И. Репин. Воскрешение дочери Иаира. 1871 г.
Программа Александра Крупинина и Натальи Фаниной
«Истина и Жизнь»
Тема: чудеса в Новом Завете
Гость: преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии Дмитрий Добыкин
АУДИО + ТЕКСТ
А.Крупинин:
Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! В эфире радио «Град Петров» программа, посвященная современному православному богословию, «Истина и Жизнь». На прошлой неделе мы встречались с преподавателем Санкт-Петербургской Духовной академии Дмитрием Георгиевичем Добыкиным и говорили о чудесах и, в частности, о чудесах Ветхого завета. Мы договорились с Дмитрием Георгиевичем о том, что мы встретимся сегодня и поговорим о чудесах Нового завета и сравним чудеса Ветхого завета и чудеса Нового завета. И вот наша новая встреча с Дмитрием Георгиевичем.
Здравствуйте, Дмитрий Георгиевич!
Д.Добыкин:
Добрый день!
АК:
Когда мы говорили о чудесах Ветхого завета, насколько я понял, смысл этих чудес был в том, чтобы показать несравнимость и совершенно другой уровень Бога Яхве и тех богов, которым поклонялись язычники древнего мира.
ДД:
Да, это одна сторона чудес, а вторая сторона чудес – это показать, что Яхве есть Бог завета, что Он исполняет обязательства этого завета. Это ветхозаветные чудеса.
Если мы говорим о новозаветных чудесах, то давайте мы их для удобства понимания тоже разделим на чудеса, которые были до Воскресения, и на чудеса, которые были после Воскресения Христова. И мы можем поговорить о самом главном чуде – о чуде Воскресения.
Давайте начнем о чудесах до Воскресения Христова. Начну я свой рассказ о чудесах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа вот с такой истории. После крещения Христос отправляется в пустыню, где Он сорок дней постится. На сороковой день Он устал от поста, и плоть Его начала требовать пищи. И вот тогда к Нему приступает дьявол и начинает Ему предлагать делать что-то: хлеб, спасение…
АК:
Физическое спасение?
ДД:
Да. И также предлагает власть. Дьявол предлагает Христу сотворить три чуда. И от каждого этого предложения Христос отказывается. Всем эта история знакома.
Вот давайте еще раз вспомним: пища, спасение и власть – три искушения. И Христос от них отказался. Но если мы продолжим читать Новый завет, то мы заметим, что Христос затем творит эти чудеса. Вот первое чудо – пища. Да, здесь Христос отказывается сотворить это чудо, но потом Он кормит пять тысяч, четыре тысячи… И более того, Он говорит о небесном хлебе, о небесной пище. Получается, в той ситуации Он от чуда отказывается, а здесь Он его творит?
И то же самое со спасением – к примеру, когда Он ходил по морю или когда Он спал на лодке, а лодка тонула, ученики Его разбудили, и Он спас их. Или когда Его хотели сбросить со скалы, а Он прошел сквозь толпу. И Он тогда спасся. А власть? Вот фраза, что Он говорит, как власть имеющий, всем знакома. Он говорил со властью, Он поступал со властью, и Он выгнал торгующих из храма. А история, когда Он на осле въезжал в Иерусалим? Это ведь тоже проявление власти. Мы потом поговорим об этом событии, очень интересном.
АК:
Да, и обещание разрушить храм и в три дня создать новый…
ДД:
Да-да, Он показывает Свою власть.
Почему в первом случае отказ от чудес – а через некоторое время выполнение этих чудес?
Вот как раз здесь мы подходим к сути новозаветных чудес. Чтобы их понять, нужно обратиться к Ветхому завету. В книге Второзакония есть такое обещание: Бог Моисею обещает: после тебя Я воздвигну пророка такого, как ты. После тебя придет пророк, такой же, как ты. Кто этот пророк? Первая мысль – наверное, это Иисус Навин. Для нас Иисус Навин – это военачальник, но в еврейской традиции Иисус Навин – это пророк, и его книга относится к разделу пророков. Был ли Иисус Навин пророком? Можем сказать, что был. Но был ли он таким же пророком, как Моисей? Нет. Почему? Потому что через Моисея был заключен завет, и это самое главное в его истории. Не чудеса, не то, что он говорил – а то, что он сделал. Он заключил завет с Богом. И пророк, который должен прийти – этот тот, кто заключит завет, еще один завет. Тот, что даст заповедь, кто заключит завет.
