Программа Екатерины Степановой
«Русский Север»
Информационное обозрение. Выпуск 27
Эфир 2 августа 2017 г., 10:45
АУДИО
Информационное обозрение «Русский Север» в рамках проекта российской горно-металлургической компании «НорНикель» «Освоение Севера: тысяча лет успеха» рассказывает о таком значимом явлении в культурном наследии нашей страны как деревянное зодчество Русского Севера. Продолжаем беседу с заведующим кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгением Валентиновичем Ходаковским.
«Шатры и клети это такие внерегиональные типы. Клетские и шатровые сооружения можно найти и на Севере, и в Сибири, где угодно.
В некоторых случаях мы видим какие-то определенные локальные, местные региональные традиции, которые были характерны только для этого региона, только для определенного хронологического периода. И связано это было с той или иной артели или со спецификой заказа, или с деятельностью какого-либо видного епископа, который был в этом регионе. Т.е. среди универсалий есть и местная традиция, которая тоже очень-очень интересна.
Вот кубоватые храмы – с завершением в виде четырехгранной луковицы, которая в основании имеет не круглую, а четырехугольную форму. У основания этой формы есть расширение – пучина. Пучина есть у бочки, пучина есть у луковицы, и пучина есть у кубоватой формы завершения. Эта пучина и создает динамику и криволинейность – расширение, а затем сужение – т.е. живописность, которая так характерна для кубоватых церквей Онежско-Беломорского региона. Это явление было распространено в 17-18 веке, но ограничено бассейном реки Онеги и южным побережьем Белого моря.
Ярусный тип храмов был очень распространен с середины 17 века. По предположению Грабаря, это было связано с интеграционными процессам этого периода и активным присутствием на Руси украинского духовенства, и в русскую архитектуру могли проникнуть приемы, свойственные украинской православной архитектуре. Ярусная архитектура представляла собой вертикаль, составленную из уменьшающихся кверху объемов. Это было распространено и в каменной архитектуре того же периода. И форма очень живописная. Эти формы можно отнести и типу башнеобразных.
Мы коснулись вопросов типологии, и я говорил, что вроде бы набор элементов, из которых состоит храм, не такой большой. Это четверик, восьмерик, бочка, простые параллелепипеды. Но все вместе в разнообразных сочетаниях дает как раз вот это многообразие. И мне кажется, что здесь будет уместно сравнение со звукорядом. Любой звукоряд состоит всего лишь из двенадцати нот, но эти двенадцать нот создают все многообразие музыкального искусства столетий. Здесь, наверно, то же самое. Вроде бы всего несколько элементов, но в сочетании они создают музыку архитектуры, которая бесконечна и неисчерпаема».
Как работали мастера и какие памятники сохранились в Ленинградской области, чтобы можно было поехать и самостоятельно их посмотреть, мы узнаем в продолжении беседы с заведующим кафедрой истории русского искусства СПбГУ Евгением Валентиновичем Ходаковским.
Аудио – Екатерина Степанова.