Борис Братусь, Наталья Инина и Владимир Лучанинов (гл.редактор издательства «Никея»)
Программа Людмилы Зотовой
«Семья»
Борис Сергеевич Братусь и Наталья Владимировна Инина
Тема: ХРИСТИАНСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Октябрь 2015 г.
АУДИО
«К сожалению, часто люди звонят в прямой эфир православной радиостанции, чтобы сделать какой-то донос…»
Доктор психологических наук Б.С.Братусь
Прийти на исповедь и пойти к психологу – в чем разница?
Будет ли полезно перед своей большой исповедью посетить психолога?
Почему на исповеди мы говорим об одном и том же раз за разом?
Есть ли опасность, что психолог подменяет собой священника, духовника?
Или наоборот – есть опасность, что священник подменяет собой консультанта-психотерапевта?
И что более опасно для духовной жизни, для психического здоровья?
Каковы критерии хорошего психотерапевта?
Что такое «нездоровая религиозность»? Каковы основные признаки?
Каковы признаки того, что нужно обратиться к психологу?
Чем помог психолог своему пациенту, если во время приема он просто молчал?
На эти и другие вопросы отвечают гости программы.
Людмила Зотова и Наталья Инина
Борис Сергеевич Братусь:
Психология учит «открывать глаза», увидеть и услышать не только себя любимого, но и кого-то другого.
Наталья Инина:
Чтобы что-то исправить в духовной жизни, нужной прийти к здоровой психике. Психологические проблемы не позволяют в полной мере вести духовную жизнь.
Борис Сергеевич Братусь:
У нас много опасностей сегодня. На каждом углу написано: «через 3 месяца вы будете психотерапевтом». Все хотят сразу практики: и новоиспеченные психотерапевты, и их пациенты.
Наталья Инина:
Есть такое понятие – невротическая религиозность. Часто люди исполняют религиозные правила и ритуалы, чтобы за ними спрятаться и не решать свои психологические проблемы.
Борис Сергеевич Братусь:
Мать Мария (Скобцова) как-то сказала, что когда Советская власть кончится, то у Церкви будут сложные времена. Почему? Потому что в Церковь ринутся бывшие коммунисты.
У нас же был симптом врага, конкретного врага, а не вообще какого-то. И эти люди так начинают себя вести в Церкви. Например, люди звонят в прямой эфир православной радиостанции, чтобы сказать: «А вот я видел, как такой-то священник… (то-то и то сделал или сказал). Это как?!» Это донос на священника. Или: «А вот я прочитала, что святитель Николай Сербский сказал, что у индусов можно кое-чему поучиться. Это как?!» А это уже донос на святителя. Человек пришел в храм и принес себя – не проработанного психологически, культурно-исторически, и он привносит в церковную жизнь свою советскую ментальность.
Борис Сергеевич Братусь:
Знаете, если человек может о себе сказать: я дурак, – это значит, он не дурак.
Наталья Инина:
Один священник пришедшему на исповедь тревожному человеку сказал, что тот плохо подготовился к исповеди, чем привел его к жизни, в которой этот тревожный человек ежедневно, ежечасно, чуть ли не ежеминутно записывал свои мельчайшие грехи и приносил на исповедь неимоверные исписанные грехами «простыни». А другой священник сказал ему: «Не тревожься. Бог тебя любит».