Программа «Родная речь. Второе чтение»
Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.
Иван Алексеевич Бунин
И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – Господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»
И забуду я все – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав —
И от сладостных слез не успею ответить,
К милосердным коленям припав.
1918 г.
…Весной 1918-го года Иван Алексеевич Бунин с женой Верой Николаевной покидают Москву навсегда. Они поедут в Одессу, будут добираться туда очень долго и трудно. И в это самое лето, когда ощущение бездомности, бесприютности, утраченного дома наполняет их жизнь, Бунин пишет удивительное стихотворение «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»
О чем эти стихи? Казалось бы, перед нами безмятежная зарисовка русской природы. Однако, эта картина полевого пути «меж колосьев и трав» соседствует с картиной маленького Страшного суда. Потому что наша смерть, тот момент, когда каждый из нас предстанет пред Богом – это маленький, личный Страшный суд. Бунин об этом и говорит: «Срок настанет, Господь сына блудного спросит…»
Наше воображение, как правило, рисует нам картину ответа на Страшном суде как картину суда в смысле обличения, в смысле наказания и позора. Глазам Бунина предстает совершенно другой образ: «Господь сына блудного спросит:/ «Был ли счастлив ты в жизни земной?»
Это вопрос Отца. Ему ведомы все наши ошибки и грехи. Но вопрос Его о другом: Что было твоей радостью? Что наполняло твое сердце светом? Был ли ты счастлив в твоей земной жизни? И когда Бунин говорит эти удивительные слова: «И забуду я все,/Вспомню только вот эти/Полевые пути меж колосьев и трав…», то мы понимаем, что человеку, покидающему родину летом 1918 года, есть что забывать. Это не риторический оборот. Это свидетельство о том, что всякая память о мировом зле исчезает, стирается перед безграничным милосердием Божиим.
И самое прекрасное – это то, что Божественная милость открывается нам не только за гранью земных наших дней. Она открывается здесь и сейчас – вот в этот момент, 14 июля 1918 года, когда я, потерявший все, беженец, стою под небом среди травы, и на меня льется милость Божия вместе с солнечным светом, вместе с этими удивительными запахами и звуками русского лета.
Бунин говорит о том, что картина этого мгновения покоя среди бурь, среди бездомности и бесприютности вызывает у него благодарность, не имеющую границ. Благодарность, которая исторгает из сердца нашего слезы. И Бог в 1918-м году не представляется ему карающим, наказующим, отнимающим. Он представляется источником бесконечной любви и не знающего границ милосердия.
Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.
СКАЧАТЬ ПЕРЕДАЧИ
Передача — Родная речь. Второе чтение