Программа Марины Лобановой
«Встреча»
Гость: Елена Александровна Евдокимова
Тема: литературное осмысление понятия «пошлость» в культурологии
Часть 2
Эфир: 10 декабря 2022 г.
АУДИО
Марина Лобанова:
Возвращаясь к названию книги «Избывая бессмертную пошлость», и смотря на строки Тютчева: «Ах, если бы живые крылья / Души, парящей над толпой, / Ее спасали от насилья / Бессмертной пошлости людской!» – можно ли предположить, что там противопоставление личности и толпы. Мысль, что вот одна душа – она может быть сохранена от пошлости, а вот там, где толпа, там вот эта пошлость и есть. То есть, получается, нужна одинокость души, сохраненность души от толпы, и тогда вроде бы спасешься от пошлости. Как вы думаете?
Елена Евдокимова:
Вопрос толпы тоже требует прояснения. То есть что же: есть одиночка, а есть все остальные? Это такое романтическое клише. А можно же толпу противопоставить собранию, собору, сообществу, вот в чем дело.
…
О проблеме образования толпы… то есть вот ты среди людей, да, и у тебя, как вообще всегда и везде, есть какая-то обязанность, и перед собой, и перед другими, и это обязанность, насколько ты можешь, не спровоцировать людей превратиться в толпу, а главная, конечно, обязанность перед собой – не раствориться в людях, тяготеющих к тому, чтобы быть толпой. Когда собрание людей становится толпой? Конечно, тогда, когда составляющие собрание люди не ставят перед собой каких-то сверхзадач, а опять же хотят комфорта и принимают этот комфорт как должное, и отдают свою волю тому, что больше их и что снимает с них ответственность. Вот, собственно, наверное, это главное… ведь почему вообще появляется толпа? Видимо, потому что человеку очень хочется в ней раствориться. А почему ему очень хочется раствориться? А потому что от себя тяжело. Потому что вообще ты, если ты человек, ты все время должен быть собой, о тебе замысел такой – чтобы ты состоялся, чтобы ты все время шел путем становления. А тебе тяжело, и поэтому ты хочешь с чем-то слиться, чему-то себя отдать, чтобы тебя укачивало на волнах и куда-то несло.
…
Тютчев указывает на то, что пошлость совсем не безобидна. И с пошлостью так просто не разберешься, она все время рядом, пока ты живешь. Вот она бессмертна в том смысле, что она всегда будет опасностью твоей жизни… как мелкость, как расслабление, и ты всё время её должен избывать.
…
«Бессмертна» она у Тютчева – не потому, что она грандиозна, а именно потому, что она мелка. Вот именно по своей мелкости, по способности проникать в мельчайшие наши поры, она и трудно изживаема.
Марина Лобанова:
Мне сейчас показалось, что пошлость – это практически синоним первородного греха. Недаром в раю, как только случилось это падение, Адам и Ева сразу начинают какую-то пошлость Богу говорить.
Елена Евдокимова:
Очень верное наблюдение. Да, можно, именно по этому счету оценить их перелом, который происходит после того, как они пообщались со змеем. И вот это пребывание в раю, пронизанное таким спокойным величием, движением и покоем, светом, вдруг сменяется на то, что они мельтешат, они сваливают друг на друга, они каждый за собой не замечают ничего, они хотят сделать вид, что они по-прежнему живут, в то время как в них уже вошла смерть. И в этом смысле, да, это, наверное, не синоним, но то, что пошлость соприродна грехопадению, она так же глубоко в природе человека сидит, как склонность, как удобопреклонность природы ко злу.
…
Марина Лобанова:
Вот еще такая тема, она очень важная: пошлость и насилие. Может сложиться такое впечатление, что пошлость – это то, что только («всего лишь») умозрительно плохо, но и у Достоевского уже есть – пошлость как источник и причина насилия.
Елена Евдокимова:
Вы имеете в виду злодеяние?
Марина Лобанова:
Да.
Елена Евдокимова:
…
У Достоевского есть злодеи, так сказать, «официальные», как, например, Раскольников, и злодеи неформальные, как, например, Смердяков или Лужин. … Достоевскому важно было показать, что видимый миру план – один, а план подлинной, настоящей жизни, внутренней – другой совсем. … Достоевский показывает, что настоящее зло – ничтожествование.
…
Вот если ты принимаешь свою мелкость как то, с чем можно уживаться, вот тогда ты, по крайней мере, потенциальный злодей. В этом мысль Достоевского.
