«Время Эрмитажа». Экскурсия по выставке ««Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Г.А. Потемкина-Таврического»
Эфир 15 февраля 2020
I часть
В Зимнем дворце продолжает работу выставка «Это сам Потемкин!». К 280-летию Светлейшего князя Григория Александровича Потемкина-Таврического». Экспозиция занимает десять залов: все парадные залы Невской анфилады, Ротонда и еще несколько залов, примыкающих к ней. Рассказать подробно обо всей выставке затруднительно, поэтому обратим внимание на особенности экспозиции, на важные предметы, памятники, которые раскрыли бы перед нами малознакомые стороны личности всем хорошо известного государственного деятеля второй половины XVIII века.
Рассказывает куратор выставки Наталья Юрьевна Бахарева, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Эрмитажа:
«Когда мы отбирали экспонаты, нам казалось, что все очень важно и интересно. Конечно, пропустить можно что-то, потому что выставка очень большая. Что касается экспонатов таких, которые, может быть, не очень броские, то, например, в первом зале, есть маленький миниатюрный портрет Потемкина. Портреты Потемкина в основном сводятся к нескольким типам, которые все художники повторяли. Эта миниатюра интересна тем, что она дает новое изображение, ранее, кстати, неизвестное и ранее не публиковавшееся.
Также там есть такая скромненькая на фоне живописных портретов, маленькая рамочка, в которой шесть гравированных портретов. Смотрятся они совсем неэффектно. При этом это портреты, я считаю, важные для понимания истории Потемкина, биографии Потемкина, личности Потемкина. Это портреты тех, с кем он учился в Московском университете. Это – историк Николай Николаевич Бантыш-Каменский, это Николай Иванович Новиков. Люди известные, знаменитые. Мы очень часто воспринимаем таких людей, как Потемкин, как фаворита, баловня счастья, выдвинувшегося благодаря красивой наружности. И то, что он учился в Московском университете в таком серьезном окружении, имел прекрасное образование – это очень важно.
Еще есть замечательный портрет, который, я думаю, многие посетители могут увидеть и пройти мимо, не поняв, что на нем изображен Потемкин. Этот портрет Потемкина окружен миниатюрными портретами его племянниц. На нем Потемкин похож на женщину. Это портрет из частной коллекции. Владелец и покупал его на блошином рынке в Париже как портрет женщины. Можно пройти мимо, подумав, что это портрет какой-нибудь родственницы. На самом деле этот портрет иллюстрирует рассказы многих из тех, кто встречался с Потемкиным, в том числе иностранных посланников. На балах, на полях сражений Потемкин представал в парадных мундирах. И как писали, когда он появлялся на поле сражения во всех своих орденах, осыпанный бриллиантами, он как будто привлекал на себя все пули и пушки блеском всех этих камней. Но в обычной жизни, у себя дома он ходил в халате, в рубахе, в туфлях на босу ногу, с нечесаными волосами. В таком виде он принимал иностранных посланников и вельмож любого ранга. И этот портрет как раз изображает Потемкина в домашней одежде. Многие именно о таком Потемкине вспоминают. Когда говорим: «Потемкин, окруженный роскошью», «Потемкин слушает музыку», «Потемкина окружают племянницы» – это вот такой он был, а не на коне и в мундире.
На балах, на полях сражений Потемкин представал в парадных мундирах. Но в обычной жизни, у себя дома он ходил в халате, в рубахе, в туфлях на босу ногу, с нечесаными волосами. В таком виде он принимал иностранных посланников и вельмож любого ранга.
Николаевский зал – он центральный, он самый парадный, самый официальный. Здесь мы показываем государственную деятельность Потемкина и какие-то самые грандиозные его свершения и проекты. Если в первой части речь идет о каких-то дипломатических влияниях, дипломатических переговорах, составлении каких-то проектов, о покровительстве заводам, военной реформе, то здесь говорится о присоединении Крыма, о благоустройстве Новороссии, о знаменитом Таврическом вояже Екатерины II, который с одной стороны принес Потемкину титул светлейшего князя Таврического, а с другой стороны породил миф о «потемкинских деревнях». Другая тема, очень важная для Российской истории XVIII века, очень важная для биографии Потемкина, для оценки его заслуг перед Российской Империей – это, конечно, русско-турецкие войны. И эта тема также здесь представлена. Представлена широко, с трофеями, с большими изображениями баталий, портретами участников. Небольшой фрагмент этой экспозиции связан с произведениями художников, которые работали по заказам Потемкина, потому что эти работы отражают тему Новороссии, присоединение Крыма и русско-турецких войн.
