6+

«Больший герой не тот, кого все славят, а тот, которого все бросили»

Программа Александра Крупинина
«Неделя»

Прямой эфир: 2 февраля 2014 г., 16:30                             АУДИО ВКонтакте

Александр Крупинин: Сегодня у нас в гостях клирик храма во имя Преображения Господня в Лесном священник Николай Савченко. Нельзя не начать нашу передачу с того, что на этой неделе мы отметили 70-летие освобождения Ленинграда от блокады. Отец Николай, как Церковь воспринимает эти события?

Иерей Николай Савченко: У меня и отец и мать блокадники, моя семья не понаслышке знает, что такое блокада. Это событие, которое должно вызывать у нас сострадание, скорбь, и мы должны в первую очередь почитать усопших – горы умерших, почивших, которых мы поминаем на панихидах, – нежели каких-то отдельных военноначальников. Легче чувствовать себя героем среди героев, но здесь все по-иному. Люди были деморализованы, в 41-м году очень многие имели откровенно упаднические чувства, помнили голодомор, коллективизацию, массовые репрессии, разрушение храмов, уничтожение духовенства, многие не хотели защищать советскую власть. Это сейчас мы знаем, кто такой Гитлер и что такое Освенцим, Майданек, Бухенвальд. Тогда люди этого не знали и очень многие подумывали, что, может быть, на той стороне фронта будет и легче и лучше.
В последние несколько дней распространился такой соблазн – известный телеканал «Дождь» задал какой-то неумный вопрос: стоило защищать город или лучше было сдать его немцам, чтобы спасти большое количество мирных жителей? Этот вопрос вызвал большое возмущение. А проблема-то гораздо сложнее. Даже сам Сталин предполагал сдачу Ленинграда, есть этому документальные подтверждения, где он в середине ноября пишет, что, скорее всего, если сейчас не будет деблокирован Ленинград, то он будет оставлен войсками. И Сталин даже отдавал приказ, что важнее войска вокруг Ленинграда, а не мирное население, поэтому нужно сделать все, чтобы вывести войска, а город, возможно, будет сдан. Конечно (мало об этом говорилось), можно было сделать гораздо больше для снабжения блокадного Ленинграда, для этого были все средства, но так как поначалу предполагалось, что Ленинград будет сдан, то и продукты туда не завозились. Более того, Ленинград готовился к взрыву, к подрыву, и уже было распределено, какие дома будут взорваны, в первую очередь – предприятия, и в первые недели блокады власть думала не о ввозе, а о вывозе всего необходимого и о взрыве некоторых особо значимых сооружений. Немцы, конечно, не собирались Ленинград кормить: известна директива Гитлера о том, чтобы капитуляцию Ленинграда не принимать, и даже если мирное население пойдет навстречу немецким войскам, то его надо отгонять пулеметным огнем обратно. Гитлер считал, что ему не прокормить Ленинград. Однако все здесь гораздо трагичнее: известно, что Гитлера подтолкнуло к такому дьявольскому приказу то, что он получил данные о чрезвычайно малом завозе продовольствия в Ленинград, и он понял, что раз Сталину не хочется кормить жителей Ленинграда, так и он не будет. Получилось так, что мирные жители оказались просто между молотом и наковальней. Приведу пример: для того, чтобы каждый ленинградец получил такой паек, чтобы мог поддерживать скудное питание (500 граммов хлеба в день), требовалось примерно полторы тысячи тонн грузов. В реальности за все время, пока по Ладоге ходили корабли (до 15 ноября 1941 года), было доставлено всего около 25 тысяч тонн грузов. Это вообще ничто, при том, что у города были огромные возможности: на Ладоге были 100 с лишним кораблей, барж, буксиров, мотоботов, рыболовецких кораблей, бывших эсминцев и сторожевых кораблей, всевозможных транспортов, но часть из них стояла из-за недостатка топлива, зерно не могли привезти, потому что не было мешков, и прочая откровенная бесхозяйственность. Это поразительно. Историки пытаются вникнуть, почему, в чем же дело, ведь можно же было спасти город?

АК: Просто собирались сдать город, поэтому и не предусмотрели ничего для его спасения.

