Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Тема: богословие прощения
Гость: Константин Андреевич Махлак, преподаватель Института богословия и философии
Эфир 15 февраля 2018 г.
АУДИО
«Прощать по какой онтологии?» – задается вопросом греческий священник, богослов и психолог протоиерей Василиос Фермос, статья которого «Прощаю, следовательно, существую» стала отправной точкой в разговоре о богословии прощения.
В статье «Прощаю, следовательно, существую: прощение как полнота жизни» он указывает на четыре типа прощения, которые можно назвать внерелигиозным прощением: обычное прощение (если мы прагматичны и у нас нет другого выбора), прощение из-за встречного сочувствия (мы помним собственные грехи и промахи и от этого склонны к прощению), прощение ради внутреннего спокойствия (прощаем для обретения покоя, ведь в противном случае хуже будет нам самим). «Все три типа прощения встречаются и вне религий. – Пишет автор статьи. – А четвертый уже только внутри: подчинение Господней заповеди. Мы прощаем, поскольку так нам повелел Господь. Очень часто все четыре подсказаны духовниками. При этом … все они поощряют прощение в основном с целью выгоды. Мне кажется, в христианской духовной жизни стоит поискать более богословски глубокую причину, чем выгода. Прощать по какой онтологии?»
В чем душевный смысл прощения – это могут рассказать хорошие психологи и просто культурные, воспитанные люди.
В чем духовный смысл? В чем богословский смысл?
Опасно ли «подменять» одно прощение другим – «духовное» прощение, онтологически соединяющее нас со Христом, «обычным» прощением, позволяющим мирно сосуществовать в социуме? Или и для христианина вполне достаточно быть просто воспитанным, незлобивым человеком?
Константин Махлак считает, что т.н. «обычное» прощение тоже включает человека в план христианства, т.к. делает человека способным принять Христа и Его благовестие.
Почему евангельская любовь к врагам не становится «стокгольмским синдромом».
Как прощение осуществляет заповеди Ветхого Завета – Закона Моисея.
«Простить — значит забыть» – не библейский принцип.
Притча о блудном сыне и слова молитвы Господней «…и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим…».