это и борьба Балканских народов за независимость от Османской империи, и единоличный протекторат России над христианами Турции, и спор о том, кому иметь протекторат над святынями Иерусалима. Короче говоря, плотный, сложный и слежавшийся клубок проблем, перекатывавшийся из одного века в другой. Периодически страны менялись поддерживаемыми сторонами, но всегда главными участниками этого процесса были европейские державы в основном.

 

В середине 19 в. начался очередной этап в попытке разрешения сложного восточного вопроса, в котором Россия оказалась в одиночестве по одному сторону, а коалиция европейских держав – по другую. Некоторые историки и культурологи называют эту войну нулевой мировой. Почему? Да потому что в ней участвовало очень много стран, а боевые действия шли сразу в нескольких частях мира, в основном на морях.

 

При же тут Русский Север? А дело в том, что кроме Севастополя и Черного моря активные боевые действия велись и на Белом море, и эта часть войны таки и называлась – Беломорская кампания.

 

Эта история обороны Русского Севера представлена на выставке «Студеное море – северные рубежи: история обороны Русского Севера» – восьмой в череде выставок проекта компании «НорНикель» «Освоение Севера. Тысяча лет успеха». Рассказывает один из кураторов экспозиции, заведующий отделом военной истории Архангельского краеведческого музея Игорь Михайлович Гостев.

 

«Крымская война знаменита своими событиями в Севастополе. Буквально недавно после выхода документального фильма Пельша и книги Николая Манвелова «Гвардия Камчатка» выплыли из небытия события на Камчатке, а о событиях на Белом море вообще-то было известно. Но было известно поверхностно – что была блокада на Белом море, что Архангельский порт был заблокирован, ходили тут такие вот английские и французские кораблики, которые слегка постреливали, чуть-чуть обстреляли Соловки, чего-то тут похулиганили у Архангельска. А у нас в Архангельске как раз есть исследователь, который много лет занимается вопросами Крымской войны. И мы в сотрудничестве с ним как раз подготовили этот раздел. Недавно мы нашли документы о строительстве флотилии канонерских лодок, которые строило как раз Архангельское адмиралтейство. Именно они обеспечивали систему обороны дельты Северной Двины все два года блокады. Впервые же мы показываем макет этой канонерской лодки – удалось ее изготовить, поскольку нашлись чертежи, подлинные чертежи того времени. И впервые мы свели карту боевых действий. Никто никогда не пытался почему-то до нас это сделать.

 

Что же сделали англичане и французы за два года Беломорской блокады у нас здесь на Белом море? Вот когда вы посмотрите на эту карту, то получится, что событий-то здесь были не меньше, чем на Черном море, по своему многообразию. В некоторых местах англичане – особенно англичане отличались – высаживались десантами по три, по четыре раза. Многие места обстреливались англичанами удачно, где-то англичанами обстреливались неудачно. Были места высадки пустые и совершенно ненужные, как потом оказывалось, потому что население было готово к этому. Были наоборот, сражения с населением, благодаря тому, что люди жили добычей морского зверя, охотой в лесу, и обладали оружием и, соответственно, могли дать отпор, отстреливаясь из леса, отстреливаясь из всех возможных видов оружия, которое было в их домах. Но, наверно, самое смешное то, что мы, к сожалению, показать не можем, но это факт хорошо известный у нас на Севере, что в одной из деревень крестьяне для защиты от подобных нападений даже приобрели в Норвегии пушку, которую умудрились выкупить на одной из норвежских крепостей. А норвежцы долгое время отчитывались перед вышестоящим руководством деревянным макетом пушки, а настоящая пушка стояла у нас. И она в свое время выстрелила-таки в англичан. Люди прекрасно понимали, что война вот-вот начнется, и заранее подготовились.

 

Теперь о канонерках. В нашей ситуации это практически галера в тяжелом и плохом смысле слова. Однако если гребцы на галерах были рабами и работали из-под кнута, то здесь русские матросы в 20-24 весла гребли огромной лодкой, на которой стояло открыто две пушки – с двух носов или с двух корм, тут нет разницы, потому что канонерка абсолютно симметрична, абсолютно одинакова с двух сторон. Единственное, чем могли отличаться канонерки, это тем, что пушка, которая была по ходу лодки, была обычной пушкой, а пушка заднего хода была гаубицей, например. Поэтому они могли отличаться способом установки и станком пушечным, и в результате этого они по-разному влияли на ход. Но в данной конкретной ситуации, как мы видим из этой карты, задача таких лодок была выйти из какой-то береговой засады, подойти на расстоянии пушечного выстрела к врагу, выстрелить и начинать грести в другую сторону. Это собственно принцип конной тачанки. На тачанке выезжают навстречу врагу, потом разворачиваются и от врага убегают, но при этом в него стреляют. Здесь такой же принцип, только такая вот водная тачанка. Но таких «водных тачанок» у нас было значительное количество. Только вот этой модели, которая здесь представлена в макете, было построено 13 штук только в 1854 году. А кроме этого строилось еще две модели лодок, которые отличались артиллерийским вооружением, а от этого зависел вес, и от этого зависело количество гребцов. Количество гребцов предполагалось от 20 до 24-х, чтобы обеспечить равномерность скорости наших судов.

 

Также в этом разделе мы представили еще несколько моделей кораблей. Прежде всего это грузовой корвет 19 века. Мы его очень редко показываем в связи с Адмиралтейством. Наверно потому, что все как-то привыкли, что Адмиралтейство – это прежде всего строительство военных кораблей. И это правильно. Но военно-морской флот заказывал и строил и транспортные суда для своих нужд. В частности, этот корвет – это одна из разновидностей транспортного судна, которое строилось в Адмиралтействе для нужд прежде всего, в данном случае, Балтийского флота и для нужд Архангельского порта.

 

И в более мелком варианте представлен галиот. Галиоты также использовались как грузовые суда, но также часто использовались и как экспедиционные суда у нас на севере. В очень многих морских экспедициях 19 века участвовали именно галиоты постройки нашего Адмиралтейства».

 

Сегодня мы сделаем перерыв в рассказе о выставке и продолжим в следующем выпуске.

 

Аудио, фото – Екатерина Степанова.

 

Наверх

Рейтинг@Mail.ru