НС: В начале блокады за первый месяц было привезено всего 9800 тонн, из них треть была не грузы снабжения, а эвакуационные грузы – с Лодейного поля отходили баржи и приходили в Ленинград, это не снабжение было, тогда шли другие грузы, шла эвакуация некоторых предприятий, перевозка войск, причем не в Ленинград, а из него – стояли совсем другие задачи. И снабжение Ленинграда по воздуху, потом по ледовой трассе было чрезвычайно слабым и маленьким. Потом, правда, когда немцы заняли Тихвин (8 ноября), была перерезана последняя железная дорога и пришлось окольными путями, по лесным дорогам доставлять грузы. Тихвин был под немцами целый месяц, самый тяжелый месяц, когда начали умирать уже тысячами от голодной смерти, когда нормы выдачи хлеба упали до самых нижних значений, тогда город тратил 510 тонн муки на весь огромный город. Но и тогда можно было везти продовольствие через лесные дороги. В Ленинграде и его окрестностях – Волховский, Карельский фронт и Вологодская область – находилось порядка 50 тысяч автомобилей. При этом для бесперебойного снабжения Ленинграда через участок Ладожского озера требовалось примерно 500 автомобилей (одна сотая часть), но не было бензина и не было самого продовольствия, оно не поступало из тыла. Вот так наши дедушки и бабушки, отцы и матери оказались брошенными. Можно было вполне организовать авиационный транспортный коридор для доставки продовольствия, имелись все возможности (например, для доставки ежедневно по одной мясной котлете каждому жителю), можно было подключить до 150 самолетов, которые в наличии были. В реальности в наш город самолеты летали, но так было поставлено, что наш главный авиаполк возил продовольствие только один раз в три дня. Поэтому именно народ, оказавшийся в городе – еще большие герои, потому что одно дело, когда ты герой и все для твоего геройства предоставлено, а другое дело, когда ты герой, а тебя бросили, по большому счету. Город был брошен.

Это сейчас у нас много чего по сусекам запасено, а раньше, если кто запасался какими-то продуктами, то это была почти контрреволюционная агитация, человека могли обвинить, что он ожидает какие-то потрясения, войну, или планирует свержение советской власти, что он сеет панику, поэтому нельзя было этого делать. Пришла блокада – а у ленинградцев дома-то ничего нет, пришлось людям есть хлеб, сделанный из жмыха и из целлюлозы.

АК: Гитлер так и не сделал попытки взять Ленинград, он ему не нужен был?

НС: Он преступник против человечества, злодей, но логика в его действиях может быть прослежена (известны его приказы и объяснения): немцы взяли Киев (сентябрь 41 года), окружив город, сдались более 600 тысяч советских солдат. А через 3-4 дня вдруг произошли массовые взрывы в центре Киева, взорвались десятки домов, в которых были заложены бомбы при отступлении Красной армии, и погибло огромное количество людей, наших сограждан, и некоторое количество немцев. Поэтому Гитлер считал так: если Ленинград будет занят, то он, конечно же, весь взорвется. И действительно Ленинград готовился к взрыву. И тогда Гитлер сказал – не будем даже входить в город, пусть он существует, как хочет. И еще: Вы помните Приказ Ставки Верховного главнокомандования от 17 ноября 1941 года (подписан Сталиным и Шапошниковым) – о «выжженной земле», в котором сказано, что все деревни в 20-ти километровой зоне от линии фронта и от дорог должны быть сожжены и уничтожены, о мирном же населении не говорилось ничего. Поэтому и города сжигались, и деревни, к страшному сожалению, и сжигались нашими, уничтожались по приказу при отступлении, а в тюрьмах перед отступлением расстрелы производились. Фашисты – звери, несомненно, но нам надо помнить, что этот богоборческий режим, который был у нас тогда при власти, выработал такое отношение к человеку, что человек – это как животное. Действовал принцип «бабы еще нарожают», у воинствующих безбожников это было логическим выводом из их философии.

