… Игра является упражнением, где ребенок тренирует сообразительность, логику, эрудицию, гибкость тела. Что же касается игрушек, то они имеют еще и эстетическую ценность. С точки зрения детских психологов, воздействие на маленького ребенка злых или искаженных лиц игрушек или мордашек со скошенными ради шутки глазами крайне негативно. Игрушки должны нести в себе положительные примеры, как с нравственной, так и с эстетической стороны.
(Валентина Ефремова. «Лекарство против Барби»)
— Речь пойдет о роли игр и игрушек в жизни ребенка. Для этой беседы мы пригласили сотрудника педагогического музея при академии постдипломного педагогического образования, педагога православной школы при храме св. Екатерины Елену Владимировну Чижевскую. Итак, Елена Владимировна, в школе Вы ведете программу «Введение в традиционную русскую культуру», а тема Вашей дипломной работы — «Воздействие традиционной русской культуры на душу ребенка». Что интересного для родителей Вы можете сказать на эту тему?
— Наша культура – такая красочная, жизнерадостная и, к сожалению, очень мало известная, влияет на душу ребенка многообразно. Наши предки прослеживали это, хранили и передавали из поколения в поколение. Теперь все накопленное мы можем услышать в колыбельных, увидеть в вышивках, в деревянной резьбе, украшающей дома, в традиционной народной игрушке.
— Как меняются дети, которые глубоко занимаются этой культурой?
— Когда я писала диплом, я сделала небольшое исследование. Я провела тестирование среди старшеклассников обычной школы, и среди подростков, долгое время занимающихся в фольклорном ансамбле «Домострой». Лично я этих детей не знала, не знала, из каких они семей, как они учатся. Тестирование определяло, насколько ребенок удовлетворен жизнью, насколько он сильный, насколько он жизнерадостный, насколько он — целеустремленная личность, какова степень его психо-эмоциональной насыщенности. Я была удивлена, насколько подростки из фольклорного ансамбля были выше по всем этим показателям. Это говорит о многом. Можно вспомнить слова психолога В.Зеньковского из работы «Психология детства», о том, что человек не может состояться как личность без восприятия народных форм. У него есть такой термин, как социальное унаследование. Это означает впитывание, восприятие человеком тех традиционно народных форм, которые веками передавались из поколения в поколение, которые как бы составляют душу народа и которые прослеживаются во всем: в сказках, в колыбельных, в народном искусстве. И все это очень хорошо воспринимается ребенком. Недаром Пушкин так высоко ценил русскую народную сказку. Недаром мы все время вспоминаем его няню Арину Родионовну, которая дала ему столько сказок. Но, несмотря на это Пушкин писал: «О мое несчастное детство! Как мало в нем было сказок!». А наши дети не имеют и сотой доли того!
Мне кажется сейчас опасным то, что появляются книги, довольно безвкусно, аляповато раскрашенные, в которых традиционные народные сказки, где каждое слово неслучайно, как-то переделаны, любым образом перекроены; конец такой, какой угоден автору. Сказка теряет свой глубинный смысл, свою символику. Там появляется дурная эклектика, которая воздействует на ребенка своеобразно. Ко мне в класс приходят дети, мы играем. Часто я прошу: «Пожалуйста, проговорите свои любимые считалки». Ужасно. Наверное, многие взрослые в детстве проговаривали считалочку: «На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной…» и т.д. А теперь дети говорят ее так: «На златом крыльце сидели Том и Джерри». О каком знании народной культуры, о какой любви к своему отечеству, к своей истории может идти речь? О каком патриотическом воспитании? С самого детства ребенок уже идет не туда. Это понятно.
— Действительно это очень важно. Может быть, здесь уместно сказать еще и о колыбельной песне?
