Программа Ольги Суровегиной
«Маленький концерт»
А.С.Грибоедов. Вальсы
Наш сегодняшний рассказ – о двух самых «литературных» вальсах. Ведь эти вальсы написаны выдающимся русским поэтом и драматургом Александром Сергеевичем Грибоедовым, и, как утверждают исследователи, в самой тесной связи с его главным сочинением – знаменитой комедией «Горе от ума».
Александр Сергеевич Грибоедов проявил себя на разных поприщах – вернее сказать, успел проявить себя, ведь жизнь его оборвалась в 34 года. Он был талантливым дипломатом, и, без сомнения, его ждала блестящая карьера, если бы не трагическая гибель Грибоедова в Персии в результате политического заговора. Подлинным его призванием была литература. Но есть и еще одна грань личности дипломата и драматурга – Грибоедов-музыкант.
Как было принято в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке и превосходно овладел игрой на фортепиано. Вот как писали современники о Грибоедове-пианисте: «Я любил слушать его великолепную игру на фортепиано. Сядет он, бывало, и начинает фантазировать. Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был отличный пианист и большой знаток музыки. Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы».
Грибоедов часто выступал в кругу друзей или на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и как аккомпаниатор певцам-любителям или оперным артистам. Приходилось Грибоедову играть, сопровождая своей импровизацией танцевальные вечера – как тут не вспомнить Франца Шуберта, который никогда не мог отказать своим друзьям в этом музыкальном удовольствии и готов был часами не выходить из-за инструмента, на ходу сочиняя целые гирлянды вальсов и других танцев!
Любовь Грибоедова к музицированию была так широко известна, что сослужила ему недобрую службу. В 1818 году Александру Сергеевичу пришлось участвовать в знаменитой «четверной» дуэли. С Завадовским стрелялся Шереметев, а противником Грибоедова был знаменитый стрелок Якубович, впоследствии известный декабрист. Якубович специально ранил Грибоедова в ладонь левой руки, чтобы отнять у него возможность играть на фортепиано – после дуэли он говорил, что на жизнь не имел ни малейших покушений, а хотел только, в знак памяти, лишить его руки… Что эта рана значила для музыканта, нетрудно себе представить.
Тем не менее руку удалось спасти и восстановить ее способности, так что Грибоедов еще долгие годы радовал слушателей своей игрой.
Но вернемся к знаменитой комедии Грибоедова. После всего того, что мы знаем о Грибоедове-музыканте, совсем неудивительно, что комедия начинается – музыкой. Авторская ремарка гласит: «Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софьи, откудова (так у Грибоедова – О.С.) слышно фортепиано с флейтою, которые потом умолкают».
Это музицируют Софья и Молчалин. Что же они играют? Этого Грибоедов не указывает, но чаще всего при постановке «Горе от ума» используют вальсы самого Грибоедова. И это, конечно, совершенно оправданно: во-первых, эта музыка написана той же рукой, что и комедия, и приблизительно в то же время – 20-е годы XIX века; а, во-вторых, эти вальсы прекрасно отражают традиции бытового музицирования того времени и тех кругов общества, которые так замечательно обрисованы в комедии. Одна из знакомых Грибоедова вспоминала: «В эту зиму Грибоедов продолжал отделывать свою комедию, и чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на обеды и балы, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. Там по вечерам раздавались чудные его импровизации на рояле…»
Так что вполне возможно, что и знаменитая комедия, и знаменитые вальсы Грибоедова были рождены в одно и то же время.
Музыка сыграла важную роль и в личной жизни Грибоедова. В 1828 году он отправился с дипломатической миссией в Персию, а по дороге остановился на некоторое время в Тифлисе, где познакомился с юной княжной Ниной в доме ее отца, грузинского поэта и государственного деятеля Александра Чавчавадзе. Грибоедов часто посещал дом князя, давал уроки музыки его дочери и сам музицировал для нее. Осенью 1828 года состоялось венчание юной четы, а уже в начале следующего года княжна Нина узнала о гибели своего мужа, с которым прожила менее полугода.
