Интервью с протоиереем Александром Степановым, главным редактором радио «Град Петров»
Ноябрь 2015 г.
— Отец Александр, для чего, на Ваш взгляд, вообще нужно православное радио? Вот, есть такие термины: микроцель, макроцель. Какая здесь макроцель? Как Вы определяете цель православного радиовещания?
— Помочь людям стать христианами и поддержать их в этом выборе. Потому что есть две категории наших слушателей: те, что пока далеки от Церкви и те, которые уже вступили в церковную жизнь. Поскольку радио одно, оно должно быть обращено и к тем, и другим. Задача по отношению к первой категории – помочь им прийти ко Христу, задача в отношении других – уточнить их представление о вере, духовной жизни, расширить представление о христианстве, его истории и культуре. В конечном счете, и тем, и другим помочь стать «христианином вполне». Ведь, на самом деле, учиться быть христианином человек должен всю жизнь. Именно для этого Господь посылает каждому из нас испытания, приводящие к углублению нашей души. Слово, которое звучит по церковному радио, должно приблизить к человеку Евангелие, сделать его компасом в духовной жизни, научить человека отличать подлинное от поддельного, главное от второстепенного. Пути того, как это сделать, могут быть очень разными, и катехизические беседы – не единственный путь. Глубокая художественная литература, размышления о судьбах нашей страны и Церкви и их современном бытии, свидетельства о жизни людей, оставшихся верными себе и Богу в невыносимых условиях, серьезная музыка – все это помогает человеку глубже осмыслить свою жизнь, а, значит, и приблизиться к Богу. Наш опыт показывает, что такой разговор со слушателем в равной мере может быть интересен и нужен как уже верующим, так и вопрошающим.
— Ведь этой цели – привести человека ко Христу – можно, действительно, самыми разными способами достигать, вообще комплексом способов. А какова специфика именно радиовещания? Что дает, может быть, именно или только радиовещание?
— Радио – это, прежде всего, слово. Если хотите, радио – самое христианское средство массовой информации, потому что Слово – ключевое понятие в христианстве: ведь «в начале было Слово». Разумеется, не всякое слово соотносится со Словом. «От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Христос посылает апостолов научить все народы, и осуществляют они эту заповедь своей проповедью, т.е. словом. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» — эти слова псалма как нельзя лучше подходят к слову христианской проповеди, стократно технически усиленному с помощью радио. Кроме слова радио передает музыку. Если слово обращено, прежде всего, к разуму, то музыка захватывает человека эмоционально, настраивает на определенный лад. Не случайно православное богослужение все построено на музыке, вплоть до прошений на ектении и возгласов священников. Помимо прояснения разума радио способно облагораживать и душу человека, т.е. подготавливать ее к принятию Слова. На нашем радио звучит духовная и классическая музыка, на наш взгляд, наиболее подходящая для поставленных целей. В общем, радио – это вполне достаточный инструмент для того, чтобы выполнить ту задачу, о которой мы только что говорили: приблизить человека ко Христу, помочь осуществить христианский идеал в своей жизни. Вопрос в том, насколько умело мы этим инструментом сможем воспользоваться.
— Сегодня православные СМИ, именно вещание – и телевещание, и радиовещание – очень важные инструменты для проповеди. Они заняли большое место в жизни православных христиан в России. И к Вам как к главному редактору радиостанции, которая уже пятнадцать лет существует и вещает очень успешно, широко, и это такая характерная радиостанция, ни на кого даже не похожая – хотелось бы обратить вопросы проблемные в связи с собственно явлением радиовещания в духовной жизни. Это ведь очень интересно. Некоторые вопросы можно позаимствовать и от слушателей, потому что у Вас много отзывов, есть книги отзывов, их можно полистать, поинтересоваться, какие вопросы именно духовно- пастырского содержания задают слушатели.
В частности, есть разные мнения в церковной среде о том, каким должно быть слово Церкви в таком широком формате. Это слово Церкви должно быть словом поучения: «как надо» – мы вам говорим, транслируем? Слово-проповедь, слово-поучение, то есть монолог авторитетного лица. Есть и другие жанры, которых сегодня требуют современные СМИ – это столкновение мнений, обсуждение вопроса с разных точек зрения. Для православного радиовещания, на Ваш взгляд, какой способ наиболее уместен?
— Мне кажется, и то, и другое может быть. Ну, вот, например, сейчас очень большой популярностью стали пользоваться лектории – довольно неожиданное явление. Спонтанно возникают лекционные площадки, молодежные в том числе. И люди собираются, чтобы послушать умного человека. Вряд ли учителя жизни, скорее, просто носителя информации, точного, серьезного специалиста. Это популярно, что, конечно, радует. И поэтому, скажем, жанр радиолектория – это абсолютно уместный, успешный жанр, это одна из наиболее рейтинговых программ на нашем радио. Интересно, что мы запустили ее с самого момента открытия нашего радио, 15 лет назад, когда это не вошло еще в такую моду, как сейчас.