— Колыбельные песни – это просто клад. Клад, к сожалению, невостребованный. «Что имеем – не храним; потерявши – плачем». В колыбельной песне заложен как бы план будущей жизни ребенка – мальчика или девочки, в котором даны главные направления для их ориентирования. Это забота о своих детях, о своих родителях, это защита своего царства-государства, это обязательная радость, что все кончится хорошо, что друзья придут на помощь. Этим закладываются жизнеутверждающие, позитивные жизненные позиции, которые человеку помогут в трудных ситуациях. Он неосознанно вспомнит это, вернется к этому и почерпнет там силы. Вот в сказках есть такой образ: силы дает Матушка-земля. И этот образ можно применить к колыбельным, к сказкам. Дети, с одной стороны, не запоминают сознательно, но, с другой стороны, это входит на бессознательном уровне в их жизнь и потом им очень помогает. Наверное, вам известно, что Петербург — тяжелый город; показатель самоубийств здесь — очень высокий. Показатель детских самоубийств – один из самых высоких в мире именно у нас. Мне кажется, что корни этого кроятся в том, что детская восприимчивая нежная душа не защищена в этом мире от реальности страшной, разрушающей, во многом демонической. Почему я обратилась к традиционной народной культуре? Как раз там есть эта защита: это направление к добру, к свету, к радости, которая напитывает и дает силы душе и ребенка, и взрослого.
— Итак, в наших руках, в руках родителей, бабушек, вновь вернуть ребенка к этому позитивному настрою. Нельзя забывать о таких ценностях, таких жемчужинках нашей русской культуры, как, в частности, колыбельные.
— Тем более, что это взаимно обогащает и мать, и бабушку, и ребенка. Слова сами по себе кажутся родными и уютными:
«Баю-баюшки-баю, живет мужик на краю.
Он ни беден, ни богат; полна горница ребят.
Все по лавочкам сидят, кашу масляну едят.
Кашка масляная, ложка крашенная» и т.д.
Есть много замечательных колыбельных, и дети их очень любят. В моей программе мы сами делаем куколок, они называются теплялеки; потом я прошу детей спеть им колыбельные. Сначала один-два человека говорят, что им мама поет колыбельные, они это любят. Потом я даю им домашнее задание: вспомнить, спросить у мамы, поискать в книжках колыбельные. На следующее занятие – лес рук. Удивительно, но мальчики в этом принимают самое активное участие. Они очень любят петь колыбельные. На самом деле, это не стоит много денег, не стоит много времени, но очень много дает.
— Мы часто задумываемся, как воспитать чувство материнства и чувство отцовства в наших детях. Вот Вы назвали один из способов: петь куколкам колыбельные.
— Конечно. Это действительно один из способов, причем способ, не требующий капиталовложений, а дети его очень любят. Мы делаем куклу своими руками, что уже важно для детских ручек, развивая мелкую моторику и, соответственно, деятельность мозга. Но еще мы стараемся заинтересовать детей: какими же игрушками играли их бабушки, пра-прабабушки. Я все время стараюсь вызвать у них такой интерес, чтобы они спрашивали у своих родных. Мы ходим в музей этнографии, где тоже представлены игрушки.
А теперь для сравнения возьмем куклу Барби и нашу куклу. Я бы не сказала, что кукла Барби пробуждает в наших девочках архетип материнства. Не хочу говорить ничего плохого, а только скажу: это не наше. Это не наша модель, не наш тип. У нас слово «мать» — всегда самое высокое. Материнство – высшее предназначение. Много детей в семье – много радости. Бабри в наших девочках такие чувства не пробудит. А мы шьем куколок из лоскутков. Девочки их очень любят. У куколок всегда много деток, которых девочка шьет сама. В традиционной культуре у девочки было до 30-40 таких куколок. Зачем так много? Во-первых, это не так сложно шить. С другой стороны, у мамы-куколки есть мама — бабушка детей, у нее есть сестры, которые вместе живут, у нее много деток – мальчиков и девочек; к ним могут приехать гости. Можно сделать дом из коробки, где будет жить эта дружная семья. Обычно в игру играет много девочек. Конечно, здесь идет пробуждение архетипа материнства многодетности, когда девочка заинтересована в этом, когда ей это нравится. Она развивается в традиционно русской культуре. Она развивается гармонично.