Известна и даже легендарна судьба княжны Нины Чавчавадзе-Грибоедовой. Оставшись вдовой в 16 лет, она больше не вышла замуж, посвятив свою жизнь благотворительности. Верность своей первой любви, доброе сердце и трагическая судьба послужили тому, что Нино Чавчававдзе, «Черная роза Тифлиса», как ее называли, до сих пор пользуется почетом и уважением, и не только в ее родной стране.
В пантеоне Мтацминда по распоряжению вдовы над могилой Грибоедова был установлен надгробный памятник с надписью: «Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?»
Нина Александровна часто играла в кругу друзей фортепианные пьесы своего мужа. Современники вспоминали, что эти пьесы были «весьма замечательны оригинальностью мелодии и мастерскою обработкою; из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести…» Но и эта соната, и другие пьесы Грибоедова для нас потеряны – они существовали, очевидно, только в рукописи. Сохранились до наших дней только два вальса – благодаря тому, что они были опубликованы, правда, уже после смерти Грибоедова, в 1832 году в музыкальном приложении к изданию «Лирический альбом». Вальсы Грибоедова не имеют каких-либо названий, и потому их традиционно называют Вальс Ля бемоль мажор и Вальс ми минор – пожалуй, самый известный вальс Грибоедова. Есть свидетельства, что еще при жизни драматурга и музыканта этот вальс разошелся во множестве рукописных нот среди друзей и знакомых Грибоедова и постоянно звучал и в московских, и в петербургских гостиных.
Конечно, звучал он и в Тифлисе, в исполнении юной вдовы Нины Чавчавадзе-Грибоедовой…
В «Маленьком концерте» из цикла «Литературные вальсы» вальсы Александра Сергеевича Грибоедова звучат в исполнении Павла Егорова и Григория Соколова.
…
См. также:
В очередной встрече в рамках цикла «Щедрая среда», озаглавленной «Литературные вальсы», приняли участие автор радио Марина Михайлова и музыкальный редактор Ольга Суровегина. По слову Г.В. Свиридова, «для русского вальса характерна изысканность вкуса, какая-то особая благородная меланхолия и воздушность». Марина Валентиновна и Ольга Николаевна предложили слушателям вспомнить любимые литературные произведения русской классики и послушать музыку, ими вдохновленную.
Марина Михайлова:
«Во времена Пушкина вальс входит в моду, и, хотя в это время невероятное количество вальсов: там и Глинка – «Вальс-фантазия», прекрасные шопеновские вальсы, мы с Ольгой Николаевной решили сделать вальс героем культурологического сюжета, приключения. Начать мы решили с грибоедовских вальсов, потому что, во-первых, это действительно литературные вальсы, во-вторых, эти два вальса могут являться образцом. Они задают тон нашему сегодняшнему слушанию.
Вчера мы слушали в Большом зале Филармонии Девятую симфонию Бетховена. Великолепное, чудесное произведение, над которым, действительно, слезы льешь. Это 1824 год. Он всю жизнь писал эту симфонию, 30 лет работал, но закончил в 1824 году, то есть примерно в те же самые времена, что Грибоедов пишет свои вальсы. Вот тут, что называется, почувствуйте разницу.
Чем велик русский золотой век? А именно – поэзия Пушкина, его современников, Баратынского. Чем велик Петербург как архитектурное пространство? Это – невероятный лаконизм. Бетховен достигает феерического, колоссального, я бы сказала, вдохновенно-философского результата большими средствами. Русская культура в это время тяготеет, как мне кажется, к минимализму».
Ольга Суровегина после встречи поделилась своими впечатлениями:
«Все хотели вместе отметить 19 октября – Лицейский день, Пушкинский день. Главным на встрече был разговор о том, что эти композиторы – замечательные русские композиторы – оказались конгениальными читателями. Теми читателями, которые смогли по-настоящему прочитать, прочувствовать эти знаменитые литературные шедевры. В каком-то смысле мы можем у них учиться, как читать русскую классику».
Длительность лекции 1 ч. 15 мин.