Но, конечно, современное общество – это, скорее, общество диалогичное, где нет кого-то поучающего и кого-то просто воспринимающего информацию. Хорошо это или плохо – другой вопрос. Когда смотришь телевизионные ток-шоу, часто возникает сомнение, стоит ли устраивать и показывать такой «базар», но это скорее вопрос культуры. Психология современного человека такова, что он считает себя обязанным иметь и высказывать свое мнение по любому вопросу. Нравится нам это или нет, но с этим надо считаться, если хочешь, чтобы тебя слушали. Поэтому на радио совершенно необходимы прямые эфиры, разговор со слушателем. На нашем радио это программы «Пастырский час», где люди не только задают вопросы, но и высказывают свои суждения, программы «Неделя», «Культурная реакция», программа о проблемах городской среды Петербурга «Город и время» и другие. Они вызывают живую реакцию слушателей, и они охотно включаются в обсуждение. Нужны также дискуссии, круглые столы, за которыми сталкиваются разные мнения специалистов. Например, в цикле исторических программ о феномене Российской Империи первые 10 были посвящены Петровской России, и в них участвовало 4 или 5 историков, которые имели не просто несколько разные, а даже полярные взгляды на личность первого российского императора. Вообще вся рубрика «Имперская Россия», где даются оценки разным государям и времени их царствования, оказалась очень востребованной. Но наиболее популярна на протяжении всех 15 лет все-таки программа «Пастырский час».
— Это самая рейтинговая программа.
— Да. Ее популярность свидетельствует о том, что есть очевидный дефицит общения паствы со священником. Радио его в какой-то мере восполняет. Подавляющее большинство слушателей, конечно, не звонит в эфир, но охотно слушает, потому что вопросы, которые попадают в эфир, часто интересуют и других. Если бы в студии сидел какой-то умный ведущий и задавал умные, острые, неожиданные вопросы, которые волнуют слушателей, я думаю, эта программа была бы не менее рейтинговой. Я иногда слушаю светские радиостанции. И когда туда приглашают умных, талантливых священников и задают им очень острые, нелицеприятные вопросы именно светские журналисты – это получается интересно. Мне интересно это слушать. Мне кажется, что-то вроде такой программы тоже могло бы у нас на радио появиться: «Неудобный вопрос» или что-то в таком вот роде.
— В связи с программой «Пастырский час» у меня тоже есть несколько вопросов, потому что священники разные приходят в эту программу. Случается так, что один и тот же человек звонит в программу несколько дней и получает от священников разные ответы. Как к этому относиться с духовной точки зрения? Иногда даже комично получается. Вот, допустим, слушательница звонила несколько раз, спрашивая, можно ли есть мясо в пост: «Я не могу без мяса, Великий пост, а я хочу есть мясо…». В понедельник священник ответил: «Ну, все-таки Великий пост…». Во вторник, в среду… И пока она не нашла в череде ведущих того, который сказал: «Не самое главное – мясо, есть и духовный смысл», она сказала: «Спасибо», и больше не звонила.
Каков смысл «Пастырского часа» в сравнении с традиционным духовничеством, например, общением с одним или двумя священниками на своем приходе? Есть разные советы и в книгах, а есть вот такой «духовный отец» в прямом эфире.
— Я бы сказал так: в «Пастырском часе» уместно комментировать вопросы общего характера: помочь разобраться в трудном месте Священного Писания, разъяснить какие-то непонятные действия в богослужении, прояснить сложные места церковнославянских текстов, обозначить основные ориентиры в практике духовной жизни и т.д. Если вопрос касается какой-то индивидуальной особенности духовной жизни человека, или сложной ситуации в семье – не стоит, мне кажется, в эфире это комментировать, можно попросить слушателя позвонить после окончания программы и в частном порядке поговорить. Не на всякий вопрос уместно давать ответ в прямом эфире. Если говорить о посте, надо выяснить состояние здоровья человека, есть ли у него какой-то церковной опыт, выяснить условия его жизни, работы и т.д. – можно ли всё это сделать в прямом эфире? Учет всех этих обстоятельств должен лежать в основе ответа конкретному человеку, но такой ответ не являться универсальным, т.е. подходящим для тысяч слушателей как руководство к действию для всех них.
— Как главный редактор православной радиостанции, как Вы считаете, допустимы ли разные мнения по одному вопросу, которые звучат в разных программах или даже в одной программе?
