6+

«До конца жизни человека сопровождает эта опасность – оценить себя мелко»

Программа Марины Лобановой

«Встреча»

Гость: Елена Александровна Евдокимова

Тема: литературное осмысление понятия «пошлость» в культурологии

Часть 2

Эфир: 10 декабря 2022 г.

АУДИО

 

Марина Лобанова:

Возвращаясь к названию книги «Избывая бессмертную пошлость», и смотря на строки Тютчева: «Ах, если бы живые крылья / Души, парящей над толпой, / Ее спасали от насилья / Бессмертной пошлости людской!» – можно ли предположить, что там противопоставление личности и толпы. Мысль, что вот одна душа – она может быть сохранена от пошлости, а вот там, где толпа, там вот эта пошлость и есть. То есть, получается, нужна одинокость души, сохраненность души от толпы, и тогда вроде бы спасешься от пошлости. Как вы думаете?

 

Елена Евдокимова:

Вопрос толпы тоже требует прояснения. То есть что же: есть одиночка, а есть все остальные? Это такое романтическое клише. А можно же толпу противопоставить собранию, собору, сообществу, вот в чем дело.

О проблеме образования толпы… то есть вот ты среди людей, да, и у тебя, как вообще всегда и везде, есть какая-то обязанность, и перед собой, и перед другими, и это обязанность, насколько ты можешь, не спровоцировать людей превратиться в толпу, а главная, конечно, обязанность перед собой – не раствориться в людях, тяготеющих к тому, чтобы быть толпой. Когда собрание людей становится толпой? Конечно, тогда, когда составляющие собрание люди не ставят перед собой каких-то сверхзадач, а опять же хотят комфорта и принимают этот комфорт как должное, и отдают свою волю тому, что больше их и что снимает с них ответственность. Вот, собственно, наверное, это главное… ведь почему вообще появляется толпа? Видимо, потому что человеку очень хочется в ней раствориться. А почему ему очень хочется раствориться? А потому что от себя тяжело. Потому что вообще ты, если ты человек, ты все время должен быть собой, о тебе замысел такой – чтобы ты состоялся, чтобы ты все время шел путем становления. А тебе тяжело, и поэтому ты хочешь с чем-то слиться, чему-то себя отдать, чтобы тебя укачивало на волнах и куда-то несло.

Тютчев указывает на то, что пошлость совсем не безобидна. И с пошлостью так просто не разберешься, она все время рядом, пока ты живешь. Вот она бессмертна в том смысле, что она всегда будет опасностью твоей жизни… как мелкость, как расслабление, и ты всё время её должен избывать.

«Бессмертна» она у Тютчева – не потому, что она грандиозна, а именно потому, что она мелка. Вот именно по своей мелкости, по способности проникать в мельчайшие наши поры, она и трудно изживаема.

 

Марина Лобанова:

Мне сейчас показалось, что пошлость – это практически синоним первородного греха. Недаром в раю, как только случилось это падение, Адам и Ева сразу начинают какую-то пошлость Богу говорить.

 

Елена Евдокимова:

Очень верное наблюдение. Да, можно, именно по этому счету оценить их перелом, который происходит после того, как они пообщались со змеем. И вот это пребывание в раю, пронизанное таким спокойным величием, движением и покоем, светом, вдруг сменяется на то, что они мельтешат, они сваливают друг на друга, они каждый за собой не замечают ничего, они хотят сделать вид, что они по-прежнему живут, в то время как в них уже вошла смерть. И в этом смысле, да, это, наверное, не синоним, но то, что пошлость соприродна грехопадению, она так же глубоко в природе человека сидит, как склонность, как удобопреклонность природы ко злу.

 

 

Марина Лобанова:

Вот еще такая тема, она очень важная: пошлость и насилие. Может сложиться такое впечатление, что пошлость – это то, что только («всего лишь») умозрительно плохо, но и у Достоевского уже есть – пошлость как источник и причина насилия.

 

Елена Евдокимова:

Вы имеете в виду злодеяние?

