6+

«Буду отстаивать только Бога и Церковь»

Авторская программа Александра Мраморнова,

научного руководителя издания материалов Собора 1917-1918 гг.

«Великий Собор»

Гость: Ростислав Юрьевич Просветов

Тема: митрополит Вениамин (Федченков)

Эфир 20 сентября 2017 г., 10:30

АУДИО

 

Александр Мраморнов:

Сегодня мы беседуем с церковным историком Ростиславом Просветовым, который уже много лет изучает биографию одного из членов Великого Собора – тогда архимандрита, а впоследствии митрополита Вениамина (Федченкова).

Как сегодня видится значение личности митрополита Вениамина (Федченкова) в церковной истории 20 века? Многие из соборян были значимыми людьми, со многими связаны какие-то значимые события в церковной истории. Митрополит Вениамин один из них?

 

Ростислав Просветов:

Несомненно. Митрополит Вениамин и как мемуарист себя хорошо зарекомендовал, его известная книга «На рубеже двух эпох», где он описывает период предреволюционный и революционный, и, конечно, он был близок к самым высоким церковным кругам. Он был секретарем у архиепископа Сергия (Страгородского), он был в близких дружеских отношениях с архимандритом Феофаном (Быстровым). В Тверской епархии, когда он возглавлял Тверскую семинарию, его правящий архиерей был архиепископ Серафим (Чичагов).

 

1914 год. Тверская семинария

 

Александр Мраморнов:

Он был очень активным и на Соборе, судя по документам – он постоянно выступал.

 

Ростислав Просветов:

Он участвовал в работе Отдела о церковной дисциплине, Отделе о высшем церковном управлении, Отделе о высших духовных учреждениях, конечно, как ректор Тверсокй, затем Таврической семинарии. Он подготовил несколько докладов. Постоянно участвовал в комиссиях, принимал участие в подсчете голосов. В Соборном Совете он выступил в защиту (он – первый подписавшийся) соборян-крестьян, которые обратились к нему за помощью, и они подали протест о поводах к расторжению браков. Был такой проект документа, который Соборный совет рассмотрел и отклонил – по вот этому заявлению за первой подписью архимандрита Вениамина. Потому что, как он говорил, в этом проекте каких только нет поводов для расторжения браков, для крестьян это будет очень соблазнительно.

 

 

Александр Мраморнов:

Во время работы Собора архимандрит Вениамин – один из кандидатов на епископскую кафедру.

 

Ростислав Просветов:

Как он говорил, на Собор он попал, можно сказать, случайно. Не думал, что будет выбран на Собор. И голосовали низшие клирики в Тверской епархии. И он даже опоздал на это голосование – не думал, что его будут выбирать. Но его выбрали.

 

Александр Мраморнов:

А известно, почему его выбрали делегатом на Собор на церковном съезде?

 

 

Ростислав Просветов:

Мы знаем о «церковной революции» 1917 года – когда уволили с кафедры, прогнали фактически, архиепископа Серафима (Чичагова), там были очень протестные настроения против высшей церковной власти. И архимандрита Вениамина выбрали как человека из крестьянского сословия. Хотя у него, конечно, мама была дочь дьякона, но его всегда рассматривали как «своего» именно низшие клирики. Он пишет в воспоминаниях: «Я буду отстаивать только Бога и Церковь». Те, кто его выбирали, надеялись, что он не будет заинтересован в укреплении епископской власти.

 

Александр Мраморнов:

А получилось?

 

Ростислав Просветов:

А получилось наоборот. В Отделе о высшем церковном управлении, о епархиальном управлении он отстаивал именно власть епископа. И был одним из активных сторонников патриаршества, вместе с Иларионом (Троицким). Выступал за единоначалие. Потому что видел анархию, потому что проехал по стране (в этот период его уже назначили в Таврическую семинарию), проехал всю Россию, он побывал и в Тамбове, у себя на родине.

 

 

Ростислав Просветов:

Конечно, этот соборный опыт дал ему больше самостоятельности, которая пригодилась ему на Севастопольской кафедре.

 

Александр Мраморнов:

А как меняет его эмиграция?