— Ну, конечно, это возможно, а почему нет? В Церкви нет универсальных ответов на все вопросы. Есть вопросы догматические, по которым не может быть разных мнений. Есть решения церковных соборов, имеющие обязательный характер к исполнению. По всем остальным вопросам – все обсуждаемо, и каждый священник, в конце концов, имеет право по-своему видеть какие-то стороны духовной и общественной жизни. У каждого человека свой опыт. В конечном счете, священник – это не Господь Бог и не оракул, который изрекает истину в последней инстанции. Он говорит из того опыта, который у него есть. Из опыта Церкви, насколько он его знает. Полезно было бы объяснять людям, что ответы, которые они получают на радио – это одна из возможностей, скорее правильный вектор движения, а не что-то абсолютно непререкаемое, раз и навсегда данное.
— У широких слоев православного народа сложилось такое навязанное, мне кажется, светскими СМИ, представление: «В Церкви считают…» (несмотря на то, кто это сказал, в какой ситуации), не называя даже часто конкретного человека (чаще всего это священник), просто говорят: «В Церкви считают, что…». Вот и у церковных людей тоже существует такой стереотип, что церковное СМИ должно транслировать «мнение Церкви» – какое-то единое мнение. Но есть и другая потребность: чтобы была площадка, где разные люди могли бы приходить и высказываться. Если люди живут верой, им интересно, что в Церкви происходит, какие есть размышления и какие есть размышляющие люди – наши современники, грубо говоря: а что у людей церковных в головах? Это просто создает картину современной церковной действительности. А церковная радиостанция может ли быть такой площадкой, куда приходят эти разные люди и просто являют вот те процессы, которые в Церкви проходят? Либо у СМИ может быть своя четкая позиция, свое редакционное мнение?
— Сразу как-то несколько вопросов. Ну, во-первых, есть общецерковные решения, скажем, документы, принятые Собором церковным или Синодом, которые носят нормативный характер, общеобязательный. И вот эти суждения, уже принятые Церковью, епархиальное радио как официальная радиостанция должна, разумеется, обязательно до слушателя доносить. Из таких вот последних интересных для всех верующих церковных документов, например, я считаю, неплохой документ принят по подготовке к Таинству Евхаристии.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
в студии радио «Град Петров»
— То есть, это одна из функций радиостанции: донести до наибольшего количества людей общецерковные решения, важные соборные документы, например?
— Совершенно верно. Особенно те, которые касаются жизни каждого верующего. В частности, это поможет людям избегать случайных суждений, которые можно услышать иногда даже от пастырей, священников. Есть частные мнения, а есть общецерковные нормы, которым все призваны следовать. Важно, чтобы люди это понимали.
Дальше, по тем вопросам, которые не нормируются церковными правилами или общецерковными документами – конечно, вполне может быть разномыслие. И Церковь никогда не утверждала, что она по всем абсолютно вопросам имеет какое-то общеобязательное мнение. Это вопросы общественной жизни, политической, культурной… Наоборот, подчеркивается, что в Церкви мы принимаем к участию в Таинствах, в церковной жизни людей разных политических взглядов, разного уровня культуры и т.д. Каждый человек, в том числе и священнослужитель, может иметь свое мнение. Соответственно, если эти священники приглашены на радио и им задали такой вопрос, они будут высказывать свое мнение. Апостол Павел говорил, что разномыслие необходимо, чтобы явить искуснейших в формулировке истины. Важно, чтобы эти мнения не приходили в противоречие с Евангелием и церковным учением, с христианскими ценностями. Если такие суждения прозвучали в эфире, то вот здесь редакция должна вмешиваться.
Второй вопрос, должно ли церковное СМИ иметь свою собственную позицию по не общеобязательным вопросам или должно предоставлять площадку всем. Есть и такие, и такие СМИ. Я знаю главных редакторов церковных СМИ, которые считают, что коли я представляю епархиальное СМИ, а в епархии есть люди разных взглядов, я буду предоставлять площадку и давать возможность высказаться всем. Надо сказать, у меня тоже было похожее представление, когда мы начинали создавать радио. Я готов был позвать и этих, и тех, хотя лично мне их взгляды были не близки. Серьезное влияние на мою позицию оказал Митрополит Владимир. Он был категорическим противником такой всеядности. И я с этим согласился даже с облегчением. И сейчас я считаю, что СМИ – это авторский проект. То есть редакция должна представлять собой коллектив единомышленников, у которых, в основном, общие взгляды, убеждения, видение. И только тогда, мне кажется, будет интересно. При этом не должно быть единственного СМИ. Их должно быть много, и каждое должно иметь свое лицо, позицию. Если церковное священноначалие не устраивает наш взгляд – ну, в конце концов, надо тогда менять главного редактора, менять команду и собирать других людей, которые будут делать что-то, с точки зрения священноначалия более адекватное. Наше радио все эти годы, несомненно, получало поддержку нашего правящего архиерея. Но, в общем, в отличие, может быть, от нашей светской власти, у нас в Церкви я не наблюдаю никакой тенденции разгонять редакции церковных СМИ, даже если они, может быть, не очень удобны. И это, между прочим, еще раз говорит о том, что Церковь может быть примером миру.