Марина Лобанова:
Эта вот успокоенность на своем уровне – это зло. Почему появляется агрессия из такого, казалось бы, невинного качества: сижу здесь и не расту. Ну что тут злого, агрессивного, что здесь от насилия по отношению еще к кому-то? А ведь это требование всем остальным тоже понижаться и понижаться, «игра на понижение» и есть пошлость. Вот когда появляется пошлость как агрессия, как насилие, как зло даже до причинения смерти? Не могу не перекинуть мостик в XX век. Вот этот весь злой период тоталитаризма и репрессий – он же весь про пошлость. Он весь пронизан пошлостью.
Елена Евдокимова:
…
Вы говорили, что вот у этих возмущенных писем один стиль, и откуда может быть у разных людей, людей разных поколений такой одинаковый стиль, откуда он берется. Так этот стиль называется самодовольство. Самодовольство – одно из непременных свойств пошляка. Когда человек, например, готов судить, не читая…
Марина Лобанова:
Так он еще готов и убить ради вот этого своего…
Елена Евдокимова:
…да, потому что он считает, что он борется за справедливость. Это же тоже право – борьбы за справедливость. Самодовольство в сочетании с глупостью – и дает вот это.
Марина Лобанова:
Мы говорим о зле в человеке. И глупость – зло. И сейчас, в конце второй нашей беседы, хочется поподробнее поговорить (у вас в книге есть такая глава) на тему «пошлость как грех». И читая вашу книгу, я подумала: а ведь есть заповедь против пошлости. Причем евангельская заповедь. Она очень знаменитая, по поводу нее много спорят, что же она означает.
«Всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем».
Это же заповедь против пошлости.
Елена Евдокимова:
Хула на Духа Святого невозможна без потери ориентиров высокого и без ощущения того, что ты – имеешь право говорить всё и обо всём…
Марина Лобанова:
Это же именно оно и есть.
Елена Евдокимова:
Не простится в том смысле, что нечего прощать, вот в чём дело, ты сам себя изживаешь, от тебя уже ничего не остаётся. Бог бы тебя простил – но… некому прощать.
Марина Лобанова:
И вот потрясающая мысль, которая здесь у вас есть в вашей книге: почему теплохладность – это грех. Тоже люди не понимают: а что такого? Ну, ни холоден, ни горяч… вот кто-то холоден – вот он плохой, а кто-то горяч – вот он святой. А я посерединке. А что? Все так живут. И вдруг: это грех. Это очень странно. Почему это грех – быть средненьким?
«Ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Елена Евдокимова:
Теплохладность сродни пошлости в том смысле, в каком русская литература XIX века … чувствительна к этой серединности как началу ничтожества. Потому что, конечно, эта середина, в осмыслении русской литературы, обусловлена душевный холодностью, а душевная холодность не может не сопряжена быть с душевной мёртвостью. Когда говорится «ни холоден, ни горяч, а только тепл», конечно, холод здесь это как бы другой вариант горячести.
…
Когда кроме себя ничего не интересует – вот, собственно, это то, что связано с моментом грехопадения, о котором мы говорили, на этом развернулось грехопадение, на том, что тебе интересен только ты, Адам и Ева захотели себя как богов. … И вот когда ты не понимаешь, что ты обязан миру… это и есть то, что ведет тебя к небытию. Поэтому замкнутость на себя – это и есть самое страшное зло.
…
Полностью слушайте в АУДИО.
Институт Богословия и Философии производит прием на курсы по программам дополнительного образования.
ТЕОЛОГИЯ (БОГОСЛОВИЕ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа курсов предполагает освоение богословских, философских и общегуманитарных дисциплин для тех, кто стремится приобрести образование в области православного богословия.
РУССКАЯ КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ (КУЛЬТУРОЛОГИЯ), двухгодичные курсы дополнительного образования. Программа рассчитана на тех, кто имеет представление о русской культуре в её разнообразных проявлениях, и вместе с тем нуждается в их систематизации, в формировании целостного взгляда на русскую культуру. При этом акцент программы делается на том, что русская культура состоялась как православная в своих основах.
Занятия проходят два раза в неделю в вечернее время.
Возможно обучение по заочной форме по индивидуальному плану, в частности, в онлайн-режиме.
