Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 23
Эфир 5 июля 2017 г., 10:45
АУДИО
В одном из выпусков нашего информационного обозрения мы рассказывали, как новгородцы продвигались на север, как они там обустраивались, как основывали сначала небольшие погосты, а в XIII-XV веках и позднее в северных землях стали появляться и небольшие города, а где-то даже и крепости. И вот все это строительство явило собой такой феномен, который нам всем хорошо известен как деревянное зодчество Русского Севера. Именно деревянному зодчеству мы посвятим ближайшие несколько выпусков нашего обозрения. Рассказывает заведующий кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгений Валентинович Ходаковский.
«Русское деревянное зодчество – это самое русское из всего русского искусства, поскольку, если мы обсуждаем какие-либо другие вопросы, связанные с историей русского искусства, то там неизбежно возникает вопрос, например, о византийском влиянии, о влиянии Западной Европы или, в частности, итальянского Возрождения или итальянского барокко, или о каких-либо еще других воздействиях. Но что касается именно русского деревянного зодчества, то здесь вопрос о влияниях почти не стоит, может быть, за исключением каких-то отдельных небольших периодов или небольших регионов, каких-то локальных явлений. И тут действительно можно сказать, что русская деревянная архитектура – это самое русское из всех возможных видов русского искусства.
Но можно сказать и то, что с самых первых шагов истории русского зодчества именно дерево начинает играть если не определяющую, то равноправную роль наряду с камнем. Ведь всем известно, что в 989 году в Киеве была заложена греческими мастерами каменная византийская церковь. Но, согласно летописной традиции, в том же 989 году в Новгороде, т.е. в северном городе, была заложена соборная церковь Святой Софии, выстроенная из дуба. Получается, что самые первые памятники христианской архитектуры на Руси появляются одновременно в 989 году и с самого начала обозначают вот эти две параллельные линии развития – историю каменной христианской архитектуры и историю деревянной христианской архитектуры. И поэтому уже с самого конца X столетия, уже больше тысячи лет, история деревянной архитектуры – это и есть история русского зодчества».
Проект российской горно-металлургической компании «НорНикель» задуман как гуманитарный и культурно-просветительский. Его главными участниками являются музеи северных регионов, в которых пройдут выставки, посвященные тем или иным сюжетам об освоении севера. Это главная цель проекта. Однако тема Cевера настолько обширна и разнообразна, в ней такое великое множество интереснейших сюжетов, что уместить их в рамках одной экспозиции или даже нескольких не всегда возможно. Поэтому мы будем иногда делать небольшие «сноски по тексту», ссылки, примечания, в которых постараемся затронуть те сюжеты, которые остались за рамками музейной экспозиции, но, так или иначе, в музейной экспозиции прозвучавшие. Деревянное зодчество Русского Севера – одна из таких тем.
Продолжение беседы с заведующим кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгением Валентиновичем Ходаковским – в следующем выпуске.