— Да, интересно. Часто мы, взрослые, относимся к игрушке, как к предмету для развлечения: чем бы развлечь ребенка. Когда идем в гости, где есть дети, часто для девочки можем купить куклу Барби, такую красивую и нарядную; или что-то из мебели опять же для Барби. Мальчику – модель машины какой-то американской. Лишь бы ребенок был чем-то занят, чем-то развлекся. Но из Ваших слов я понимаю, что игрушка для ребенка не столько предмет развлечения, сколько инструмент формирования его личности. Дайте нам, родителям советы: что такое игрушка в жизни ребенка, и как надо подходить к выбору игрушки.
— Очень многие психологи, такие, как известные московские психологи Ирина Медведева, Татьяна Шишова, петербургские психологи Марина Куртышева, Мария Осорина тоже говорят о том, что игрушка – это инструмент, с помощью которого можно влиять на детей. Поэтому нельзя походя прийти в магазин, схватить яркую игрушку и подарить ребеночку. Потом ребенок, получающий подобные подарки, так и будет обращаться с вещами, а может быть, не только с вещами.
Традиционная русская игрушка учит общению, а современная игрушка – крайне индивидуализирована. В нее можно играть одному. Это хорошо, но не всегда. Детство – это время, когда ребенок на очень глубинном уровне учится общению, тонкости понимания другого человека, пониманию того, что значит сделать другому доброе или как-то обидеть его, может и невольно. Он учится этому в игре. Сначала он учится от матери. Здесь многое зависит, насколько они с матерью гармоничны, близки, насколько мать отдает себя ребенку. А потом это происходит через игрушку и игру. По мнению некоторых психологов, чудовище, имеется в виду игрушка монстр, служит своего рода консервами для имитации взрывов и столкновений. Игра при этом бессодержательна – просто локализованная вспышка возбуждения. В некоторых случаях ее можно рассматривать как выход лишней нервной энергии, но чаще всего, и я это наблюдаю, она не успокаивает, а еще больше раздражает, при этом еще и формирует определенную психическую зависимость. Дети становятся агрессивными. Даже в нашей православной школе я вижу, что дети очень сложно играют друг с другом, я бы сказала. Они играют по двое или по трое. А как же традиционные игры, где дети от 3-5 лет до 10 лет играли все вместе, большим хороводом, большим количеством детей. Повторяю, игра – это, в первую очередь, научение общению.
Вернемся к игрушке. Современная игрушка своими резкими и слишком яркими красками возбуждает ребенка. Это портит вкус, а не развивает. Ребенок уже не может видеть бесчисленное множество цветовых оттенков, существующих в природе.
— Может быть, уместно сейчас такое замечание: если обратим внимание, то весной, летом, когда девушки ходят без верхней одежды, мы видим сплошные яркие розовые тона, так характерные для куклы Барби. Это как-то раздражающе действует, такой универсальный ядовитый розовый цвет. Наверное, корни этого явления и лежит в упомянутой игрушке.
— Да, я с Вами согласна. Но в этой игрушке лежат вообще корни очень многого. Сейчас и люди, имеющие деньги, одеваются настолько безвкусно, настолько безвкусная совместимость одежды и причесок, что просто удивительно. Но вот ребенок, который все время имеет дело с фломастерами, с такими ярко раскрашенными игрушками, окруженный рекламой, ставит между собой и природой совершенно непреодолимую стену. Он совершенно не замечает закат, цветы, оттенки перехода природных красок. А ведь все наши классики были воспитаны в усадьбах, на природе, потому что природа – законодатель вкуса. Покупая вот такие игрушки, мы не помогаем, а мешаем. Обратите внимание, насколько народная игрушка своими плавными, успокаивающими линиями, формами, своим жизнерадостным цветом – не ярким, аляповатым гиперцветом, а цветом жизнеутверждающим — насколько она способствует душевному здоровью ребенка.
