6+

«Бог борется с религиями»

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Реформация и ее влияние на европейскую культуру»

Гость: Антон Владимирович Тихомиров

Тема: направления протестантского богословия XX в.

Эфир: 23 декабря 2021 г.

АУДИО

 

Программа посвящена протестантскому богословию после Первой мировой войны, «лютеровскому ренессансу», фигурам и богословию Карла Холля, Рудольфа Отто, Карла Барта, Дитриха Бонхёффера и Пауля Тиллиха.

 

Антон Тихомиров:

 

Первая мировая война стала, своего рода, определённым рубежом, после которого всё изменилось.

Протестантское богословие XIX века с его интеллектуальным доминированием классической либеральной теологии стремилось к утверждению и развитию культуры, развитию человеческой нравственности, было бесконечно увлечено идеей прогресса, подразумевавшей, что человечество уже встало на какой-то верный путь, за которым будет следовать «светлое будущее». Однако оказалось, что на этом пути человечество должно вступить в своего рода конкуренцию между разными культурами, между разными образами жизни и между разными пониманиями мира, человека и Бога. Эта конкуренция привела трагическим образом к Первой мировой войне, к кровавому столкновению, которое разрушило все иллюзии и все надежды очень многих людей (прежде всего, богословов). И, конечно же, Первая мировая война положила, в общем и целом, конец классической либеральной теологии, да и многим другим направлениям, которые существовали в XIX веке. Прежняя наивная вера в человека и в то особое будущее, в которое этот человек идёт, оказалась невозможной. В этом смысле, Первая мировая война обозначила собой кризис не только в социально-экономической перспективе, но и явила собой кризис в богословии (по крайней мере, что касается протестантской теологии, это можно сказать абсолютно уверенно). И поэтому после Первой мировой войны появляются новые богословские ростки, новые богословские движения, которые затем оказались влиятельными на протяжении всего XX века.

«Лютеровский ренессанс» это было такое течение, которое можно понимать в узком и широком смысле. В широком смысле это была попытка заново осмыслить идеи Мартина Лютера, вернувшись к лютеровскому пониманию основных богословских категорий (таких как оправдание, спасение и т.д.). То есть это была попытка вернуться к ключевым идеями именно Лютера и сделать это «возвращение» понятным современному (на тот момент) человеку, выразить его на экзистенциальном языке. В узком смысле, «лютеровский ренессанс» как понятие связано, в первую очередь, с именем церковного историка Карла Холля, который в своих богословских размышлениях как раз таки опирался на раннее богословие Лютера.

Другим новым направлением было возникновение того, что мы сегодня можем назвать феноменологией религии, что связано с именами Рудольфа Отто и Натана Зёдерблома. Рудольф Отто (в духе Шлейермахера) называет религию нуминозным чувством, misterium tremendum et fascim, тайна ужасающая и привлекательная.

Если говорить о наиболее ярких фигурах середины XX века, то, в первую очередь, следует выделить и обозначить фигуру Карла Барта, который представлял собой противника тех идей, которые в своё время высказывал Фридрих Шлейермахер, которые подразумевали то, что в богословии должно быть первично чувство, а не какая-либо догма. Христианство, по Барту, выстраивается вокруг Откровения Бога, а не из человеческих умозаключений или каких-то гипотез, чувств и так далее. В каком-то смысле для Карла Барта христианство и религия противоположны и противонаправленны (думаю, что идеи Дитриха Бонхёффера о «безрелигиозном» христианстве вдохновлены идеями Карла Барта).

Если же выделить самого значительного протестантского богослова XX века, то следует назвать имя Пауля Тиллиха, которого можно назвать наиболее последовательным очным оппонентом Карла Барта. Его идеи были в чём-то сходными с идеями Карла Барта. Так, Тиллих в одной из своих работ заявлял: «Бог борется с религиями». Но к этой фразе он добавляет всего два слова «…изнутри религии». Бог борется с религиями изнутри религии.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Отличный цикл, большое спасибо от нас с супругой Антону и Артёму. Тематика, планирование и распределение материала, ясность, беспристрастность и темп подачи Антоном. Не в последнюю очередь, краткие комментарии Артёма замечательно дополняют изложение, но не доминируют над ним.

Артем, Антон,
огромное спасибо за цикл — это ваша безусловная и большая удача. Полагаю, многие из слушателей присоединяются к этим словам.
По возможности развивайте эту тему.
Gaudeamus in Christo in Eva Nativitatis!

Наверх

Рейтинг@Mail.ru