Ни один из пророков Ветхого завета этого не сделал. И евреи, видя это, читая Священное Писание, пришли к выводу, что Мессия должен быть похож на Моисея. И Он должен делать те же самые чудеса, какие творил Моисей. Когда мы говорим о Мессии, мы, конечно, представляем себе Иисуса Христа, и если мы спросим себя или других, Кто такой Христос, то получим ответ: Богочеловек. Но тайна Богочеловечества – это, действительно, тайна. А евреи все-таки ждали человека-Мессию. Мы можем спорить, был бы он завоевателем, царем – но это, прежде всего, человек. И объявить себя Мессией, если соблюдались некоторые условия, мог любой. Объявить-то ты мог, но нужно было еще подтвердить это. И от человека, который претендовал на звание Мессии, требовались чудеса. Он должен был доказать свою легитимность как Мессия. И сатана, подступая ко Христу, предлагает Ему показать, что Иисус – это Мессия. Хлеб – это манна, перепела, вода. Словом, пища и питие, которые давал Моисей. Прыгание со стены храма и чудесное спасение – это те чудеса спасения, которые творил Моисей. Моисей и сам спасался, и спасал свой народ – переход евреев через Чермное море, битвы, во время которых Моисей молился с поднятыми руками. Это все чудеса спасения. И третье чудо – это власть. Моисей, бесспорно, имел власть. Он был вождем еврейского народа. И Иисусу предлагается доказать, что Он – Мессия. Но Он отвергает все эти предложения. Почему? Потому что они исходят от сатаны. И не только из-за этого, но еще и потому, что до конца евреи не понимали, каким должен быть Мессия. И Христос не хотел быть Мессией в их представлении. Поэтому Он отвергает все эти чудеса.
Но сама идея о том, что Мессия – это второй Моисей, не была неправильной. Да, Мессия должен быть таким же, как Моисей. И поэтому Христос совершает эти чудеса, которые перекликаются с чудесами Моисея. Он, отвергнув предложения сатаны, в то же время показывает, что Он – Мессия. Он доказывает Своими чудесами, что Он – Мессия.
АК:
Я читал неоднократно, что есть такая мысль, что Иисус Христос Своими чудесами как раз не навязывал веру в Себя как Мессию, что Он творил чудеса исключительно из человеколюбия, Он помогал людям, спасал их. Но Он хотел, чтобы в Него поверили независимо от чудес. Не насильно, из-за впечатления от чудес, а свободно…
ДД:
Если мы вернемся к чудесам Ветхого завета, то в Пятикнижии есть такое предложение от Бога: «Я предложил тебе два пути – путь жизни и путь смерти. Выбери жизнь, и будешь жить». Бог предлагает два пути, и человек может выбрать. Но человек должен сделать вывод, что если он выберет путь смерти, то это действительно будет путь смерти. Можем ли мы сказать, что это навязывание? Или это все-таки не навязывание, а предложение пути жизни? Да, есть путь жизни и путь смерти. Выбор есть. Но один путь дает тебе жизнь, а другой – смерть.