— Елена Владимировна, а что Вы имеете в виду, говоря о народной игрушке. Приведите, пожалуйста, пример, чтобы мы смогли прочувствовать в них жизнеутверждение, понять разницу цветовых воздействий.
— Народные игрушки имеют многообразные виды. К сожалению, городской житель их почти не знает. В нашей школе, когда приходят ребята впервые, я прошу их принести любой природный материал: шишечки, листики, ракушки, камешки, желуди и др. С этим материалом мы начинаем работать. Ребятам это очень нравится, но не сразу. У многих детей стеночка отторжения природных форм уже не только появилась, но и продолжает расти. Но постепенно, особенно это проявляется в коллективе, дети, видя результаты своих друзей, работающих своей фантазией с природным материалом, начинают делать фантастически красивые вещи. После этого мы начинаем делать куколок из стебельков. В традиционной русской культуре такие куколки использовались и как обрядовые, и как игровые. Я им рассказываю об этом. Работаем мы со стебельками диких растений или стеблями овса, пшеницы, ржи которые я заготовила летом. При этом я также могу что-то рассказать про эти растения. Ведь городские дети здесь иногда в первый раз встречаются с растениями, из которых готовится всем известный хлеб. На самом деле здесь все тесно связано: вот земля дала нам растение; применяя труд, мы вырастили хлеб. Осталась солома. Раньше она использовалась широко: и для украшений, и для покрытия крыш. А мы – делаем игрушки. Это я рассказываю не в форме сухой лекции, а сопровождаю этим нашу работу. И материал, который дети ощущают своими пальчиками, эта солома, вызывает уже совершенно другое отношение к себе. Это ребенку близко, потому что здесь мы используем эмоционально-чувственный подход. Поделки детей очень интересные; мне кажется, здесь и художникам есть, чему поучиться, глядя на их куколки из соломы.
— Значит, говоря о народных игрушках, Вы имеете в виду самодельные игрушки, сделанные из природных средств?
— Я не ответила на Ваш вопрос, увлеклась разговором о нашей программе. Народная игрушка может быть сделана из природных средств, но также здесь традиционно используется и ткань, и дерево, и камешки. Я не владею мастерством работы по дереву, но считаю, что это очень полезное занятие, особенно для мальчиков. В нашей же школе мальчики делают деревянные ложки и занимаются этим с большим удовольствием. А я с ребятами делаю какие-то женские работы, не требующие затрат, но которые корнями уходят к традиционной народной культуре. После 11-12 лет у ребят идет отторжение от этих занятий; но это – возраст отрицания. И если они впервые с традиционной культурой встречаются в этом возрасте, у них будет виден только скепсис по отношению к этому. В народные игры они уже не будут играть, это у них вызывает только насмешку. Поэтому, если успеть дать это ребенку младшего возраста, это впоследствии подействует на него очень благотворно: даст и интерес к своей культуре, и душевные силы. Я все время обращаюсь к родителям: сделайте сами что-нибудь для ребенка, самое простое. Потратьте для него немножечко времени. Я понимаю, что легче от него откупиться, купить ему какую-то дорогостоящую игрушку в магазине. Но если вы сами вместе со своим ребенком сделаете не такую красивую, как покажется со стороны, немного неуклюжую игрушку, эмоциональное общение вас так сблизит, что вы будете долго вспоминать полученную радость. И поверьте, у вашего ребенка это будет самая любимая игрушка, это проверено.
— Итак, совет родителям, совпадающий со всеми нашими передачам: надо уделять время своему ребенку. И вот один из способов совместных занятий – сделать игрушки своими руками. Елена ВЛадимировна, но это ведь возможно, начиная с определенного возраста ребенка. А если ребенок совсем маленький, с ним еще рано делать самодельные игрушки, какие игрушки для него Вы порекомендовали бы?