Запись на курсы:
по телефону +7 (906) 240 60 36
WhatsApp (906) 240 60 36
См. также:
«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО
«И как же мы будем нашу молодежь воспитывать после этого?» В программе Марины Лобановой «Встреча» Жанна Телевицкая продолжает рассказывать о выставке в музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме «Эрика берет четыре копии». Эфир 3 декабря 2022 г. Часть вторая. АУДИО + ФОТО
Остаться с носом – плохо. Ударить сковородочкой – хорошо. Программа «Архивная история» с участием историка Павла Седова продолжает детализировать историю России XVII века. Часть 2. Эфир 26 сентября 2022 г. АУДИО
В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО
«России же может помочь только правда, которая и ведет историка к подвигу самоопределения, к очищению страстей и бескорыстному созерцанию, делая мыслителя и ответственным, и прозорливым». Программа «Книжное обозрение». Эфир 6 февраля 2022 г. АУДИО
Жизнь – это литургия, а не литургия – жизнь. В программе «Книжное обозрение» Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак говорят о 100-летии протопресвитера Александра Шмемана. АУДИО
Вторая часть беседы с библеистом Глебом Ястребовым на тему евангельской максимы: не судите, да не судимы будете. АУДИО
Беседа с современным богословом Олегом Давыдовым, доктором философских наук, автором книги «Откровение Любви. Тринитарная истина бытия». Программа «Книжное обозрение». Эфир 20 июня 2021 г. АУДИО
Беседы с выдающимся современным культурологом Петром Сапроновым, посвященные «болевым точкам» русской общественной мысли, слушайте в программе Марины Лобановой «Встреча». АНОНС
На Сервисе скачиваний появилась полная аудиозапись восьми публичных лекций автора цикла программ «Родословные детективы» юриста и генеалога Даниила Петрова, прочитанных в Центре Лихачева
«Гайденко умела, и её тексты об этом свидетельствуют, увидеть в наших философах нечто большее, чем слабые копии западных философских теорий». Два выпуска программы «Книжное обозрение» посвящаем памяти Пиамы Павловны Гайденко. Программу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Передача вторая. Эфир 18 июля 2021 г. АУДИО
Одну из самых известных новозаветных максим разбираем в библеистом Глебом Ястребовым. Программа «Встреча». 13 февраля 2021 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия Константин Махлак рассказывают о сборнике «Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — XX век». Эфир 15 ноября 2020 г. АУДИО
«Книжное обозрение» о книге на стыке пастырского богословия и психоанализа. Передачу ведут Марина Лобанова и Константин Махлак. Эфир 27 сентября 2020 г. АУДИО
«Место женщин в общине Иисуса было столь значительно, что даже столетия нивелирования этого факта не смогли убрать его совершенно из Евангельской вести». О книге «Иисус и женщины» в программе «Книжное обозрение» беседуют Марина Лобанова и преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 12 и 19 сентября 2020 г. АУДИО
Можно изучать историю, можно изучать искусство, можно осмелиться начать изучать богословие. Но все это довольно бессмысленно без изучения человека в культуре. В программе «Встреча» принимает участие известный культуролог, автор 20 книг, ректор Института богословия и философии, доктор наук Петр Александрович Сапронов. Эфир 15 августа 2020 г. АУДИО + ТЕКСТ
«Сегодня в России человек пять специалистов по Новому Завету». В программе «Встреча» библеист Глеб Ястребов рассказывает о современной библеистике, доступной для интересующихся Священным Писанием в России. Эфир 15 и 22 июня 2019 г. АУДИО
В программе «Встреча» Егор Агафонов и Елена Дорман рассказывают о подготовленной ими к изданию книге протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры». 16 декабря 2017 г. АУДИО
В программе «Книжное обозрение» об альманахе «Философия религии», издаваемом Институтом философии Российской Академии Наук, рассказывает преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак. Эфир 11 октября 2020 г. АУДИО
«Вы удивитесь, но РАН интересует этот вопрос — как доказать существование Бога». В программе «Книжное обозрение» о книге Стивена Дэвиса «Бог, разум и теистические доказательства» рассказывает преподаватель Института богословия и философии Константин Махлак. Эфир 26 июля 2020 г. АУДИО
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев был реабилитирован только в 1991 году. О своем деде вспоминает внучка, Вера Сергеевна Зилитинкевич. Эфир: 3 декабря 2016 г. АУДИО
Ученик двух академиков — Лихачева и Панченко, доктор филологических наук, сотрудник Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Евгений Германович Водолазкин вспоминает, как был вместе с А.М.Панченко на заседании Топонимической комиссии в начале 1990-х годов. АУДИО