Пятнадцать лет просуществовав, мы практически не меняли своих позиций, убеждений. Поэтому мне кажется, что позиция должна быть. Она кого-то может устраивать, кому-то может быть чуждой – но что делать! Иначе – это будет винегрет, это будет безлико, это будет никак. Это никого не заинтересует, ни в чем не сориентирует.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир
в студии радио «Град Петров»
— В связи с этим такой вопрос: должно ли радио формировать мировоззрение? Многие говорили, что особенно в нашей стране сформирован «советский человек», и очень сложно от советского менталитета, советских представлений, даже простых каких-то вещей, которые нам в советской школе рассказали по поводу, допустим, истории, отказаться. Ведь это нужно себя где-то как-то изменить, даже сломать. И когда человек становится христианином, это же постоянная работа над собой. Ставит ли радио такую цель: изменять своих слушателей, менять их мировоззрение, менять какие-то устойчивые представления? И возможно ли это именно средствами радиовещания?
— Да, я абсолютно уверен, что такая задача есть. Как я сказал, наша задача, все-таки – привести людей ко Христу. А это значит – научиться жить по-христиански, мыслить по-христиански, чувствовать по-христиански. И если мы научены жить, чувствовать, думать как-то совершенно иначе, то, конечно, задача и пастырей на приходе, и задача церковного радио, в частности, приблизить человека к тем позициям, которые совместимы со Христом, с Евангелием, с христианским пониманием жизни. Поэтому – разумеется, да.
И очень много, конечно, предрассудков у людей, совершенно верно. И стереотипов много, которые, я считаю, надо изживать. Но не ломать через колено, это все-таки долгий процесс. Очень важная задача – привить слушателям вкус к мысли, к вдумчивому поиску решений сложных вопросов, научить не поддаваться на соблазнительное предложение свести все многообразие жизни к одной простой причине. И привить критичность в восприятии информации – абсолютно духовная, на мой взгляд, задача. Святые отцы называли это трезвением.
Наше радио за пятнадцать лет своего существования все-таки сформировало довольно большую аудиторию, около ста тысяч человек. Может быть, не все с нами во всем согласны, но, по крайней мере, я уверен, что мы повлияли на, так сказать, мирочувствие очень многих людей. Если сравнить петербургскую церковную ситуацию, скажем, пятнадцатилетней давности или даже больше, с тем, что мы имеем сейчас, мне кажется, что многое поменялось. Я, конечно, не утверждаю, что именно радио и только радио оказало такое влияние, разумеется, много факторов. Но, я думаю, что определенный вклад наш в это есть.
— И вот вопрос, который, конечно, рождается из отношения общества к Церкви. Очень часто говорят, что Церковь очень много просто декларирует. А не делает. В отношении православного радиовещания бывают такие упреки: вы только рассказываете, а кто делает?
— Я так понимаю, что вопрос не о том, что делают сотрудники радио в свободное время. Некоторые, кстати, участвуют в благотворительной работе, например, сестричества при моем приходе. Безусловно важно, чтобы наши слова подтверждались делами. Поэтому мы довольно много рассказываем о людях, которые заняты, например, церковной социальной работой, приглашаем их в эфир. Для этого есть специальная программа «Служение». И тем самым показываем, что христианская жизнь – это не только прекраснодушные пожелания или поучения, но это еще и призыв действовать в соответствие с ними.
Кроме того, есть какие-то не обязательно даже напрямую христианские сферы деятельности для людей. Есть общественные виды служения. Ну, например, экология или защита культурной среды в Петербурге. Важные темы. И мы можем людей как-то привлекать к этому делу.
— Насколько это церковные темы?
— Я считаю – церковные. Потому что все то, что как-то готовит почву в человеке для восприятия христианского благовестия – это все церковное дело. То есть мы очень часто очень узко понимаем, что такое церковная жизнь. Ходить в храм, читать правило утром, вечером, соблюдать посты. Как бы и все. Все остальное – это сфера, которая нас не касается. Мне это видится гораздо шире. Прежде всего – это учиться реагировать на все, что происходит вокруг, по-христиански. Выработать христианскую иерархию смыслов, и в ней культура будет занимать свое важное место. Христианская совесть не только тогда должна себя проявить, когда ущемляются права конкретной категории граждан, православных христиан, но и когда делается вообще нечто бессовестное.
Вот кто-то за взятки покупает себе право построить высокий дом там, где его не положено строить по законам, по правилам. Мне кажется, нормально, если у верующего человека, у христианина это вызывает реакцию отторжения: это неправильно, так не должно быть. И если в обществе находятся люди, которые этому безобразию противостоят, то христианам вполне уместно быть среди них. Важно воспитывать в наших прихожанах неравнодушное отношение ко всякой неправде, любому нарушению христианских нравственных норм.