 

Марина Лобанова:

Да.

 

Елена Евдокимова:

У Достоевского есть злодеи, так сказать, «официальные», как, например, Раскольников, и злодеи неформальные, как, например, Смердяков или Лужин. … Достоевскому важно было показать, что видимый миру план – один, а план подлинной, настоящей жизни, внутренней –  другой совсем. … Достоевский показывает, что настоящее зло – ничтожествование.

Вот если ты принимаешь свою мелкость как то, с чем можно уживаться, вот тогда ты, по крайней мере, потенциальный злодей. В этом мысль Достоевского.

 

Марина Лобанова:

Эта вот успокоенность на своем уровне – это зло. Почему появляется агрессия из такого, казалось бы, невинного качества: сижу здесь и не расту. Ну что тут злого, агрессивного, что здесь от насилия по отношению еще к кому-то? А ведь это требование всем остальным тоже понижаться и понижаться, «игра на понижение» и есть пошлость. Вот когда появляется пошлость как агрессия, как насилие, как зло даже до причинения смерти? Не могу не перекинуть мостик в XX век. Вот этот весь злой период тоталитаризма и репрессий – он же весь про пошлость. Он весь пронизан пошлостью.

 

Елена Евдокимова:

Вы говорили, что вот у этих возмущенных писем один стиль, и откуда может быть у разных людей, людей разных поколений такой одинаковый стиль, откуда он берется. Так этот стиль называется самодовольство. Самодовольство – одно из непременных свойств пошляка. Когда человек, например, готов судить, не читая…

 

Марина Лобанова:

Так он еще готов и убить ради вот этого своего…

 

Елена Евдокимова:

…да, потому что он считает, что он борется за справедливость. Это же тоже право – борьбы за справедливость. Самодовольство в сочетании с глупостью – и дает вот это.

 

Марина Лобанова:

Мы говорим о зле в человеке. И глупость – зло. И сейчас, в конце второй нашей беседы, хочется поподробнее поговорить (у вас в книге есть такая глава) на тему «пошлость как грех». И читая вашу книгу, я подумала: а ведь есть заповедь против пошлости. Причем евангельская заповедь. Она очень знаменитая, по поводу нее много спорят, что же она означает.

 

«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».

 

Это же заповедь против пошлости.

 

Елена Евдокимова:

Хула на Духа Святого невозможна без потери ориентиров высокого и без ощущения того, что ты – имеешь право говорить всё и обо всём…

 

Марина Лобанова:

Это же именно оно и есть.

 

Елена Евдокимова:

Не простится в том смысле, что нечего прощать, вот в чём дело, ты сам себя изживаешь, от тебя уже ничего не остаётся. Бог бы тебя простил – но… некому прощать.

 

Марина Лобанова:

И вот потрясающая мысль, которая здесь у вас есть в вашей книге: почему теплохладность – это грех. Тоже люди не понимают: а что такого? Ну, ни холоден, ни горяч… вот кто-то холоден – вот он плохой, а кто-то горяч – вот он святой. А я посерединке. А что? Все так живут. И вдруг: это грех. Это очень странно. Почему это грех – быть средненьким?

 

«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».

 

Елена Евдокимова:

Теплохладность сродни пошлости в том смысле, в каком русская литература XIX века …  чувствительна к этой серединности как началу ничтожества. Потому что, конечно, эта середина, в осмыслении русской литературы, обусловлена душевный холодностью, а душевная холодность не может не сопряжена быть с душевной мёртвостью. Когда говорится «ни холоден, ни горяч, а только тепл», конечно, холод здесь это как бы другой вариант горячести.

Когда кроме себя ничего не интересует – вот, собственно, это то, что связано с моментом грехопадения, о котором мы говорили, на этом развернулось грехопадение, на том, что тебе интересен только ты, Адам и Ева захотели себя как богов. … И вот когда ты не понимаешь, что ты обязан миру…  это и есть то, что ведет тебя к небытию. Поэтому замкнутость на себя – это и есть самое страшное зло.