 

Ростислав Просветов:

… Конечно, не сразу, но он принимает декларацию митрополита Сергия 1927 года, с оговоркой, что он подчиняется высшей церковной власти. И, в дальнейшем, приезжает в Советский Союз. И вот здесь, в Советском Союзе, здесь он уже меняется, потому что видит, что не все так просто с Церковью, но понимает, что ничего он не сделает, ничего он не может изменить, и нужно терпеть и скорбеть.

 

 

Кстати, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), с которым они состояли в переписке, и он к нему в Крым тоже приезжал, вот он как раз характеризовался Патриархом Алексием как «беспокойный человек». Вот он как раз вызывал подозрения в активной позиции по отстаиванию свободы Церкви.

 

Александр Мраморнов:

А владыка Вениамин не вызывал?

 

Ростислав Просветов:

Владыка Вениамин – нет.

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Слушайте также:

«ЧТОБЫ ПОНЯТЬ СОБОР, НАДО ИЗУЧАТЬ ЕГО ИДЕИ»

Научный руководитель издания материалов Собора 1917-1918 годов Александр Мраморнов, автор программы «Великий Собор» в эфире радио «Град Петров», которой летом 2017 года исполнилось полгода. Эфир 4 сентября 2017 г. АУДИО

 

 

 

Память Отцов Поместного Собора 1917-1918 гг. установлена 5 (18) ноября

 

О проекте издания деяний Собора 1917-1918 гг.

Великий Собор 1917-1918 годов – одно из важнейших событий, определивших судьбу нашей Родины, народов и Церкви. Научно-редакционная группа Новоспасского монастыря и НП «Спасское дело» представляют проект издания исторических архивных документов Священного Собора Российской православной Церкви.

Планируется издать 34 тома. На данный момент выпущены тома с первого по пятый, а также 14-й, на очереди в самое ближайшее время ожидается 6-й том. В первый том входят документы предсоборной работы, из которых можно извлечь плодотворный опыт организаторской практики. Второй и третий тома содержат протоколы Соборного Совета, в четвертый том вошли журналы совещаний епископов и Судной комиссии, с пятого тома публикуются Соборные Деяния, на которых обсуждались вопросы, актуальные для нас сегодня: об образовании, науке, сохранении семьи, обустройстве социальной и церковной жизни. Кроме того, Соборные Деяния отражают живую, пламенную речь живых людей того времени. Искренняя, добросовестная работа членов Собора вызывает глубокое уважение к этим умнейшим, выдающимся людям в нашей истории, – большинство из них могут быть примером для нас сегодня.

Большая часть публикуемых исторических документов впервые вводится в научный оборот. Эти материалы заинтересуют социологов, юристов, политологов, филологов, лингвистов, исследователей истории, богословов, служителей Церкви и всех, кому интересна история России. Купить книги можно в книжной лавке Новоспасского монастыря по адресу: г. Москва, Крестьянская площадь, дом 10 (метро «Пролетарская»). Изданные архивные документы Священного Собора продаются во многих крупных православных книжных магазинах. Книги можно приобрести в интернет-магазине: nsmbooks.ru.

Подробную информацию об издании и содержании исторических текстов вы найдете в группе в Контакте ProСобор1917 и на сайте sobor1917.ru.

 

Шестой том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. включает текс- ты деяний (стенограмм общих собраний) Собора с тридцать седьмого по шестьдесят пятое, т. е. за вторую половину первой сессии. За это время (ноябрь — начало декабря 1917 г.) в рамках соборных заседаний состоялась интронизация Патриарха Тихона, обсуждены вопросы церковно-государст- венных отношений и революционных изменений в российском общест- ве, разобраны и приняты соборные постановления по вопросам высшего церковного и епархиального управления, проповедничества, о правовом положении духовенства, произведены выборы членов Священного Синода и Высшего Церковного Совета.

 

Девятнадцатый том научно-академического издания документов Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. содержит результаты работы соборного Отдела о монастырях и монашестве. В книгу вошли документы о создании Отдела, протоколы его заседаний, приложенные к ним материалы (в т. ч. письма с мест), проект положения о монастырях и монашествующих и другие итоговые документы Отдела, отчеты о его деятельности. Эти тексты дают ценный материал для воссоздания жизни монастырей революционной эпохи, показывают ее глазами самих монашествующих и мирян.

Наверх

Рейтинг@Mail.ru