Программа Дарьи Завьяловой
«25-й кадр»
Гость: историк кино Кирилл Пругалов
Тема: «Декалог» Кш. Кесьлёвского
Эфир: 3 марта 2023 Г.
АУДИО + ВИДЕО
Как снять фильм по «10 заповедям» Ветхого Завета, чтобы удержаться от дидактики, скучного нравоучения? Кшиштоф Кесьлёвский обнаруживает заповеди как закон, неизменно работающий в повседневной жизни. Чтобы передать величие и универсальность этого закона, режиссеру не понадобилось снимать бородатого Моисея, наряжать массовку в костюмы израильтян времени Исхода. Вместо этого он обращается к простым людям, живущим в многоэтажках на окраине большого польского города.
Кесьлёвский говорил, что «Декалог» – это 10 историй, которые могли бы случиться с каждым. Начиная вглядываться в эти истории, замечаешь, что нравственная проблематика, конфликты, содержащиеся в них, восходят к 10 заповедям. «Он снимал не иллюстрацию, ставя во главу угла драматургии плакатное отражение заповеди, а сначала он вместе со сценаристом создавал такую историю, которая соприкасалась бы с заповедью. Это обратный принцип», – рассказал Кирилл.
Некоторые фильмы «Декалога» отсылают одновременно к 2-3 заповедям. Это создает интересное ощущение: как бы ни было больно за героев, проходящих через очень болезненный опыт, через страдания, как бы ни хотелось восстать против кажущейся жестокости закона, в какой-то момент ты, как зритель, осознаешь, что заповеди – это не предписания, требующие правильного поведения, а просто подсказка, как работает этот мир, который создал Бог. Как законы земного притяжения, трения и т.д. Сталкиваясь с этим законом, ты сталкиваешься с некоторой структурой. И можно биться об нее, но будешь побежден, потому что она инкорпорирована всюду.
В первом выпуске (а беседы о «Декалоге» планируются как цикл) мы говорим о 1 фильме, истории об отце, который теряет своего любимого сына. Это один из самых драматичных фильмов серии. В нем Кесьлёвский показывает, что попытки справиться с хаосом этого мира, поставив во главу угла рациональность, обречены. И цена высока. Боль приводит отца в недостроенный костел. И там на лик Богородицы каплями падает воск. «Важно, чтобы зритель увидел, что кто-то кроме него самого смотрит на человека и сострадает ему», – говорил об этой сцене Кесьлёвский.
«Декалог» – это фильмы о том, что есть Кто-то еще. Есть человек. Есть закон. И есть сострадающий взгляд. Киноязык позволил режиссеру сделать этот взгляд ощутимым для зрителя.
ВИДЕО