В этом же смысле для меня важна тема трагической истории страны в XX веке, тема покаяния в тех страшных преступлениях, которые миллионами совершались над нашими же соотечественниками. И я бы не проводил резкой черты между мучениками Церкви и просто неповинными людьми, над которыми государство устроило бессудную расправу.
Многие наши слушатели живо откликнулись на тему городской топонимии, когда мы с помощью историков рассказали, кто те люди, именами которых названы сегодняшние улицы нашего города и какими преступлениями они прославили свое имя. Сбор подписей за устранение этих топонимов с карты Петербурга, организованный нами, привлек тысячи наших слушателей. Я понимаю всю тонкость темы христианского социального активизма и необходимость очень внимательно и осторожно подходить к подобным темам. Но полная пассивность христиан, снятие с себя ответственности за жизнь общества, порой страх перед реальностью, желание спрятаться от нее в частной жизни – может вновь обернуться трагедией как для общества, так и для Церкви.
— Я вспомнила один прямой эфир с участием священника, где он рассказывал об опыте социального служения разных конфессий и сказал такую фразу: нам есть чему поучиться у западных христиан. В ответ было высказано примерно следующее: «Западные христиане правильно делают – больницы открывают, помогают нищим, в Африку едут спасать детей голодающих и т.д. А мы – правильно мыслим(!), правильно исповедуем, правильно веруем. Мы правильно веруем, а они – не правильно, вот они – пусть, если хотят спастись, и делают добрые дела. А нам это вообще не обязательно делать…» Священник попытался в этой ситуации разобраться. А аудитория была уже «накалена» и не желала слушать, «чему нам есть поучиться у католиков и протестантов в их благотворительной деятельности». Как Вы прокомментируете такое вот мнение, которое от слушательской аудитории поступило?
— Это, конечно, печальное явление, когда наша вера сводится только к правильной формулировке.
— У нас правильный Символ веры и этого достаточно – вот так люди высказались.
— Да-да. Отстояли какое-то количество служб тоже, посты точно соблюли. В общем, это перспектива, в которой, к сожалению, Русская Церковь действительно развивалась достаточно долгое время в силу определенных исторических обстоятельств. Конечно, очень важно, чтобы вот эти все правильные вещи находили воплощение в нашей жизни, в конкретных делах. «Вера без дел мертва», – говорит апостол, а Господь говорит: «По плодам их узнаете их». Без всего этого вера наша превращается в пустую оболочку без жизненной силы и содержания. Кроме того, превозношение над другими – большой грех.
— Вы можете назвать примеры за последние 2-3 года наиболее острых вопросов, по которым было максимальное число откликов от слушателей?
— Я думаю, что наиболее остро обсуждаются проблемы истории нашей страны в ХХ веке и все, что с этим связано. Да и вообще нашей истории. Это всегда вызывает очень большой интерес и полемику. Потому что, прожив уже свободно 25-30 лет, мы так для себя и не сумели определить, что такое наша страна и как мы видим свое будущее. Это, конечно, связано с тем, что общество не пришло хотя бы к относительному согласию в том, как мы понимаем наше прошлое. И здесь очень много звучит обвинений в адрес власти, что она непонятно куда нас ведет, не имея ясного стратегического плана, перспективы. Я думаю, что власть хоть и имеет у нас неограниченные возможности, но выдумать «национальную идею», как говорили лет 10-15 назад, это же невозможно. Такие вещи не «выдумываются». Только само общество в долгой и напряженной работе, интеллектуальной и нравственной, способно сформулировать окончательный ответ. Думаю, что церковное радио обязано вносить свой вклад в этот важный процесс осмысления своего исторического бытия.
— Вот такое среди слушателей встретилось мнение: конечно, хорошо, что есть такое радио замечательное, где всё так хорошо и правильно о вере и Церкви рассказывается, а на практике мы видим немного другое: нам и в храме могут нагрубить, и в суждениях некоторых православных мы можем иногда услышать что-то не совсем совместимое с христианством. Вот два мира. Как правильно духовно к этому относиться?
— Это проблема идеала и реальности. Без идеала жизнь будет деградировать, сползать вниз в пошлость и примитив. Идеал указывает вектор, дает ориентир. Конечно, жизнь многообразна, и бывает разное – не все получается у всех на высшем уровне. Можно встретить в церкви и упрощенное представление о христианстве, и обскурантизм, и нетерпимость, и законничество, и даже бытовое хамство. Но, слушая наше радио, люди понимают, по крайней мере, что это не норма, а издержки воспитания и не ставшего еще христианским мировоззрения. При этом, разумеется, есть множество приходов, где вновь пришедший человек (а вы, я так понимаю, имеете в виду возможное разочарование неофита) вовсе не обязательно испытает шок от различия между тем, что слышал по радио и реальной ситуацией на месте. Есть приходы, в которых очень высокий уровень и образования, и культуры. И отношения между прихожанами – не хуже, чем в миру. Мы не можем так же, как и общество не может, обеспечить всюду высокий уровень культуры, высокое образование, во всей полноте явить христианский нравственный идеал. Есть и темные какие-то углы. Это, мне кажется, совершенно естественно, и все это понимают.