— Прежде всего, это должны быть самые простые игрушки, ни в коем случае слишком яркие, это не должен быть гиперцвет. Сейчас на православных выставках продают замечательные погремушки, сплетенные из бересты. Если вы обратите внимание, у них очень глубокий, не резкий звук. Обычно, погремушки наполнялись фасолью, горохом – природными материалами; поэтому не было столь резкого звучания. Я бы порекомендовала для ребенка раннего возраста пирамидки, кубики, волчки, мячики. Это – игрушки, проверенные временем. Есть замечательная, но не очень известная книга о. Андрея Кононова «Духовный смысл народной игрушки», где автор говорит о влиянии каждого вида простых игрушек на духовный мир человека. Нужна простота и вкус.
— А вот для меня традиционная русская игрушка сразу вызывает воспоминания о матрешке.
— Матрешка – это замечательно. На самом деле есть много теорий о ее происхождении. Говорят, что она пришла из Японии в начале 20-го века. Но, мне кажется, русские мастера настолько приняли ее в свое сердце, настолько придали ей наши традиционные формы, что мы по праву считаем матрешку своей. Матрешка включает в себя много матрешек меньшего размера. Это тоже учит. С одной стороны, ее можно представить как маму, у которой появляются дети. Мама дает жизнь детям. А с другой стороны, это может быть вообще иерархичность. Это такая философская глубина, которая на подсознательном уровне тоже ребенка много чему учит, хотя он, может быть, об этом и не подозревает. Взрослый человек может критически относиться к тому, что ему дают, а ребенок – запечатлевает это и проносит сквозь всю жизнь. Поэтому родители постоянно должны думать: что же запечатлевает их ребенок. Это ужасы с экранов телевизоров или осенне-летний сад? Это иконы или непотребные журналы? В игре он запечатлевает игрушку, сделанную вашими руками или купленную в хорошем магазине или это монстры, которые входят в его душу. Как все это потом откликнется? Не нужно этого забывать, это очень важно.
— А почему все-таки детей иногда тянет к этим монстрам? Это какая-то природная тяга? Часто видишь мальчишку, выпрашивающего у родителей совершенно безобразную игрушку.
— Мне кажется, это может быть выплеск нервной энергии, которая накопилась, и мальчики в своей достаточно агрессивной игре порой освобождаются от нее. С другой стороны, на мой взгляд, здесь сказывается сильное влияние телевидения. Весь мир сейчас говорит о том, насколько вреден для ребенка просмотр этих американских мультиков. И как за рубежом ценятся наши мультики! Я наблюдала много раз, когда дети, посмотрев американские мультики, просто охватываются агрессией. Они не просто баловались, а проявляли агрессивные действия, толкали друг друга. Как же им почувствовать боль или настроение другого человека? Они, наоборот, уходят от этого. Этот крайний индивидуализм характерен не только западным игрушкам, но и западному искусству в целом. В традиционной русской игрушке этого нет.
Мне сейчас подумалось: у нас все другое, начиная с ландшафта. У нас другой менталитет. Зачем же нам все это ломать, подстраиваясь под Запад? Наоборот, нам надо все это развивать: знать и обращаться к своим корням. У мальчиков, конечно, другая игра, чем у девочек. Мальчики все время играли в войну. Но это же были другие игры, мальчики никогда не дрались жестоко. А, посмотрев американские мультики, с их жестокими драками, ребенок, естественно, запечатлевает совершенно другую форму поведения. Потом мы удивляется, откуда в них эта жестокость, неимение друзей, непонимание родителей. Можно даже проследить такую цепочку, в результате которой родители оказываются в доме престарелых. Да потому, что не было у детей в детстве с родителями эмоционального общения, не было радости, не было света. Запечатление было другое.
— Вы верную линию провели. Кстати, для Западной культуры вполне нормально, что в конце жизни родители остаются в домах престарелых. Это очень характерно для той же Америки. Для России это не было нормой. Но, может быть, сейчас, благодаря влиянию нетипичных для нас игрушек и мультфильмов, мы то же идем к этому. Мы забываем свою богатейшую культуру и с легкостью меняем ее на культуру сомнительного качества такой молодой, в сравнении с нами, Америки.