 

Полностью слушайте в АУДИО.

 

Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного образования.

ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.

Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.

Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.

Запись на курсы:

по телефону +7 (906) 240 60 36

WhatsApp (906) 240 60 36

 

 

См. также:

Главное зло – пошлость. Как его преодолеть?

«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО

Печатная машинка как образ человеческой совести

«И как же мы будем нашу молодежь воспитывать после этого?» В программе Марины Лобановой «Встреча» Жанна Телевицкая продолжает рассказывать о выставке в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Эрика берет четыре копии». Эфир 3 декабря 2022 г. Часть вторая. АУДИО + ФОТО

Что такое хорошо и что такое плохо в Московской Руси?

Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

Памяти Ренаты Гальцевой

«России же может помочь только правда, которая и ведет историка к подвигу самоопределения, к очищению страстей и бескорыстному созерцанию, делая мыслителя и ответственным, и прозорливым». Программа «Книжное обозрение». Эфир 6 февраля 2022 г. АУДИО

Отец Александр Шмеман. 100 лет со дня рождения

Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО

Золотое правило: желай – для себя, делай – для других

Вторая часть беседы с библеистом Глебом Ястребовым на тему евангельской максимы: не судите, да не судимы будете. АУДИО

«Не приумножим – потеряем»

Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО

Власть, интеллигенция, политика. Культурология трудных вопросов русской жизни

Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС

История семьи – история личности. Как пробиваются ростки современного российского родословия сквозь государственную монополию на память

На Сервисе скачиваний появилась полная аудиозапись восьми публичных лекций автора цикла программ «Родословные детективы» юриста и генеалога Даниила Петрова, прочитанных в Центре Лихачева

Как вообще устроена философия. Памяти Пиамы Павловны Гайденко

«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО

«Не судите, да не судимы будете»

Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО

Философы о Пушкине

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия Константин Махлак рассказывают о сборнике «Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — XX век». Эфир 15 ноября 2020 г. АУДИО

«Христианство и страх»

«Книжное обозрение» о книге на стыке пастырского богословия и психоанализа. Передачу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Эфир 27 сентября 2020 г. АУДИО

Апостолы для апостолов

«Место женщин в общине Иисуса было столь значительно, что даже столетия нивелирования этого факта не смогли убрать его совершенно из Евангельской вести». О книге «Иисус и женщины» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 12 и 19 сентября 2020 г. АУДИО

Что такое культурология

Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ

«Дом библеиста можно узнать по запущенному саду»

«Сегодня в России человек пять специалистов по Новому Завету». В программе «Встреча» библеист Глеб Ястребов рассказывает о современной библеистике, доступной для интересующихся Священным Писанием в России. Эфир 15 и 22 июня 2019 г. АУДИО

Взгляд на русскую культуру человека Золотого века

В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о подготовленной ими к изданию книге протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры». 16 декабря 2017 г. АУДИО

Философы о богословии

В программе «Книжное обозрение» об альманахе «Философия религии», издаваемом Институтом философии Российской Академии Наук, рассказывает преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак. Эфир 11 октября 2020 г. АУДИО

Доказать Бога

«Вы удивитесь, но РАН интересует этот вопрос — как доказать существование Бога». В программе «Книжное обозрение» о книге Стивена Дэвиса «Бог, разум и теистические доказательства» рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 26 июля 2020 г. АУДИО

Внучка академика Лихачева: «Он научил меня молиться»

Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был реабилитирован только в 1991 году. О своем деде вспоминает внучка, Вера Сергеевна Зилитинкевич. Эфир: 3 декабря 2016 г. АУДИО

Академик Панченко как глава Топонимической комиссии Петербурга

Ученик двух академиков — Лихачева и Панченко, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Евгений Германович Водолазкин вспоминает, как был вместе с А.М.Панченко на заседании Топонимической комиссии в начале 1990-х годов. АУДИО

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Наверх

Рейтинг@Mail.ru