Теперь вернемся к новозаветным чудесам. Христос, совершая эти чудеса, предлагал людям сделать выбор: признать Его Мессией или не признать. От их признания зависела их вечная жизнь. От их непризнания тоже зависела их вечная жизнь. Однажды Христос, говоря о чудесах, сказал одну даже, можно сказать, жестокую вещь, и это по поводу чудес из человеколюбия: «Много было вдов в Израиле, но Бог повел Илию в Сарепту Сидонскую. Много было больных – но исцелили не всех. Много было умерших, но воскресили не всех». Мы можем сказать, что людей во времена Христа в Израиле умирало очень много; больных было очень много, страдальцев было очень много. Но Бог совершает чудеса не над всеми. Даже, может быть, кто-то и поверил бы тогда – но Он таких чудес не совершает. Потому что цель чудес Христовых – привести людей к Мессии, а отсюда привести к самому важному, самому главному – к вечной жизни. Потому что чудотворцев, целителей было много. Но вот человек исцелялся – и что дальше? Человек даже воскресал – а что дальше? Это могло никак не повлиять на его вечную жизнь. Помните притчу о богаче и Лазаре? Там Авраам говорит богачу, что не поверят, даже если и воскресшего увидят. Чудеса Христа – это именно приведение людей к вере. Да, конечно, эти чудеса совершались из любви к человеку…
АК:
Христос часто говорит, когда творит чудо: «никому не рассказывай об этом». Если бы Он хотел приводить к вере с помощью чудес, Он бы, наоборот, старался, чтобы об этих чудесах стало известно и как можно более широко.
ДД:
Понимаете, Христос скрывал Свои чудеса – но мы о них читаем. Мы читаем Евангелие, и люди читали Евангелие об этих чудесах и видели, что Христос – это обещанный Мессия. Весть о Христе распространилась, произошло разделение – но все эти чудеса подготавливали людей к пониманию того, Кто пришел. Пока еще нет Креста и Воскресения, не так важно, чтобы эти чудеса были так широко известны. Какие-то чудеса все-таки были широко известны – вот, представьте, пять тысяч только мужчин, а ведь там были и женщины, и дети, было во время чудесного умножения хлебов! А ведь Израиль был не так уж многолюден. Да, какие-то чудеса Христос скрывал, но эти чудеса не скрыты в Евангелии, в евангельском тексте. А какие-то чудеса открыты многим.
НФ:
Еще один важный момент: в Новом завете есть эпизод, когда Христос не мог совершить чуда, потому что не было веры. Все-таки для совершения чуда уже нужна вера. Как говорил отец Александр Шмеман, «не чудо для веры, а чудо от веры».
ДД:
Вы знаете, вот это толкование, что Христос не мог совершить чудо, потому что Ему не верили…
НФ:
Там прямо так и сказано…
ДД:
Но все-таки нужно толковать этот текст. И толкования, которые я слышал или читал, если они слишком буквальные, то получается, что Христос совершал чудеса только там, где Ему верили. Это очень опасный путь таких толкований. Это примерно так: приезжает какой-нибудь целитель-гипнотизер, и если ему верят, если верят в гипноз, то исцеление происходит. Тогда это все болезни психосоматические. А если не верят – то никаких чудес не происходит.
Христос – не такой целитель. Он не психотерапевт, и люди, которых Он исцелял, не болели психосоматическими заболеваниями. А чудо воскрешения, а ведь Он воскресил трех человек, это точно не психосоматика. И когда говорится о том, что Он чуда не совершил, потому что у них не было веры? Вот, представьте, человек сталкивается с чудом, но он не уверует в это чудо.
АК:
Да, Он так и говорит, что даже если мертвые воскреснут, они не все равно не поверят.
ДД:
Да-да, Христос приходит к этим людям, и Он понимает, что какие бы Он чудеса не совершил, они все равно не поверят, потому что у них вообще нет веры ни в Него, ни в Его чудеса. То есть, чудеса там Он не совершает потому, что у них не было веры. Эти чудеса были бы бесполезны. А Христос не совершает бесполезных чудес. Чудо, которое Он там совершил, имеет смысл – это уже, скорее, современная история. Неверующие люди сталкиваются с чудесами, но они не становятся от этого верующими. Такой образ. И Христос не стал совершать это чудо, потому что люди Ему не поверили.
НФ:
Тогда возникает такой вопрос: неверующие люди сталкиваются с чудесами, и даже бывает так, что чудо происходит прямо с этим человеком, он не просто свидетель чуда. Но даже когда с этим конкретным человеком произошло это чудо, он так и не стал верующим после этого. И тогда возникает вопрос: а зачем тогда было это чудо?