Текст: Н.М.Лукьянова

ДОКУМЕНТ

Ставка Верховного Главнокомандования

Приказ
от 17 ноября 1941 года № 428

о создании специальных команд по разрушению и сжиганию населенных пунктов в тылу немецко-фашистских войск

г. Москва

Опыт последнего месяца войны показал, что германская армия плохо приспособлена к войне в зимних условиях, не имеет теплого одеяния и, испытывая огромные трудности от наступивших морозов, ютится в прифронтовой полосе в населенных пунктах. Самонадеянный до наглости противник собирался зимовать в теплых домах Москвы и Ленинграда, но этому воспрепятствовали действия наших войск. На обширных участках фронта немецкие войска, встретив упорное сопротивление наших частей, вынужденно перешли к обороне и расположились в населенных пунктах вдоль дорог на 20—30 км по обе их стороны. Немецкие солдаты живут, как правило, в городах, в местечках, в деревнях, в крестьянских избах, сараях, ригах, банях близ фронта, а штабы германских частей размещаются в более крупных населенных пунктах и городах, прячутся в подвальных помещениях, используя их в качестве укрытия от нашей авиации и артиллерии. Советское население этих пунктов обычно выселяют и выбрасывают вон немецкие захватчики.

Лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, выкурить их из всех помещений и теплых убежищ и заставить мерзнуть под открытым небом — такова неотложная задача, от решения которой во многом зависит ускорение разгрома врага и разложение его армии.

Ставка Верховного Главнокомандования ПРИКАЗЫВАЕТ:

1. Разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск на расстоянии 40—60 км в глубину от переднего края и на 20—30 км вправо и влево от дорог.

Для уничтожения населенных пунктов в указанном радиусе действия бросить немедленно авиацию, широко использовать артиллерийский и минометный огонь, команды разведчиков, лыжников и партизанские диверсионные группы, снабженные бутылками с зажигательной смесью, гранатами и подрывными средствами.

2. В каждом полку создать команды охотников по 20—30 человек каждая для взрыва и сжигания населенных пунктов, в которых располагаются войска противника. В команды охотников подбирать наиболее отважных и крепких в политико-моральном отношении бойцов, командиров и политработников, тщательно разъясняя им задачи и значение этого мероприятия для разгрома германской армии. Выдающихся смельчаков за отважные действия по уничтожению населенных пунктов, в которых расположены немецкие войска, представлять к правительственной награде.

3. При вынужденном отходе наших частей на том или другом участке уводить с собой советское население и обязательно уничтожать все без исключения населенные пункты, чтобы противник не мог их использовать. В первую очередь для этой цели использовать выделенные в полках команды охотников.

4. Военным Советам фронтов и отдельных армий систематически проверять как выполняются задания по уничтожению населенных пунктов в указанном выше радиусе от линии фронта. Ставке через каждые 3 дня отдельной сводкой доносить сколько и какие населенные пункты уничтожены за прошедшие дни и какими средствами достигнуты эти результаты.

Ставка Верховного Главнокомандования

И. СТАЛИН
Б. ШАПОШНИКОВ

См. также:

Статья: Власть и снабжение блокадного Ленинграда. Автор: иерей Николай Савченко

 

См. еще на сайте радио:

Даниил Петров
ВО ВРЕМЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА ПРОИЗОШЛО ПЕРВОЕ МАССОВОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ, УНИЧТОЖЕННЫХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТЬЮ
Слушайте аудиозапись доклада на пресс-конференции 13 января 2014 г. и смотрите материалы презентации >>
Радио «Град Петров» совместно с фондом «Возвращение» 13 января 2014 г. провели пресс-конференцию, посвященную 70-летию первого массового возвращения названий, состоявшегося в блокадном Ленинграде 13 января 1944 г.    В пресс-конференции приняли участие главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров, член Топонимической комиссииАндрей Рыжков, автор программы «Возвращение в Петербург» на радио «Град Петров» Марина Лобанова  >>
ПЕРЕДАЧИ О БЛОКАДЕ >>

Священники комментируют события недели:

Протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»:
«Мы все, священники, должны брать пример с первого монаха – Иоанна Предтечи, он был евангельским «другом жениха» (Иисуса Христа). Умение быть «другом жениха», то есть оставаться в тени – очень важно. Не у всех священников это получается, иногда мы вниманием к самому себе затмеваем Христа, иногда мы увлекаемся своей личностью» >>
Праздник Крещения Господня: почему людям так важно искупаться в проруби в этот день? Дары волхвов: почему для поклонения им выстраиваются длинные очереди, несравнимые с очередями к Святому Причастию? Почему так мало информации о смысле нашей православной веры? В прямом эфире программы Александра Крупинина «Неделя» на вопросы отвечает протоиерей Александр Дягилев >>
Вышло издание «Церковь против большевизма»: чему могла бы научить история двух Сергиев (Воскресенского и Страгородского)? История с увольнением отца Андрея Кураева – со знаком плюс или минус? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы Александр Крупинин обсуждает с главным редактором радио «Град Петров» протоиереем Александром Степановым >>
Скончался изобретатель автомата Михаил Калашников, награжденный тремя церковными наградами: автомат – орудие убийства, как это совмещается? Почему так дорого обходится проживание пожилых людей в богадельнях? В программе Александра Крупинина «Неделя» последние новости комментирует протоиерей Владимир Сорокин >>
Итоги празднования 300-летия Александро-Невской лавры. Отношение современного человека к смерти. События на Украине. Папа Франциск и марксизм. Эти и другие темы в программе «Неделя» обсуждают Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Россия в 1917 году погрузилась в пучину смуты и виноваты в этом мы с вами, которые носили красные галстуки и клялись Ленину в верности до смерти»

>>

Почему теперь в нашей митрополии четыре епархии? Почему евхаристические молитвы нужно читать во всеуслышание? Почему так болезненно воспринимаются нами любые изменения в литургических реформах? Почему в проповеди Церкви Евхаристия не занимает главного места? Можно ли считать К.С.Льюиса православным? Почему так редко совершаются миссионерские литургии?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов>>
Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Церковь и не нуждается, чтобы ей были какие-то особые преференции в государстве, все и так Господь за нас сделал. Церкви не нужно, чтобы и государство помогало – в людях есть вера, благодаря милости Божией»

>>

«Преодоление смуты – внутри сознания людей. А если будут даны такие оценки, что можно это зло просто забыть, пройти мимо, и вытащить из истории только позитив и на этом попытаться строить будущее – это будет дом на песке, который вряд ли сможет устоять». В программе Александра Крупинина «Неделя» события прошедшей седмицы комментирует главный редактор радио «Град Петров» протоиерей Александр Степанов

>>

Почему мы так неприветливы к людям, приехавшим к нам жить и работать? Реанимация Советского Союза и антихристианского образа мышления: почему до сих пор бытуют сказочки о «добром вожде», зачем реставрировать памятник Дзержинскому?  Принцип канонизации новомучеников: должен ли был человек в условиях «большого террора» брать вину на себя, спасая других? В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Николай Савченко

>>

Как появилась традиция исповеди мирян перед каждым причастием и почему она есть только в Русской Православной Церкви? С какого возраста начинать готовить ребенка к евхаристическому посту, к исповеди? Нужно ли крестить детей, родившихся в результате применения биомедицинских технологий? Как акт крещения влияет на посмертную судьбу младенца?
В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и иерей Димитрий Симонов>>
В 1961 г. снесли знаменитую Греческую церковь в честь св. Димитрия Солунского в великолепном неовизантийском стиле, а к 50-летию «Октября» на месте храма появился концертный зал «Октябрьский», архитектурно напоминающий горизонтально растянутый мавзолей. Возможно ли восстановить храм, если для этого надо снести здание БКЗ? Уместно ли установить на фоне БКЗ памятный знак о том, что на этом месте стоял храм, если сейчас там стоит нелепый памятник – красноармейцы в неглиже?  В программе «Неделя» события прошедшей седмицы обсуждают Александр Крупинин и прот. Александр Рябков

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Исповедуя людей у себя в храме я замечаю, что каждая вторая исповедь связана с семейной проблемой»

>>

Какой вклад в историю сделал митрополит Никодим (Ротов)? Можно ли отдавать половину своей «десятины» сиротам? Почему евангелист Лука написал о детстве Христа, а Иоанн ничего не записал, хотя общался с Божией Матерью? На вопросы слушателей в прямом эфире программы «Пастырский час» отвечает протоиерей Вячеслав Харинов, настоятель Храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице

>>

Чем отличается просто доброе дело от доброго дела, сделанного Христа ради? Сколько зарабатывают священники, и на какие деньги покупают мерседесы? Почему слова Христа в разных евангелиях описаны по-разному? На вопросы наших слушателей отвечает протоиерей Константин Пархоменко

