Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 26
Эфир 26 июля 2017 г., 10:45
Информационное обозрение «Русский Север» в рамках проекта российской горно-металлургической компании «НорНикель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха» рассказывает о таком значимом явлении в культурном наследии нашей страны как деревянное зодчество Русского Севера. В беседе с заведующим кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгением Валентиновичем Ходаковским мы подошли к очень важной теме – как воспринимали храмовые постройки современники, и как мы, современные люди, можем приблизиться к пониманию того, какую роль играла архитектурная композиция храма в окружающем пространстве, как храм вписывался в окружающий ландшафт и даже влиял на его организацию.
Два основных типа храмов, шатровые и клетские, представляют собой два вида объема, влияющих на основную композицию строения, – несущий (клеть) и несомый (шатровое завершение). На что же ставили шатры и чем завершали клети?
«Клетские храмы могли завершаться простыми двускатными кровлями, просто как изба. Они могли завершаться высокими клинчатыми кровлями, т.е. очень крутыми скатами, которые по силуэту дают форму клина. Иногда клеть могла завершаться каскадной кровлей, когда скаты имели дополнительные переломы, составлявшие еще одну художественную черту этого сооружения. И в некоторых случаях клети могли завершаться криволинейными бочками – бочечные завершения.
Вообще криволинейная форма в обыденном сознании никак не вяжется с деревянной архитектурой, потому что вроде бы она состоит из прямых древесных стволов. Но в действительности эти прямолинейные деревянные стволы могли рубиться и укладываться таким образом, что в итоге они формировали нужные очень живописные криволинейные формы. И бочка была одним из излюбленных завершений как алтаря, так и основного объема. Напоминает луковицу в разрезе. Были еще крещатые бочки – это две бочки, поставленные поперек друг с другом.
Как правило, если шатер имеет восьмигранную конфигурацию, то шатер ставился на восьмерик в основании. Восьмиугольный сруб, который возводили на определенную высоту. Иногда восьмерик могли ставить на четверик. Т.е. ставился сначала четверик, обычный сруб, затем на четверик могли ставить восьмерик, и на восьмерик ставили, соответственно, восьмигранный шатер. В некоторых случаях могли восьмерик рубить прямо от земли и также завершать его восьмигранным шатром. Это был один из способов расширить внутреннее пространство полезной длины бревна, поскольку одним из основных ограничителей в деревянной архитектуре является полезная длина бревна, которая может быть употреблена при строительстве. Из сохранившихся многоугольных храмов сохранились только десятирековые, когда храм приближается уже почти к ротонде».
Прямолинейные шатры и клети дополнялись различными криволинейными объемами с очень разнообразными вариациями. О вариативности криволинейных объемов мы поговорим в продолжении беседы с заведующим кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгением Валентиновичем Ходаковским.
Аудио – Екатерина Степанова.