ДД:
Давайте мы немножко «разведем» эти разные чудеса. Те чудеса, которые описаны в Евангелиях, это чудеса, которые должны были показать и доказать, что Иисус из Назарета – это Мессия, это Христос. Чудеса, которые происходят в нашей жизни, в жизни других людей – это крик, зов Бога к нам, чтобы мы обратились к Нему. Бог кричит нам, верующим или неверующим, чтобы мы обратились к Нему. Если мы говорим про верующих людей, то мы прекрасно понимаем, что мы своими поступками, своими делами, своими мыслями постоянно отступаем от Бога. И Бог нас возвращает к Себе этими чудесами – или античудесами. В прошлом передаче я говорил, что такое «античудеса». Когда Он кричит этими чудесами или античудесами к неверующим, Он зовет их. Он предлагает им два пути. У человека есть выбор – либо выбрать путь жизни, либо выбрать путь смерти. Человеку предложено, и он выбирает. И если он выбирает путь смерти, то любое количество чудес, с ним происходящих, ему не поможет. Мы можем задать вопрос, а почему Бог посылает раз за разом чудеса? Мы можем сказать так: Бог надеется, что человек все-таки обратится.
АК:
Тут такая возникает проблема, связанная с посланием апостола Павла к Римлянам и связанная вообще с полемикой с протестантами – о предопределенности спасения.
ДД:
Это очень сложный вопрос, и на самом деле он не настолько однозначен, как кажется. И даже внутри православного богословия тоже есть разные ответы. И вообще – бойтесь людей, которые дают однозначные ответы на такие вопросы. Если смотреть в одни книги, то в них мы прочитаем, что Бог знает, как человек воспользуется своей свободной волей. Но если читать Писание или другие тексты, то мы сталкиваемся не с предопределением, а, скажем так, с тем, что Бог так сильно вмешивается в жизнь человека, что человек просто подчиняется воле Божией. Человек уже не выбирает, а просто выполняет то, что Бог ему указывает.
АК:
А как же свобода?
ДД:
Знаете, не нужно Бога вгонять в какие-то богословские системы – только так и не иначе. Я больше говорю о свободе Бога. Бог вмешивается в человеческую жизнь – и, скажу, может быть, не самое уместное здесь слово, но все же скажу: Бог заставляет человека быть верующим. Но при этом я не отрицаю того, что с кем-то Бог ведет себя предельно осторожно, и человек подходит к пониманию того, что Бог есть и этот тот Бог, Который описан в Библии, а Православная Церковь – это та Церковь, которая правильно толкует Священное Писание. Я больше говорю о свободе Бога – о Его свободе вмешиваться в жизнь человека.
АК:
Да, это Ваш подход, это понятно. Но есть и другой…
ДД:
Да, и они оба приемлемы. И в Библии можно найти и тот, и другой. Почему это возможно? Потому что Бог – живой, Бог – свободный. Бог может смотреть на нашу свободу – но Он может пользоваться и Своей свободой. Здесь я могу посоветовать вам пригласить на вашу программу хорошего специалиста по богословию, который разберет все эти сложные вопросы. А я смотрю на эти вопросы с точки зрения библеистики.
НФ:
В связи с разговором о свободе вопрос о чуде тоже очень важен. Все-таки, когда мы видим, что происходит чудо, оно не уничтожает человеческую свободу. Человек всегда имеет возможность найти какое-то объяснение этому чуду – то есть не сойти с ума после этого чуда. Потому что, если он внутренне не согласен с этим, а чудо все-таки произошло, то это может просто привести к сумасшествию. Но всегда есть возможность от этого отойти и как-то объяснить.
АК:
Ты имеешь в виду современные чудеса, чудеса в современной жизни или чудеса в Новом завете?
НФ:
Я думаю, что так же было и в Новом завете. Так же можно было найти какое-то объяснение…
ДД:
Да, но была ли это свобода человека – или это был его грех?
НФ:
Да, это понятно. Но, допустим, человек может быть объективно еще не готов к принятию чуда, но уже оказался в этой ситуации чуда. Конечно, Господь его поставил в эту ситуацию, что он оказался свидетелем чуда. Но мне почему-то кажется, что жизнь гораздо сложнее. Не может быть все так просто. Человек может увидеть чудо – но может даже отказаться от него, скажет: «я не верю», найдет какое-то рациональное объяснение. А потом пройдет сколько-то лет, и где-то, оттуда, из прошлого опыта, все это может вспыхнуть, и человек может стать глубоко верующим. Я считаю, что такое вполне возможно.
ДД:
Да, возможно. Но апостол, отвечая на вопрос: «какое самое лучшее время для спасения?», ответил почти так, как говорят современные психологи: «здесь и сейчас». Самое лучшее время для спасения, самое лучшее время для покаяния, для того, чтобы обратиться к Богу – здесь и сейчас.
На самом деле, и верующий, и неверующий человек ищет тысячи оправданий своим поступкам. Что стоит за этими оправданиями? Вот Вы говорите – неготовность. А если эту неготовность разобрать, то действительно ли это неготовность? Может быть, здесь какие-то совсем другие причины. Конечно, каждый случай уникален, каждое обретение или не обретение веры уникально, и поэтому каждый случай нужно разбирать внимательно. Конечно, нет одного рецепта для всех. Но когда человек, видя чудеса, понимая, что это чудо, что это нарушение естественных процессов, что это вмешательство Бога в эти естественные процессы, видя все это, человек все-таки говорит «нет», то почему он все-таки так говорит?
АК:
Потому что его воспитывали в другой парадигме. Его воспитывали в представлении, что мир материален. И если человек с детства это слышал, и его в этом воспитали, ему очень трудно психологически принять другую точку зрения, изменить так основательно взгляд на жизнь.
ДД:
Но человек – это воспитание или нечто большее?
АК:
Но воспитание тоже очень большую роль играет.
ДД:
Да, но неготовность эта была всегда – вспомните евангельское: «если даже мертвые воскреснут – не поверят».
АК:
Да, я это понимаю, но есть поколения, которые, допустим, воспитывались в христианской стране – и есть поколения, которые воспитывались в атеистической стране. Они изначально в разные условия поставлены.
ДД:
Вы знаете, поколение, которое воспитывалось в христианской стране, очень активно боролось с религией – куда активнее, чем люди, которые уже были потом воспитаны в атеистической среде.
АК:
Это тоже верно.
ДД:
Бог предлагает людям прийти и самим разобраться. И поверить. Евангельские чудеса именно об этом говорят: посмотрите, рассудите, сделайте вывод. Но вот, вывод сделан – а дальше что? Дальше нужны поступки. На самом деле, Христа распяли люди, которые прекрасно понимали, что Он говорит и что Он делает.
НФ:
То есть?
ДД:
То есть не надо думать, что Его распяли потому, что Его не понимали. Нет, Его понимали. Вот Иисус говорит – а люди хватаются за камни. Ведь Он Себя делает Богом. Эти притязания Христа на мессианство люди прекрасно поняли, они их увидели – и поэтому они Его распяли. Это было осознанное деяние.
АК:
То есть Его распяли потому, что Он притязал на то, чтобы быть Мессией? Но ведь в древнем Израиле многие люди притязали на звание Мессии.
ДД:
Да, они притязали…
АК:
Но мне кажется, что Христа распяли не потому, что Он притязал быть Мессией, а потому, что Он говорил против римлян, что евреи не должны подчиняться римлянам. Они боялись именно из политических соображений…
ДД:
Да, из политических тоже. Но люди не просто кричали: «распни, распни Его», а вышли и распяли. Над Христом неоднократно нависала угроза смерти – потому что Он Себя делал равным Богу. Он исцеляет человека и говорит ему: «иди, прощаются тебе твои грехи». А кто может прощать грехи? Только Бог.
АК:
Да, Мессия с их точки зрения не был Богом.
ДД:
Да, но Христос творит чудеса, чудеса Мессии. Он притязает на то, чтобы быть Мессией и показывает, что Он – Мессия. Все это видят, и от Него ждут, что Он будет Мессией. Но Он не делает то, чего от Него ждут. Он не объявляет Себя царем, не начинает войну против римлян. Поэтому от Него отворачиваются. Да, Он притязает на то, чтобы быть Мессией, но до конца не идет. Почему Он не идет до конца? Потому что Христос не тот Мессия, которого ждут.
