6+

Что такое гражданская религия

Программа Артема Гравина

«Исследования и исследователи»

Цикл «Гражданская религия»

Гость: Владимир Александрович Егоров

Тема: определение гражданской религии

Эфир: 23 февраля 2023 г.

АУДИО

 

В рамках нового цикла бесед гостем в нашей студии станет Владимир Александрович Егоров, кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры философии, религиоведения и педагогики Русской христианской гуманитарной академии им. Ф.М. Достоевского, директор Центра религиоведческих и этноконфессиональных исследований, специалист по религиоведению и социологии религии.

 

В цикле бесед «Гражданская религия» Владимир Александрович расскажет о понятии гражданской религии, его исторических и культурных истоках, соотношении гражданской и традиционных религий, примерах воплощения гражданской религии в различных странах и истории исследования данного феномена.

 

Напоминаем, что программа «Исследования и исследователи» («И&И») выходит каждый четверг в 21.40 (повтор в пятницу в 15.10).

 

Владимир Егоров:

 

Концепт гражданской религии стал предметом широкого научного обсуждения после публикации американским исследователем религии Робертом Нилли Белла статьи «Гражданская религия в Америке», которая вышла в журнале Американской академии искусств и наук  «Dædalus» в 1967 г. В этой статье Роберт Белла утверждал, что в Соединенных Штатах Америки существует такой феномен как гражданская религия – совокупность взглядов, ценностных установок, идей, государственных праздников и атрибутов, имеющих религиозный характер и являющихся объединяющим фактором для консолидации большинства граждан страны в единое социальное тело через национально-государственную идентификацию вне зависимости от их религиозных, политических, культурных, мировоззренческих предпочтений. Элементы и формы гражданской религии возможно найти в большей или меньшей степени в историческом прошлом и настоящем большинства стран мира, с их национальными, политическими и социокультурными особенностями.

 

Предметом обсуждения, которое продолжается до сих пор, в том числе и в отечественном научном дискурсе, является понимание как самого факта существования гражданской религии, так и ее границ и особенностей, которые она имеет в различных пространствах – историческом, культурном, религиозном, политическом, социальном.

 

 

Первым, кто ввел в широкий исследовательский дискурс понятие «гражданская религия», был французский мыслитель Жан-Жак Руссо, который использовал его в своем трактате 1762 года «Об общественном договоре, или Принципы политического права». Руссо, как и его предшественники, философы Нового времени Гуго Гроций в «О праве войны и мира», Томас Гоббс в «Левиафане», Джон Локк во «Втором трактате о гражданском правлении», Шарль Луи Монтьескье в «О духе законов», разделял идею общественного договора, которая рассматривалась как необходимое условие в новом европейском поликонфессиональном обществе для стабильности и процветания государств, которые в тот исторический период оказались в состоянии многолетних религиозных войн, но привнес в нее и нечто новое. Он не считал, что общественный договор является для всех справедливым и отвечает интересам всех сторон, его заключивших. Общественный договор позволил принять законы, которые «наложили новые путы на слабого и придали новые силы богатому, безвозвратно уничтожили естественную свободу, навсегда установили закон собственности и неравенство». Руссо, наряду с такими естественными состояниями человека как равенство и свобода, вводит новое – право. Право – такая же естественная реальность, как и две других, и все три находятся в конфликте с насильственной властью. Для управления государством необходима общая воля всех в него входящих граждан для общего блага. Автономность общей воли есть условие для того, чтобы в государстве осуществлялось верховенство законов, равно для каждого и для общей пользы.

 

Руссо отмечал, что в истории не было государства, которое не было бы основано на религии. Для политического общества использование авторитета богов как сакральной власти – норма, отцы нации даже должны «призывать к себе на помощь небо и наделять своею собственной мудростью богов, дабы народы, покорные законам Государства как законам природы и, усматривая одну и ту же силу в сотворении человека и в создании Гражданской общины, повиновались по своей воле и покорно несли бремя общественного благоденствия». В главе VIII «О гражданской религии» трактата «Об общественном договоре, или Принципы политического права» Жан-Жак Руссо вычленяет три рода религии по отношению к гражданскому обществу: религия человека, религия гражданина и религия священническая.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

См. также:

Многообразие религиозных форм в современной России

В программе Артема Гравина «Исследования и исследователи» принимают участие Владимир Егоров и Татьяна Пронина. Эфир 28 апреля 2022 г. АУДИО

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru