Программа «Неделя»
Гость: протоиерей Георгий Иоффе
Прямой эфир 8 августа 2021 г.
ВИДЕО
Темы программы:
— скончался протопресвитер Леонид Кишковский
— Православная Церковь в Америке
— коронавирус, нарушение карантинных мер за богослужением, суд над митрополитом на Кипре
— пандемия и биополитика
— что делать с людьми, которые против противопандемических мер?
— вакцинация в церкви
— зачем публично сообщать о совершенной благотворительной акции?
— создание списка Тихвинской иконы Божией Матери
Икона в окладе и список с иконы – нужно ли скопировать и оклад?
— древние и современные иконы
Почему недостаточно просто фотокопии почитаемой иконы? Зачем делать список?
— 20-летие канонизации праведного Феодора Ушакова
В чем святость Федора Ушакова?
— судебный иск к сети ресторанов McDonald’s из-за испорченного Великого поста
Пост как самоцель. Пост как идол.
Ведущий:
Отец Георгий, а пойдет на пользу православию, американскому православию, если все, представители всех поместных церквей, которые действуют на территории Православной Церкви в Америке, решат всё-таки действительно присоединиться и сформировать вот эту новую православную Церковь, то есть если мечта отца Леонида будет воплощена?
Протоиерей Георгий Иоффе:
Не только его мечта, но и мечта собственно святителя Тихона и мечта, наверное, тех, кто стоял у истоков Православной Церкви в Америке. Но, я думаю, что к этому достаточно долгий путь, и для этого, наверное, нужно говорить с теми людьми, которые хорошо знают реалии американского православия.
Ведущий:
Просто Америка – это страна эмигрантов, и почему бы не оставить всё как есть, зачем?
Протоиерей Георгий Иоффе:
Принцип апостольский и в дальнейшем принцип имперского православия: одна держава – одна церковь.
Вот в Америке этого не получается, по очень многим причинам. Есть проблемы и с самим этим принципом, это проблема канонических территорий и так далее. Вот поэтому это не только проблемы желания, но и проблемы межправославных отношений, которые сейчас, как вы знаете, не в лучшем виде.
Ведущий:
Еще одна новость, касающаяся коронавируса. «Отказ властей от диалога с противниками вакцинации, чья позиция аргументирована, выглядит признаком слабости и усиливает конфликт, заявил заместитель управляющего делами Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов), комментируя демонстрации против обязательной вакцинации во Франции. «Я считаю неприемлемым резкое отторжение «провакцинаторами» «антивакцинаторов»: к интенциям последних не стоит относиться невнимательно (за исключением тех, кто несут бред про жидкий чип и тому подобный, ну да и к больненьким надо снисходительно относиться). Что же касается причин создавшейся ситуации, то… отказ власть имущих от уважительного диалога на равных с благонамеренными людьми (вот отмахиваться от оголтелых крикунов вполне уместно) это признак слабости и источник усиления конфликта», — написал он в воскресенье в своем канале в Телеграм. Несколько акций протеста против введения во Франции санитарных пропусков прошли 31 июля в Париже. Одна из манифестаций стартовала у станции метро «Вилье» в 17-м округе столицы и закончилась на площади Бастилии. Епископ Савва отметил, что многие ощущают, что вместе с временными неудобствами в быту идет насаждение в жизни человечества неприемлемых для свободного сознания форм контроля, учёта и распоряжения действиями людей. «Именно это ощущение, разогреваемое резкими и толком не разъясненными «цифровыми» решениями, становится причиной возгласов: «сопротивление» и «свобода», – пояснил епископ».
Протоиерей Георгий Иоффе:
Это здравое рассуждение касается, конечно, не только Франции, но и всего остального мира, и нас с вами. Все вопросы должны решаться именно путем диалога и дискуссий, это собственно церковный принцип. И я надеюсь, что в этом смысле здравый смысл возобладает.
Вот сегодня как раз мы читали в храме Апостольское чтение о том, как сильные должны сносить немощи бессильных. Кто такие сильные и кто такие бессильные, по апостолу Павлу, это Послание к римлянам, 15 глава, если я не ошибаюсь. Мы, сильные, должны носить немощи бессильных, так начинается это чтение, вот к сильным Павел относит и самого себя, это те, кто, перейдя из ветхозаветной иудейской религии к христианству, ни во что не вменял уже вот те предписания Моисеева закона (о запретах на пищу, в основном, это касалось именно пищевых запретов, о соблюдении тех или иных дней), то есть уже для христиан эти ветхие предписания теряют смысл, потому что во Христе уже становится неважно, в какой день ты что-то сделал, Сам Господь нарушал субботу. Если ты сделал в субботу что-то доброе, кто тебя может осудить?
Но для немощных предписания о соблюдении тех или иных ритуалов, обрядов, пищевых норм, постов и так далее – до сих пор актуальны. Это было не только в апостольское время, но и нынче. И вот к этим немощным – те, кто должен уже понимать, разуметь и здравомысленно подходить к этим вопросам, должны снисходить. Чтобы диалог этот, эта дискуссия благонамеренных людей была услышана властьпридержащими. Но мой взгляд, это очень здравая и сбалансированная позиция.
Ведущий:
«12 августа в Тихвинском Богородичном Успенском монастыре будет освящен уникальный список Тихвинской иконы Божией Матери, создание которого завершается в эти дни в Петербурге. Особенность списка заключается в том, что по благословению епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава новый образ будет выполнен полностью тождественным современному состоянию Тихвинской иконы Божией Матери, вплоть до следов времени, чтобы впредь можно было делать списки уже с него, а не с древнего образа, сообщили журналистам в монастыре во вторник. Благодаря появлению такого точного списка впредь саму святыню Тихвинской обители уже не будут разоблачать, чтобы делать с нее последующие копии, поскольку всякий раз работы по монтажу и демонтажу оклада наносят древней иконе вред. 12 августа современное воплощение иконы оденут в оклад, который также копирует старинную ризу, и доставят в Тихвинский монастырь города Тихвина к древнему образу Тихвинской Божией Матери, где будет совершен чин ее освящения. После этого святыню перевезут в Казахстан для постоянного размещения в одном из храмов Алма-Аты для молитвенного поклонения». Отец Георгий, как вы смотрите на такого рода деяния – нужно это, не нужно?
Протоиерей Георгий Иоффе:
Я думаю, что ради сохранения иконы, которая в Тихвинском монастыре находится, подлинника иконы, наверное, такое действие оправдано и заслуживает всяческого нашего поощрения.
Я вообще против окладов на иконах. Они чаще всего относятся к поздним временам, и установление окладов – поздняя традиция. Золотые, серебряные, с позолотой, с чеканкой – это позднее явление. Образ сам по себе красив. И это как бы подношение образу. Вот в странах Средиземноморья, в церквах греческой традиции принято икону обвешивать исцеленными органами – руки-ноги, так далее, и целые человеческие тела – в виде серебряных и золотых подвесок. В России стало принято делать оклады, то есть ризой украшать. Эти ризы изымали во время послереволюционного ограбления церкви под предлогом помощи голодающим Поволжья в 1922 году. Вот как раз то Дело, по которому пострадал святитель Вениамин Петроградский и иже с ним, это дело по церковным ценностям.
Моё личное мнение: мне как-то не очень нравятся иконы в окладах. Вот тот образ, который иконописцем написан, который был задуман, он – это богословие в красках, которое он представил для церковного почитания, и он гораздо более убедителен, чем оклады и богатые ризы.
…
Надо различать почитание и поклонение.
…
Я очень рекомендую прочитать небольшую статью преподобномученицы Марии (Скобцовой), которая называется «Типы религиозной жизни», она абсолютно доступна в интернете. Написана она в 1937 году, издана у нас она была в конце девяностых годов и вызвала бурю эмоций среди верующих людей. Вот там она описывает эти типы религиозной жизни, которые к христианству имеют очень опосредованное отношение. Погладь нас против шерсти – мы сразу христианами быть перестаем. Или христианством считаем собственный образ, который мы себе придумали.
Полностью слушайте в АУДИО.
Смотрите ВИДЕО.