АК:
А Вы еще говорили, что есть разница между чудесами до Распятия и Воскресения и чудесами после?
ДД:
Чудеса, которые были после Воскресения – это чудеса, которые показывали истинность христианской вести, показывали то, что Христос, действительно, тот самый Мессия. Но прежде всего – показывали истинность христианской вести. Они пошли, проповедовали и подтверждали свою проповедь чудесами. Это сказано об апостолах. Они подтверждали истинность своей проповеди. Это чудеса после Воскресения. Христос говорит, что ваша истинность, ваша вера в Меня будет подтверждена чудесами. Апостолы верят Ему, идут, чтобы проповедовать Его и подтверждают свою веру этими чудесами.
Это, можно сказать, такое различие.
Но самое главное чудо, которое описано в Новом завете – это чудо Воскресения. На него ссылаются апостолы. Апостол Павел говорит, что если не было бы Воскресения, не было бы и христианства, не было бы нашей веры. И самое главное чудо – это Воскресение. Воскресение – это то чудо, которое показывает, что Христос не просто Мессия. Евреи ждали Мессию как человека. А Христос подтвердил Своими чудесами то, что Он действительно Мессия – хотя Он и не воцарился как царь, как все ожидали от Мессии. Он подтвердил, что Он может дать пищу, может спасти от смерти, что Он имеет власть. Но в чуде Воскресения Он подтвердил то, что Он – Бог. Что Он не только Мессия, но Он – Бог. Он этим чудом показал Свое Божество.
АК:
Но Он же и воскрес как человек? Почему и мы тоже рассчитываем на воскресение…
ДД:
Да, но Он воскрес потому, что Он – Бог. Давайте проведем некоторую разницу: были воскрешения – и было Воскресение. Вот была воскрешена эта девочка, но пройдет пятьдесят-шестьдесят лет, и она умрет. Потому что она была воскрешена. А Христос – воскрес. Он воскрес и уже больше не умрет. И мы тоже воскреснем и больше не умрем. Потому что Христос – это первенец из умерших. Мы Христовы, и мы будем так же, как Он. Он воскрес и не умирает – и мы тоже воскреснем и не будем умирать. Плоть Его после Воскресения не подвержена тлению, она не становится старше. Наше тело тоже не будет подвержено тлению.
АК:
Кстати, по поводу тела Христова после Воскресения. Он проходит сквозь стены, меняет Свой облик – это говорит о том, что это какое-то новое, другое тело по сравнению с нашими телами? И мы можем на то же самое рассчитывать?
ДД:
Его тело преобразилось в результате Воскресения. Я снова здесь посоветую обратиться к богословам, которые этот вопрос лучше проработали, может быть, чем библеисты. Библеисты просто констатируют факт, пытаются ответить, говорят о том, что Его тело преобразилось в результате Воскресения. Наше тело тоже будет преображено в результате Воскресения либо изменения, если мы доживем до Второго пришествия. Но как, каким образом оно будет преображено, каким оно станет? Каким стало тело Христово? Этот вопрос лучше адресовать богословам. Я не готов так глубоко этот вопрос обсуждать.
АК:
Может быть, несколько слов о каким-то конкретных чудесах Христовых, чтобы мы лучше понимали их типологию?
ДД:
Хорошо. Я говорил о Воскресении как о чуде, которое показало Божество Иисуса Христа. Но чудеса во время земной жизни Христа тоже доказывают Его Божество.
Да, Христос доказывает Свое Божество и в Преображении. Но есть еще одно чудо, которое понятно читающим Библию. Может быть, оно кажется не настолько эффектным и не таким заметным, но это чудо, которое произошло на Геннисаретском озере. Ученики плывут, Христос спит на корабле; начинается шторм, корабль начинает тонуть. Господь спит, и ученики будят Его: «Учитель, мы погибаем». Христос встает, говорит слово – и наступает абсолютный штиль, абсолютная тишина. И ученики пугаются этого события. Вроде бы это чудо, если можно так сказать, «рядовое». Если можно говорить о рядовых чудесах…
АК:
Но для Христа рядовое.