>>

АУДИО + ФОТО
Реклама мощей на улицах города – кто это делает и как к этому относиться?>>
Легко ли отличить православие от псевдоправославия? Почему некоторые книги продаются только на православных выставках-ярмарках и не продаются в храмах? Почему многие люди предпочитают заказывать требы не в храме, а на ярмарке? Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Георгий Иоффе рассказывает, что можно и нужно изменить после принятия новых правил проведения православных выставок-ярмарок

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «В советское время, если ты подаешь нищему — значит, ты совершаешь антисоветский акт. Подавая нищему, ты как бы говоришь: «Я подаю, потому что советская власть его не кормит». Были случаи, когда за подаяние нищим сажали в тюрьму как за антисоветскую пропаганду»

>>

Александр Крупинин и протоиерей Александр Рябков в программе «Неделя»: «Развитие нашего радио во многом связано с личностью Владыки Владимира, его тактичностью и глубокой интеллигентностью»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Сейчас есть некая попытка обелить советское, сталинское прошлое, и в этом контексте закрываются архивы, чтобы эти ужасы не всплывали. Это означает, что руководство нашей страны уходит с пути покаяния в делах, совершенных в двадцатые-шестидесятые годы»

>>

На вопрос, как относиться к такому, ставшему привычным, явлению, как «православные выставки-ярмарки», отвечает Председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии протоиерей Георгий Иоффе

>>

Что изменилось после Совместного послания народам России и Польши – обсудят участники программы «Круглый стол» Генеральный консул Республики Польша в Санкт-Петербурге Пётр Марциняк и кураторы русско-польской программы «Супружеские встречи» протоиерей Александр Дягилев и иеромонах Здислав Шманьда

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Любить по долгу невозможно. Но жизнь без любви, жизнь, наполненная гневом или негодованием – очень тяжела. Ради того, чтобы моя личная жизнь была полноценной, я должен любить. Я должен любить, чтобы моя жизнь была жизнью»

>>

Священник Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Скоро мы будем видеть узбеков или детей узбеков, которые крестятся в наших храмах, ходят на наши службы, прислуживают в алтаре, потом мы увидим священников узбекского происхождения, это будет через 10-15 лет. Потому что точно так же было и на Западе, и не надо этого страшиться»

>>

Гость программы протоиерея Александра Степанова «Экклесия» священник Иакинф Дестивель рассказал о новом главе Западной Церкви Папе Франциске

ТЕКСТ + АУДИО

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Если в обществе до сих пор еще есть добрые чувства по отношению к Бела Куну, значит, оно не готово к покаянию. Пока мы не придем к общему мнению, что России ничего доброго Свердлов, Бела Кун, Вышинский не сделали, мы будем иметь то, что мы имеем. А переименование улиц – это первый реальный шаг к покаянию»

>>

Иерей Николай Савченко в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Как раз в это время 80 лет назад, в феврале-марте 1933 года, люди умирали с голоду в огромных количествах: 6 миллионов умерших – это официальные данные. И что сейчас мы об этом слышим? Ничего. В Сталинграде были окружены около 300 тысяч, а жертвы голодомора – это 20 таких группировок! И мы молчим об этом. А слышим что? О переименовании Волгограда в Сталинград… Как же мы можем давать  городу имя того, кто был крупнейшим гонителем Церкви Христовой за всю ее историю?!»

>>

Протоиерей Александр Рябков в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы сейчас пожинаем плоды небрежения к человеку, плоды нашего прошлого»

>>

Священник Димитрий Симонов в программе Александра Крупинина «Неделя» о семейных ценностях в нашей жизни и в американском кинематографе: «Все ужасно, даже хуже, чем в античности у язычников»

>>

Протоиерей Александр Дягилев в программе Александра Крупинина «Неделя»: «Мы их крестим, но спасаются ли они?»

>>

5 лет после воссоединения Церквей. Протоиерей Николай Артемов: «Я думаю, что наибольшее убеждение шло через единение в пастве. Через опыт встречи с людьми, которые приезжали из России и говорили просто к сердцу священника. Священник, исповедуя этих людей, должен был реагировать на новую паству, пускай эта паства приезжала только временно. Почему южоамериканские приходы отошли после воссоединения? Потому что они меньше всего соприкасались с этим феноменом»

>>

Наверх

Рейтинг@Mail.ru