Программа Екатерины Степановой
«Время Эрмитажа»
Тема: икона «Успение Богоматери» из собрания Государственного Эрмитажа
Гость: Юрий Александрович Пятницкий
Эфир 3 сентября 2017 г., 13:50
АУДИО
В приложении к программе «Время Эрмитажа» о византийской иконе первой половины XIV века «Успение Богоматери» рассказывает Юрий Александрович Пятницкий, старший научный сотрудник сектора Византии и Ближнего Востока Отдела Востока Государственного Эрмитажа.
«Композиция иконы ассиметрична, и она построена по круговому движению. Склоненные головы ангелов, архитектурная кулиса, между ними постройки соединены стеной, и стена тоже сделана не прямая, а полукруглая. Полукруглая мандорла вокруг Христа, причем мандорла делится на несколько цветовых секций, повторяющиеся круговые линии. Происходит движение, вам кажется, что она вся выпуклая, она ассиметрично движется. И все это разом моментально останавливается единой прямой горизонтальной линией. Это ложе Богоматери с ее тонкой усопшей фигурой. Недаром там Богоматерь сделана очень изящной, тоненькой, почти как девушка. Потому что художнику была нужна именно линия.
И вы останавливаетесь. Движение вашего взгляда останавливается на ложе и этой тонкой фигурке. И взгляд прикован к приподнятому подголовнику ложа, который сделан под углом примерно тридцать градусов, красная подушка и золотой нимб. Золото выделяется на красном, и вы обращаете внимание и концентрируете его на лик Богоматери. И что же вы видите? Вы видите, что у нее закрытые, сомкнутые глаза. Веки сомкнуты. Но она не кажется мертвой! Там нет ничего, что говорит о смерти, о тлене. Она уснула. А наверху вы видите исполненный гризайлью такой нейтральный, нематериальный сегмент голубовато-сероватый неба и раскрытые врата, оттуда смотрят ангелы, ждущие душу Марии, которую держит в своих руках Христос вот в этой мандорле.
Что является композиционным центром? Душа Марии. Не фигура Христа, как мы могли бы предположить, что по фигуре Христа симметрично располагается правая и левая часть. Нет. Вот именно на его вытянутых руках маленькая беленькая фигурка души Марии – вот центр всей композиции.
Очень сложный, очень динамичный замысел композиционный, великолепно воплощенный художником. И художник добавляет цветовые акценты – такие нервные, прерывистые – это цветные пробела. Складки одежд сделаны контрастными цветными, например, лиловый на сером. Это вносит некоторую нервозность, нервную нагнетенность. А это и нужно, чтобы подчеркнуть круговое движение.
Потом, обратите внимание на ложе Марии. Там тоже розоватая вроде ткань, но с такими зелеными, коричневатыми пробелами, т.е. вроде как складки. В тенях они более глубокие видны. Вот эта вот игра цветов, она нужна для создания общей атмосферы. А чистые тона – это коричневый мафорий Богоматери, красная подушка, золотой нимб и кусочки голубого платья, которые видны, ее красные башмачки.
Перед ложем стоят две свечи – это гимнография «Богоматерь – свеча неугасимая», – и жаровня. Жаровня, на которой видны красненькие угли. Конечно, она не для обогрева, она для того, чтобы убить запах разложения, запах тлена. А вот это уже элемент, который идет от первых веков, связанный с иудейской погребальной традицией. Поскольку жара, быстро разлагается, поэтому огромное количество жаровен с благовониями, которые должны отбивать запах разлагающегося тела. В данном случае этого тлена не может и быть! Потому что Богоматерь взята вместе с телом на небо. Здесь нет разложения. Но здесь присутствует жаровня, которая как появилась в первые века в иудейской традиции, она в литературе везде прошла красной нитью, все равно она упоминается, и она здесь опять присутствует. Но ее можно рассматривать как такой рудимент иконографический, а можно рассматривать, что это жаровня с фимиамом, который клубится в честь восхваления Богоматери. И свеча, которая там, да, она ассоциируется с «Богоматерью неугасимой свечой», но и со свечой, которая поставлена перед иконой. Эти свечи недаром на первом плане. Художник как бы вносит плановое разделение – вот изображение, сцена, которую вы видите, а вот перед нею две свечи. Представьте, вы в храме стоите перед иконой, а перед нею либо лампада, либо свеча.
Вот как можно разнопланово рассматривать византийскую икону и находить очень много интересных элементов. Когда вас натолкнут, дадут толчок, нить для рассуждения, для рассмотрения этого, то дальше вы уже сами начинаете работать, вам легче, и вдруг вы обнаружите много таких вещей, на которые раньше не обращали внимания. Это относится ко всем, и как к специалистам, так и к неспециалистам».
Византийская икона первой половины XIV века «Успение Богоматери» представлена на постоянной экспозиции византийского искусства на третьем этаже Зимнего дворца в зале № 382.
Аудио – Екатерина Степанова.
Изображение иконы «Успение Богоматери» – сайт Государственного Эрмитажа.