— Нельзя отрицать другую культуру. Каждая культура в чем-то значима для своего народа, своего менталитета. Но зачем же их смешивать? Эклектика – это тоже опасно. Потом у нас происходит обращение к другим формам. Ведь для России всегда был канон, идеал – достаточно большая семья, много друзей. Не было такой индивидуализации, которая нам сейчас так навязывается. Это не наша природа. Она в чем-то хороша, но это – не наше. Вот вспомним, как сейчас у нас в обычных семьях проходят праздники? Хороший стол, а потом – телевизор. И все. А раньше – это были и песни, и задушевные разговоры. Это давало много сил душе, снималось напряжение. Почему не вернуться к этому? Почему не вспомнить своих предков? У нас есть такой цикл уроков, «Древо жизни», где одно из занятий посвящается родовому древу. Я спрашиваю у детей, насколько они знают своих предков. Думаю, вы предугадываете ответ: иногда они не знают не то что прабабушек, а своих бабушек. О каком уважении к семье может быть речь? Ведь все важно в построении семьи. Если бы не твоя прабабушка, был ли бы ты на свете? Кто она была? А кто твой дедушка, чем он занимался? Как ты считаешь, они просто прожили и ушли или что-то оставили после себя? Ты что-то от них получил? Странно, что об этом не говорится в семьях. Понятие рода у нас тоже утеряно. Родители должны понимать такие вещи. Советую родителям прочитать такие книги, как книга М.Осориной «Секретный мир детства» или книга М.Куртышевой «Эмоциональное здоровье детей». Профессионалы рассказывают, что все не случайно, насколько значимы бывают, порой, простые вещи. Обращение к своим корням необходимо.
— Вы верно отметили, что любая культура заслуживает уважение, но переносить чуждую культуру в совсем другие условия, не всегда полезно. Можно провести параллель: в тропиках замечательно растут пальмы; но в наших условиях они просто не выживут, это совсем иные условия, где комфортно растут березы и ели. Каждому – свои условия. Так же бережно надо относиться и к культуре. Елена Владимировна, возвращаясь назад, к игрушкам для мальчиков, хочу спросить: какие игрушки для них Вы порекомендуете? Мы говорили о куколках для девочек, хотя Вы отмечали, что и мальчики могут с ними играть. И все же, нужны ли им игрушки, с помощью которых они могут выпускать свою природой данную агрессию? Как Вы относитесь к таким игрушкам, как оружие?
— Мне лично кажется, что это неотъемлемый элемент детской культуры. Мужчина – защитник. Но можно сказать, что он и киллер; сейчас есть и такие игрушки. Мужчина – защитник чего? В первую очередь, Родины. Защитник своей семьи, жены, детей, матери. Это и составляет понятие Родины. Что ему нужно для защиты? Конечно, оружие. Но как его использовать? Конечно, у мальчиков должны быть такие игрушки и такие игры. Но надо внимательно смотреть, какие они. Вот из игр, традиционные наши кулачные бои, очень полезны для мальчиков. Эта игра учит быть защитником, но не разбойником. Есть замечательная книга Громыко «Мир русской деревни». Там описывается, как жили наши предки. И там, в частности, рассказывается, какой хорошей школой для мальчиков был кулачный бой. Там не было понятий жестокости; дрались всегда до первой крови. Мужчина должен уметь себя остановить. Он должен быть мужественным борцом, бойцом, но без проявления жестокости. Вот в нашем понятии, это грубые, неотесанные крестьяне; ничего они не понимали и не знали, и только революция пробудила их к жизни и показала им свет. Но если посмотреть на традиционную русскую культуру, то становится непонятно, как эти неотесанные люди могли создавать такие вещи, которым удивляется весь мир? Кружево, вышивка, сказка, песня – все это создано необразованными людьми. Если взять простую крестьянскую девушку, не заканчивающую десятилетку, и посмотреть, сколько она умеет, и сколько имеет девушка с двумя высшими образованиями, то сравнения не будут в пользу образованной. Крестьянская девушка все умела делать по дому, шила одежду, украшала ее вышивкой, пряла, ткала, помогала матери в поле и знала, что, когда и куда посадить и посеять, и как вырастить, могла воспитывать многочисленное семейство и многое другое.