Может быть, вы имеете в виду мнение, что радио должно быть как-то попроще, ориентироваться на малообразованного невзыскательного слушателя, потакать его потребительскому отношению к церкви (от какой болезни какой святой лучше помогает, к какой иконе нужно приложиться в той или иной ситуации и т.п.). Не исключаю, что это имело бы широкий успех. Но тот коллектив, который сейчас на радио сложился, такое радио делать не может. Ведь все зависит от людей. А те люди, которые делают радио все эти годы, верят в то, что не это отражает существенное в христианстве. А делать продукт «на потребу» – безнравственно, и потому для церковного радио недопустимо. Вообще, я бы сказал, что основополагающий принцип церковного СМИ – не врать и быть искренним в том, что делаешь. Не можешь о чем-то сказать – промолчи, но не ври.
— То есть, «идти в народ» – это не задача церковного СМИ?
— В смысле «опрощения» – абсолютно нет! «Вприсядку и на гармошке» – не про нас. Это будет лицедейство, лицемерие. Многие светские журналисты, не стесняясь, говорят, что они не хотели бы, чтобы их дети воспитывались на том продукте, который они производят, скажем, на телевидении. Так работать в церковном СМИ нельзя.
— Довольно часто в прямой эфир «Пастырского часа» звонят люди, которые еще не воцерковлены, и они задают вопросы типа: так куда же поставить свечку? И священник практически всегда отвечает, что христианство требует большего от вас и готово дать большее вам. Но этот ответ встречает сопротивление – люди хотят от Церкви «быстро и понятно», и чтобы мне не надо было углубляться в вопрос, и чтобы вы ко мне в душу не лезли, как-то так.
— Ну да, Церковь воспринимается некоторыми людьми как еще одно место удовлетворения своих потребностей определенного рода в ряду других: есть магазин, школа, парикмахерская, театр, церковь. «Я пришел в церковь по конкретному делу, мне больше ничего не нужно». Конечно, большинство таких людей не готово к тому, что им предложат новую жизнь. Хотя объяснить, куда ставить свечку о здравии, а куда – за упокой, тоже нужно.
— Многие миряне считают важным для себя миссионерствовать – приводить людей в Церковь, и прежде всего – объясняют, куда свечку поставить в храме. Этот способ миссии чаще всего оканчивается успешно, это востребовано.
— «Приводить людей в Церковь» – это не значит внушить человеку, что ему обязательно нужно прийти в храм, поставить ту же свечку или заказать набор каких-то непонятных действий, и твоя жизнь изменится к лучшему. Мы должны объяснить, что стать христианином – это очень серьезно. И значительная часть нашего общества, так или иначе, двигается в этом направлении, но каждый находится на своей ступени. Кто-то уже воцерковился и пытается строить свою жизнь по христианским законам. Кто-то делает еще первые шаги, только осваивается в церковной жизни и пытается самостоятельно разобраться в чем тут дело. Кто-то еще смотрит на Церковь со стороны, но ему это небезразлично. Кого-то Церковь вообще не интересует. А у кого-то все, что с ней связано, вызывает острое отторжение. То есть люди в разном положении находятся и мы для каждого хотели бы найти нужные темы и слова. Нужно раскрыть, что такое христианство, что такое церковная жизнь – через показ красоты этой жизни, красоты и благородства поступка. Потому что духовная жизнь – это не идеология, не система отвлеченных понятий или ритуалов. Это прежде всего поступок, шаг человека. Ольга Седакова удачно сказала: «Поступок – это шаг по вертикали». И вот помочь человеку совершить первый шаг, сдвинуться с места, т.е. взглянуть на себя и на мир по-новому – в этом миссионерская задача радио в том числе.
Просвещение тех, кто уже ведет церковную жизнь – тоже важнейшая задача, потому что большинство наших прихожан не получили в детстве или взрослом возрасте надлежащего научения. Приходится восполнять его всеми возможными способами.
— Кстати, я могу заметить, что в эфире нет передачи, которая бы отвечала очень популярному, востребованному жанру: как вести себя в православном храме. Это подразумевает некий принцип: «как вести себя в православном храме вы должны узнать в православном храме»?
— Может быть, это упущение. Потому что вопрос, так сказать, церковного этикета, действительно, часто возникает. Покрывать голову – не покрывать голову, можно ли ходить женщине в брюках, в какие моменты службы креститься и т.д. Но нам хочется обратить внимание слушателей на сущностные вопросы христианской жизни, потому что, к сожалению, для многих было бы очень заманчиво свести духовную жизнь к системе правильных внешних действий, не хотелось бы поддерживать такую иллюзию, излишне фиксировать на этих темах внимание. Кроме того, мне кажется, в основном этот запрос покрывается программой «Пастырский час», потому что такого рода вопросы звучат там довольно часто.
