Программа Артема Гравина
«Исследования и исследователи»
Цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»
Гость: Антон Владимирович Тихомиров
Тема: направления протестантского богословия XX в.
Эфир: 23 декабря 2021 г.
АУДИО
Программа посвящена протестантскому богословию после Первой мировой войны, «лютеровскому ренессансу», фигурам и богословию Карла Холля, Рудольфа Отто, Карла Барта, Дитриха Бонхёффера и Пауля Тиллиха.
Антон Тихомиров:
Первая мировая война стала, своего рода, определённым рубежом, после которого всё изменилось.
Протестантское богословие XIX века с его интеллектуальным доминированием классической либеральной теологии стремилось к утверждению и развитию культуры, развитию человеческой нравственности, было бесконечно увлечено идеей прогресса, подразумевавшей, что человечество уже встало на какой-то верный путь, за которым будет следовать «светлое будущее». Однако оказалось, что на этом пути человечество должно вступить в своего рода конкуренцию между разными культурами, между разными образами жизни и между разными пониманиями мира, человека и Бога. Эта конкуренция привела трагическим образом к Первой мировой войне, к кровавому столкновению, которое разрушило все иллюзии и все надежды очень многих людей (прежде всего, богословов). И, конечно же, Первая мировая война положила, в общем и целом, конец классической либеральной теологии, да и многим другим направлениям, которые существовали в XIX веке. Прежняя наивная вера в человека и в то особое будущее, в которое этот человек идёт, оказалась невозможной. В этом смысле, Первая мировая война обозначила собой кризис не только в социально-экономической перспективе, но и явила собой кризис в богословии (по крайней мере, что касается протестантской теологии, это можно сказать абсолютно уверенно). И поэтому после Первой мировой войны появляются новые богословские ростки, новые богословские движения, которые затем оказались влиятельными на протяжении всего XX века.
…
«Лютеровский ренессанс» это было такое течение, которое можно понимать в узком и широком смысле. В широком смысле это была попытка заново осмыслить идеи Мартина Лютера, вернувшись к лютеровскому пониманию основных богословских категорий (таких как оправдание, спасение и т.д.). То есть это была попытка вернуться к ключевым идеями именно Лютера и сделать это «возвращение» понятным современному (на тот момент) человеку, выразить его на экзистенциальном языке. В узком смысле, «лютеровский ренессанс» как понятие связано, в первую очередь, с именем церковного историка Карла Холля, который в своих богословских размышлениях как раз таки опирался на раннее богословие Лютера.
…
Другим новым направлением было возникновение того, что мы сегодня можем назвать феноменологией религии, что связано с именами Рудольфа Отто и Натана Зёдерблома. Рудольф Отто (в духе Шлейермахера) называет религию нуминозным чувством, misterium tremendum et fascim, тайна ужасающая и привлекательная.
…
Если говорить о наиболее ярких фигурах середины XX века, то, в первую очередь, следует выделить и обозначить фигуру Карла Барта, который представлял собой противника тех идей, которые в своё время высказывал Фридрих Шлейермахер, которые подразумевали то, что в богословии должно быть первично чувство, а не какая-либо догма. Христианство, по Барту, выстраивается вокруг Откровения Бога, а не из человеческих умозаключений или каких-то гипотез, чувств и так далее. В каком-то смысле для Карла Барта христианство и религия противоположны и противонаправленны (думаю, что идеи Дитриха Бонхёффера о «безрелигиозном» христианстве вдохновлены идеями Карла Барта).
…
Если же выделить самого значительного протестантского богослова XX века, то следует назвать имя Пауля Тиллиха, которого можно назвать наиболее последовательным очным оппонентом Карла Барта. Его идеи были в чём-то сходными с идеями Карла Барта. Так, Тиллих в одной из своих работ заявлял: «Бог борется с религиями». Но к этой фразе он добавляет всего два слова «…изнутри религии». Бог борется с религиями изнутри религии.
Полностью слушайте в АУДИО.
Отличный цикл, большое спасибо от нас с супругой Антону и Артёму. Тематика, планирование и распределение материала, ясность, беспристрастность и темп подачи Антоном. Не в последнюю очередь, краткие комментарии Артёма замечательно дополняют изложение, но не доминируют над ним.
Артем, Антон,
огромное спасибо за цикл — это ваша безусловная и большая удача. Полагаю, многие из слушателей присоединяются к этим словам.
По возможности развивайте эту тему.
Gaudeamus in Christo in Eva Nativitatis!