…речь идет о дипломатической деятельности, о покровительстве заводам, военной реформе, о присоединении Крыма, о благоустройстве Новороссии, о знаменитом Таврическом вояже Екатерины II, который дал фамилии Потемкина и титул светлейшего князя Таврического, и поговорку о «потемкинских деревнях». … Также часть экспозиции связана с произведениями художников, которые работали по заказам Потемкина – они отражают тему Новороссии, присоединения Крыма и русско-турецких войн.
Открывается зал портретами двух самых известных военачальников второй половины XVIII века: Александра Суворова и Федора Ушакова. Это портреты из коллекции Эрмитажа. Что касается портрета Федора Ушакова, то это не оригинал. Это копия неизвестного художника. Мы не знаем, где находится оригинал, сохранился ли он. Видимо, был сделан один удачный портрет, с которого потом постоянно делали копии. Они есть и акварельные, и живописные. Историю именно этого портрета удалось узнать. Он происходит из Музеума Морского кадетского корпуса. В XIX веке для учебных заведений, для каких-то профильных музеев создавались портретные галереи. С одной стороны, это были почетные галереи (естественно, включались еще императорские портреты), с другой стороны, эти галереи имели учебно-воспитательное значение. Музеум Морского кадетского корпуса должен был включить в свою галерею портреты всех известных флотоводцев. И при создании в середине XIX века этого Музеума художникам заказывали копии с каких-то известных произведений. Важно было не столько качество портрета, сколько изображение. Этот портрет был сделан по какому-то неизвестному оригиналу. На нем стоит номер. Такие ярко-красные номера писались на всех портретах Музеума Морского кадетского корпуса. Был издан путеводитель для учащихся, в котором эти номера указаны. Можно было ходить по галерее и изучать историю Российского военного флота. Таких портретов очень много. И в итоге, когда произошла канонизация Федора Ушакова, то за основу был взят тоже такой же портрет: на иконах он изображается так же. Но найти тот самый оригинал, с которого все эти гравюры, картины сделаны, пока не удалось. Все портреты Федора Ушакова, как правило, одинаковы. Даже на Корфу, если я не ошибаюсь, есть похожий его портрет.
…когда произошла канонизация Федора Ушакова, то за основу был взят тоже такой же портрет.
В судьбе и Ушакова, и тем более Суворова, и не только их, Потемкин сыграл ключевую роль. Огромная заслуга Потемкина (и в этом он близок Екатерине II по своей натуре) в том, что он умел разглядеть среди множества людей, которые его окружали, действительно талантливых полководцев и дальше способствовать их продвижению. Он не был злопамятным (это отмечали все и даже его недруги), не был завистливым, не пытался никого задвинуть, затереть, и именно благодаря Потемкину выдвигаются Дерибас, Ушаков, Суворов, Кутузов, Нассау-Зиген.
Часть экспозиции посвящена императрице. Здесь представлено мундирное платье Екатерины. Светских платьев Екатерины сохранилось всего два: это платье, в котором она венчалась, и коронационное платье. Они хранятся в Оружейной палате. Все остальные платья, которые дошли до наших дней, это платья мундирные. У Екатерины были платья по форме всех полков Российской армии, и, как правило, в музеях эти мундирные платья и сохраняются. Мог меняться их фасон в зависимости от моды, от фигуры ее, но это все платья каких-то определенных полков. У нас в Эрмитаже есть ее платье армейской пехоты, есть Семеновского полка, Измайловского полка. А платье, представленное в этой витрине, реставрировалось специально к выставке, раньше оно никогда не выставлялось. Это платье по форме адмирала флота, потому что оно включено в ту часть экспозиции, которая рассказывает о знаменитом Таврическом путешествии Екатерины. Одной из главных целей этого путешествия была демонстрация иностранным посланникам и австрийскому императору Иосифу, которые участвовали в этом путешествии, молодого Черноморского флота, созданного Потемкиным. И на церемониях, которые проходили в большом количестве во время этого путешествия (спуске на воду или закладке новых кораблей), Екатерина, как правило, присутствовала, одетая в морской мундир».
Огромный Николаевский зал предоставляет возможность продемонстрировать во всем масштабе обширную и разностороннюю деятельность Потемкина, а также показать большие полотна, на которых он представлен как военный предводитель, полководец – это парадные портреты, батальные картины. Также Николаевский зал позволяет продемонстрировать такие экспонаты, которые мы вряд ли бы смогли увидеть в полном размере где-либо еще, не считая, конечно, специально построенных помещений в Реставрационно-хранительском центре в Старой Деревне. Об этом мы поговорим в следующей передаче.
Аудио, фото – Екатерина Степанова