ДД:
Но если читать внимательно этот текст, то начитанный человек может почувствовать какое-то дежавю. Что-то похожее он уже читал в Писании. И это, действительно, есть – это книга пророка Ионы. Плывет корабль, начинается шторм, Иона спит. Иону будят: «Молись!» Дальше мы помним эту историю. И когда Иона уже за бортом, Бог делает так, что наступает абсолютный штиль.
То же самое с этим евангельским чудом. Кто в книге пророка Ионы сотворил штиль? Бог. Кто сотворил такое же чудо в Евангелии? Христос. Там – Бог, здесь – Христос. Значит, Христос – это Бог. Именно к этому подводило описание этого чуда в Евангелии. Можно было бы и другими словами это чудо описать, но пишущий использовал те слова, которые перекликаются с книгой пророка Ионы. То есть это чудо должно было показать, что Христос – Бог. Такое вот чудо, на которое не всегда обращают внимание.
АК:
А вот это чудо, когда Христос накормил огромное количество людей с помощью пяти хлебов и двух рыбок?
ДД:
Здесь чудо, которое перекликается с тем чудом, которое совершал Моисей в пустыне. Я уже об этом говорил. К сожалению, я столкнулся с таким толкованием – естественнонаучным: на самом деле Христос никакого чуда не совершал, Он просто взял у мальчика несколько хлебов, разделил их и поделился с людьми. А люди тоже достали из своих закромов лепешки и поделились с ближними – и хватило на всех. Это уже не чудо. Но Христос здесь именно совершает чудо, чтобы показать, что Он – второй Моисей, что Он дает пищу, и этой пищи много, этой пищи хватает на всех – так же, как на всех хватало манны. Люди вышли собирать манну, одни собирают побольше, другие поменьше, но когда начинает мерить специальными мерами, у всех оказывается одинаковое количество. Манны хватает на всех.
АК:
Здесь есть и какая-то связь с Евхаристией?
ДД:
Манна – да, конечно.
АК:
А в чуде с хлебами?
ДД:
Я не сталкивался с такими толкованиями, которые бы проводили связь этого чуда с Евхаристией. С манной – да, это хлеб небесный. Христос говорит об этом небесном хлебе: «там вы ели небесный хлеб – и здесь Я даю вам небесный хлеб».
АК:
После того, как Он накормил всю эту толпу хлебами и рыбками, как раз Он говорил о том, что вы должны есть Меня. И тогда многие от Него отошли.
ДД:
Да, люди просто приходят, чтобы еще раз поесть. Это, кстати, о том, что если бы это было просто разделение того, что было с собой, то навряд ли еще раз собрались бы. И Христос умножает эти хлеба и потом уже говорит о небесном хлебе. Не эта пища, которая дает жизнь здесь, на земле, а та пища, которая дает небесную жизнь, вечную жизнь.
НФ:
Можно ли говорить, когда Господь исцеляет или кормит, что кроме того, что Он хочет показать, что Он Мессия, Он хочет просто исцелить, просто накормить?
ДД:
Чудо ради чуда?
АК:
Или чудо ради милосердия к конкретному человеку?
ДД:
Мы можем говорить вообще о пришествии Христа в этот мир как о проявлении Божьего милосердия. «Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную».
Христос приходит в этот мир, потому что Он любит людей. И самое главное в пришествии Христа – это вечная жизнь, и все чудеса должны подвести человека к вечной жизни. В этом выражение величайшей любви Бога к человеку.
Вот если мы посмотрим на свою жизнь, то кто-то из нас может сказать: «В моей жизни было чудо». А кто-то скажет: «А в моей жизни чудес не было». Какого-то чудесного исцеления, чудесного наполнения холодильника или еще чего-то – таких чудес не было. И чудес, которые описаны в Библии, в моей жизни не было. Но, в то же время, это никак не влияет на мою веру и на мой путь к вечной жизни. Я все равно, несмотря на то, что такие явные чудеса отсутствуют в моей жизни, я все равно иду к вечной жизни. Почему? Потому что я верю во Христа.
