Программа Дарьи Завьяловой и Елены Володченко
«Быть современником»
Гость: Екатерина Саенко, психолингвист, аспирант филологического факультета
Тема: чтение и мозг
Эфир: 12 декабря 2021 г.
В новом выпуске, посвященном чтению и сопутствующим ему когнитивно-мыслительным процессам, гость программы Екатерина Саенко, психолингвист и аспирант филологического факультета, поделится научными данными о мозге и формировании навыков, которые активизируются при восприятии художественной литературы, поэзии.
В разговоре о связи процессов чтения и работы мозга есть место специфике экспериментов, которые проводят междисциплинарные группы ученых, а также различным теориям, описывающим сложности тонкостей мышления и функций мозга. В частности, theoryofmind, теория восприятия и распознавания эмоций, подчеркивает, что во время чтения «задействуется способность считывать эмоциональное состояние других людей, то есть получается, что мы тренируем и моделируем коммуникационные инструменты».
Кроме того, Екатерина Саенко через аргументацию когнитивных наук акцентирует тесную взаимосвязь между пониманием сложной литературы и поведением, эмпатией, мышлением в реальной жизни. «У нас нет никакой специальной области мозга, которая сформировалась в процессе эволюции, чтоб воспринимать искусство, в том числе литературу. Что касается эмоциональных аспектов, то эмоции во время чтения связаны с теми же структурами лимбической системы, которые отвечают за наши эмоции в повседневной жизни».
В соответствии с высказыванием Л. Витгенштейна «границы моего языка означают границы моего мира», психолингвист утверждает: «Языковые средства задают нам тот модус, в котором мы воспринимаем мир».
В чем заключается сложность того или иного текста? Как адаптируется и реагирует мозг? Какие процессы проходят неосознанно? И как чтение помогает, по заветам формалистской филологической школы, «отстранить» и освежить восприятие мира?