Вернемся к игрушкам. Сейчас очень распространены виртуальные игрушки, к числу которых относятся компьютерные игры. Они воздействуют на душу ребенка самым негативным образом. Эти игры уводят от общения. Ребенок погружается в виртуальную реальность: не в природу, не в общение с друзьями, с мамой, с книжкой. Нет. Это какая-то чисто выдуманная реальность. Это происходит в период детства, когда общение просто необходимо, чтобы вырасти психически здоровым человеком. Необходимо уметь общаться. Но для этого надо чувствовать другого человека, для этого необходим опыт. Погружение в компьютерные игры – это род наркотика. Ребенок уже не властен над собой. Это зависимость затягивает. Такой ребенок, по наблюдениям о. Андрея Кононова, мало способен к глубоким движениям чувств, любви жертвенности, прощению, радости, терпению. Поэтому очень важно не дать ребенку втянуться в виртуальный мир, надо ограничивать время, которое он проводит с компьютером.
— Уходя в искусственный мир, ребенок перестает понимать, как общаться с миром реальным. А жить-то приходится здесь, да?
— Он не только перестает понимать. Виртуальный мир как бы захватывает чувствительную нежную душу ребенка. Он не в силах из него вырваться. Я знаю многих родителей, которые купили компьютер, отдав последние деньги. А теперь не знают, что с ним делать: в доме скандалы, ребенок не слушается, он не может совладать сам с собой, хотя понимает, что делает что-то не то. Здесь родителям надо быть очень осторожными. Я не призываю писать гусиными перьями и поставить крест на компьютерах. Но все должно делаться разумно. Сейчас в Японии детей допускают к компьютеру на первых порах буквально по минутам, и только с 16 лет – по часам.
— Как Вы считаете, до какого возраста вообще детям нужны игрушки? Дети сейчас взрослеют быстрее. Раньше девчонки и до 15 лет играли с куклами. Современные девчонки в 15 лет имеют совсем другие интересы, другие игры. Полезно или нет раннее расставание с игрушками?
— Мне кажется, что чем дольше ребенок играет в игрушки, тем крепче будет его душа. А разве сейчас у многих взрослых нет любимых мягких игрушек? Разве мы не дарим своим знакомым каких-то милых плюшевых медвежат, собачек? Это все идет из детства. В русской традиции девушки выходили замуж в 16-18 лет, и на свадьбу ей дарили игрушку, она могла играть. И даже в семье мужа у нее был свой угол, где она могла играть. На первый взгляд, это можно принять за инфантилизм. На самом деле это успокаивало девушку в такой новой для нее обстановке. Замужество – это перемена жизни, это стресс. И обращение к каким-то милым вещам, с которыми связано множество теплых воспоминаний, оказывало успокаивающее, гармоничное воздействие. С другой стороны, наши девочки, которые стремятся так быстро повзрослеть, мне кажется, быстро постареют. Всему свое время, не нужно его торопить. И этому, опять же, можно поучиться в традиционной русской культуре.
У нас в городе есть фольклорные студии, которые могут отогреть душу ребенка. Не пожалейте времени, обратитесь туда и помогите ребенку стать участником такой студии. Поверьте, это время будет потрачено не зря. Мы тратим много денег и времени на то, чтобы ребенок заговорил на английском языке, умел общаться с компьютером, занимался какими-то несвойственными ему вещами, которые нарушают его психику, законы его развитие. Столько изломанных судеб! Почему мы не обращаемся к своим корням? Ходим по жемчугу под ногами и не замечаем его. Советую родителям, которым небезразлична судьба ребенка, обращаться к нашим животворящим корням.