НФ:
Возникает вопрос в связи с тем, что, как Вы сказали, есть люди, которые просто одержимы стремлением к чудесам. Они закупают какие-то книжки с описанием разных чудес – «чудеса там», «чудеса здесь». Что это такое и что мы можем сказать о такой страсти к чудесам и, может быть, людей предостеречь от этого?
ДД:
Вы знаете, я, конечно, не священник и не могу ставить такие духовные диагнозы. Но для меня это какая-то духовная болезнь. Что-то не в порядке с духовной жизнью этого человека. А как ответить таким людям? Наверное, я отвечу словами апостола Павла: «мы живем верой, а не видениями». Видения – это один из вариантов чудес.
АК:
Но здесь есть некоторое противоречие. Мы все время говорили о том, что и в Ветхом завете, и в Новом завете чудеса служат для подтверждения тех или иных истин. Поэтому люди и ищут чуда, чтобы подтвердить себе эти истины. Вроде бы, тогда получается, что и веры без чудес не может быть?
ДД:
Хороший вопрос, спасибо. Если мы рассматриваем историю Израиля или даже новозаветную историю, мы видим, что были периоды, когда чудес не было. Например, когда Израильское царство было единым. Мы вообще в это время не читаем ни о каких чудесах. Что-то похожее на чудо – смерть первого ребенка у Давида и Вирсавии, и, наверное, чудо, когда храм наполнился славой Господней, когда Соломон этот храм построил. Можно вспомнить только эти чудеса. Еще были болезни во время царствования Давида, но, в общем, чудес было очень мало по сравнению с периодом Исхода. Это в Ветхом завете.
С другой стороны, если мы посмотрим на Новый завет, то в посланиях апостола Павла мы читаем, что у него было жало во плоти, и он молился – и ничего не произошло, и он продолжал болеть. И мы понимаем, что чудо есть, что чудеса происходят – но не надо ждать такого вот фонтана чудес. В какие-то моменты чудеса могут происходить, в какие-то моменты чудес вообще может не быть. Христианин может прожить всю жизнь и не испытать ни чудесных исцелений, ничего вообще чудесного. Он может даже не стать свидетелем никакого чуда. Он даже может никогда не увидеть какую-нибудь мироточивую икону. Но он все равно будет верующим христианином, и после смерти Господь его примет как истинно верующего человека.
АК:
Но мой вопрос был в том, что если для того, чтобы люди поверили в истинность Бога, нужны были чудеса, тогда получается, что другого пути, кроме чудес, для обретения веры нет. Для этого нужны чудеса. А если есть другой путь обретения веры, тогда зачем нужны эти чудеса?
ДД:
Наша сегодняшняя тема была о чудесах, и поэтому я говорил о чудесах. Но есть еще один путь обретения веры – это проповедь. И это то, о чем говорят апостолы: «вера – от слышания, а слышание – от слова Божьего». Это тоже путь, путь обращения. Я понимаю, что здесь говорится о людях, которые уже уверовали. Для чего им описания этих чудес? Для поддержания веры? Но нам отвечает апостол Павел: «Мы живем верой, а не видениями». Если человеку нужна такая подпитка его веры, и если не будет этой подпитки, и вера исчезнет, то значит, что его вера зиждется только на чудесах, а не на чем-то более глубоком. Поэтому, если мы говорим о таких людях, которые ищут и жаждут чудес, то им стоит покопаться в самих себе и найти причины, по которым им все-таки нужны чудеса.
АК:
Ну что же, время нашей передачи истекло, и мы как домашнее задание воспримем Ваш совет – покопаться в себе и узнать, зачем нам нужны эти чудеса.
У нас сегодня в гостях был преподаватель Санкт-Петербургской Духовной академии Дмитрий Георгиевич Добыкин, и мы с ним разговаривали о чуде. Ведущие программы – я, Александр Крупинин…
НФ:
И я, Наталья Фанина. Всего доброго!
АК:
До новых встреч в эфире!