— Там, скорее, такие спорные вопросы, на которые можно ответить и так, и так.
— Да, совершенно верно. Потому что нет на эту тему общеустановленных зафиксированных церковных норм. В каждом приходе решают по-своему, что уместно, что – нет. Поэтому, если бы мы такую программу стали специально делать, то мы бы оказались в затруднительном положении. Кроме того, если бы мы слишком стали заострять на этом внимание, у людей бы сложилось впечатление, что это очень важно. Покрыть голову, не покрыть голову, стоять справа или слева и т.д. Еще и споры на эти темы возникнут: кто-то обязательно позвонит и скажет, что вот у них в храме принято так, и это правильно, а это неправильно… Так что можно сказать, что в умолчании есть определенная намеренность.
На 5-летии радиостанции «Град Петров»
— На Рождество, на Пасху даже светские телеканалы транслируют богослужения. «Прекрасно, что пасхальную службу транслировали по телевидению!» – часто слышим от православных. На радиостанцию «Град Петров» тоже стабильно все годы существования приходят благодарности именно за прямые трансляции богослужений. Благодарности есть и из-за границы: если люди живут далеко от православного храма, они слушают радио «Град Петров» и прямую трансляцию богослужений. А с другой стороны, существует вопрос экклезиологический об уместности трансляций богослужений. Для кого и для чего транслируется богослужение по радио?
— Это вопрос, который и у нас долго обсуждался на первых порах, когда мы начинали пятнадцать лет назад. Я, например, не был сторонником трансляций богослужений, прежде всего Литургии, потому что пережить Таинство во всей полноте, в единении с ближними и со Христом можно только в храме. Причащение Христовых Таин – вершина, цель и смысл Литургии. Возможно ли вот это глубочайшее переживание воспринять только на слух? Отрицательный ответ, казалось бы, очевиден. Поэтому одно время была идея: пусть прозвучит утреннее и вечернее правило, всенощное бдение. Это просто молитва, вполне нормально воспринимать ее на слух. А вот Литургию – никак нельзя. Еще, не дай Бог, люди будут выбирать: пойти в храм или посидеть дома и за утренним кофе послушать трансляцию.
— Недавно Патриарх Кирилл об этом сказал, что надо быть осторожней с трансляцией богослужений, кажется, что это прекрасно, но когда люди не идут в храмы, а дома смотрят телевизор – это уже не кажется так прекрасно. Но люди ценят прежде всего удобство и экономию времени и сил: как прекрасно – я, вроде бы, переживаю те же чувства, что и на богослужении в храме, когда смотрю по телевизору или слушаю по радио.
— Понимаете, в любом деле есть свои опасности, а есть и преимущества. В чем все-таки преимущества? Как мы теперь знаем точно, есть много людей пожилых, инвалидов, которые не имеют возможности посетить храм. И для них единственное средство хоть как-то приобщиться к храмовому богослужению – послушать радиотрансляцию. Если еще удается в воскресный день пригласить священника, чтобы причаститься дома – это уже почти полнота. Одним словом, сейчас определенно я понимаю, что, конечно, это паллиатив, но паллиатив, который все-таки нужен.
Та же ситуация и с людьми, живущими за границей или даже, может быть, и в нашей стране, но у которых храм далеко, и каждый раз добраться невозможно или службы совершаются редко, скажем, раз в месяц. По себе я тоже знаю – иногда ведь священники болеют – когда я нахожусь дома в воскресный день это все-таки большое утешение. Кроме того, в других храмах служить приходится не часто, служишь преимущественно у себя, и поэтому интересно послушать, как служат в другом храме, как там читают, поют и т.д.
В общем, опыт показал, что это, несомненно, нужно.
— Все-таки важный пастырский вопрос. Какое-то количество действительно нуждающихся людей, которые находятся в больницах, или престарелые, или живут где-то далеко от храма – эти категории все-таки очень небольшая часть слушательской аудитории в целом. Есть еще часть слушательской аудитории – это люди работающие, занятые, или у них, допустим, дети болеют или дети новорожденные. И вот они, православные люди, остаются дома и слушают православное радио. Потому что суббота, воскресенье – идет трансляция, все-таки какое-то время она занимает в эфире, а этот эфир хочется слушать. И как Вы посоветуете себя вести? Что можно в это время делать? Можно ли мыть посуду? Или сидеть, или стоять надо? Следить за ходом службы, допустим, по тексту или как-то можно заниматься своими делами? Выключать, может быть, радио нужно, если чем-то занят другим?
— Мне кажется, что не хорошо, если Божественная Литургия будет фоном для бытовых разговоров. Какие-то чисто механические действия, наверно, человек может делать и одновременно слушать, а если есть необходимость заняться чем-то требующим внимания – ну, тогда честнее выключить. Впрочем, здесь каждый решает для себя сам…
— Можно упомянуть не только слова Патриарха Кирилла, которые показывают, что наше священноначалие обеспокоено такой популярностью трансляции богослужения в эфире. Несколько лет назад Митрополит Иоанн (Зизиулус), а он наследник и продолжатель школы русского богословия, сказал, что литургическое, евхаристическое возрождение начинается с таких простых, но очень необходимых шагов, как отказ от практики трансляции богослужения в прямом эфире, теле- или радио- трансляции Литургии быть не должно в принципе, иначе мы как бы являем миру, что сами не отдаем себе отчета, что есть Литургия. Как Вы отнесетесь к такому мнению современного греческого богослова?
— Мне кажется оно, во-первых, крайнее, а во-вторых, я не думаю, что трансляция богослужений по радио или по телевидению реально оттягивает людей от посещения храма. Если человек еще лишь иногда заходит в храм свечку поставить, записку за близких подать, так здесь он хотя бы поймет, что служба имеет начало и конец. Что это не просто что-то такое вялотекущее, куда в любой момент можно войти, сделать свои частные дела, и уйти в произвольный момент. По крайней мере, слушая радио, он поймет, что обозначено начало, обозначен конец. А значит, в этом заключен определенный смысл.
— Воскресный день – день, в который христиане идут в храм. Это всегда полезное напоминание.
— Так что для людей, которые еще на пути к воцерковлению, мне кажется, это не вредно. А для людей, которые уже имеют опыт церковной жизни – не думаю, что трансляция богослужений может стать заменой реального прихода в храм. Тем более что, скажем, на нашем радио есть много передач, в которых мы говорим о Таинстве, о его значении, о том, как в нем участвовать, что дает человеку участие в богослужении. Поэтому я не думаю, что это реально оттягивает людей от участия в богослужебной жизни. Может быть в других странах ситуация другая, но сомневаюсь. У нас же количество людей в храмах только увеличивается с годами. Это не экспонента, не резкое увеличение, но оно есть.
— Мне кажется, что эта оценка некоторой опасности трансляций церковных служб идет не от данных статистики, а от людей церковных, которые все чаще признаются, что им вот так становится все более и более удобно – какие-то службы просто прослушать…
— Я думаю, стоит с нашими слушателями поговорить об этом, задать такой вопрос: позвоните, пожалуйста, расскажите, кто вместо посещения реальных служб предпочитает слушать радио. Если кто-то позвонит и скажет: да, я, вот, раньше ходил чаще, теперь хожу реже, потому что так все хорошо у вас слышно… Но я сомневаюсь, что такие найдутся.
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий
в студии радио «Град Петров»
— Резюмируя наш разговор, я бы просто хотела повторить какие-то важные принципы именно радиостанции «Град Петров». Радио ставит для себя очень важной задачей показывать, что христианство – это реальная жизнь, это не просто декларирование. Вы говорили о том, что лучше показывать, чем объяснять, в этом смысл христианина. Православное радио может тоже служить этой цели: показать, что христианство – это что-то деятельное. Второе – это стремление избежать имитации, то есть не воспроизводить форму без содержания. И третье – прививать вкус к мысли. Ставить задачу воспитательную, возвышающую над той ступенькой, на которой мы находимся, еще на одну ступеньку вверх.
— Да, и, в общем, углубить человека. В конце концов – вернуть человека к самому себе, как минимум. Прежде, чем привести человека ко Христу, нужно чтобы человек, в каком-то смысле, стал самим собой. Перестал играть роли, перестал имитировать какие-то действия. Стал жить честно, стал по-христиански мыслить и чувствовать, что проявляется в его отношении к событиям вокруг, к людям вокруг – в семье ли, на работе, в общественной жизни. Это очень сложный, конечно, комплекс задач, и здесь все, так сказать, жанры, начиная от проповедей и кончая музыкой – все должно работать на этот большой результат.
— Трудная задача для радиостанции.
— Трудная, да, но мы стараемся. Может, не все получается, но находятся люди, которым это действительно нужно, они нам звонят, приходят, рассказывают, что такое радио для них ценно, и почему. По крайней мере, совершенно точно, есть люди, которые долгое время слушали радио «Град Петров», потом решили сделать шаг и пошли в Церковь, реально стали христианами. И таких я знаю даже среди своих прихожан.
— Ну что ж, стоит пожелать дальнейших успехов радиостанции, и я желаю увеличения слушательской аудитории. И, конечно, совершенно неоспоримый показатель необходимости этого вещания – то, что это радио пятнадцать лет существует в значительной мере на пожертвования слушателей.
— Да, слушатели голосуют за нас рублем.
Беседовала Марина Лобанова