Программа «Родная речь. Второе чтение»
Приглашаем перечитать великие строки русских поэтов разных эпох и поразмышлять над ними вместе с автором и ведущей программы филологом и философом Мариной Михайловой.
Афанасий Афанасьевич Фет
Не тем, Господь, могуч, непостижим
Ты пред моим мятущимся сознаньем,
Что в звёздный день Твой светлый серафим
Громадный шар зажег над мирозданьем
И мертвецу с пылающим лицом
Он повелел блюсти Твои законы,
Всё пробуждать живительным лучом,
Храня свой пыл столетий миллионы.
Нет, Ты могуч и мне непостижим
Тем, что я сам, бессильный и мгновенный,
Ношу в груди, как оный серафим,
Огонь сильней и ярче всей вселенной.
Меж тем как я — добыча суеты,
Игралище ее непостоянства, —
Во мне он вечен, вездесущ, как Ты,
Ни времени не знает, ни пространства.
Афанасий Фет написал это стихотворение в 1879 году. Ему было тогда 69 лет. Это удивительные стихи, которые пишет уже очень немолодой человек, но этот человек полон настоящей жизни, невероятной чуткости к красоте.
В этом стихотворении речь идет о преодолении времени и пространства. В 1910 году Николай Владимирович Недоброво в статье «Времеборец Фет» говорит о том, что основной пафос поэзии Фета заключается в том, что он совершает победу – преодолевает время. Он выводит человека в горизонт вечности.
Фет показывает нам великолепное зрелище солнечного диска: «В звёздный день твой светлый серафим/ Громадный шар зажег над мирозданьем». Вот он – солнечный диск, видимый центр всей вселенной, главное божество языческого пантеона. Но как его называет поэт? «И мертвецу с пылающим лицом/ Он повелел блюсти твои законы,/ Всё пробуждать живительным лучом,/ Храня свой пыл столетий миллионы».
«Мертвец с пылающим лицом» соблюдает законы Божьи, а потому все пробуждает живительными лучами. Для Фета очевидно, что только Господь является источником всяческой жизни, и никакой отдельной от Бога жизни ни в ком из нас нет. Поэтому даже солнце – это «мертвец с пылающим лицом», если Господь не посылает его исполнять Свою волю.
Только человек сотворен по образу и подобию Божию. Солнце сияет миллионы и миллиарды лет, а человек как трава полевая – сегодня он есть, а завтра его нет. Это только тростник, как говорит Паскаль, но это – «мыслящий тростник». В нас вложен огонь божественного духа, Господь вдохнул в нас дыхание жизни – а потому каждый из нас несет в своей груди «огонь сильней и ярче всей вселенной».
Речь здесь идет и о призвании поэта, и о призвании человека. Потому что главная цель поэзии, главное назначение ее на земле заключается в том, чтобы открывать нам глаза на красоту. Но разве не является назначением человека узрение красоты в мире и бесконечная благодарность Творцу за эту красоту? Разве не для этого сотворил нас Господь? Если нам кажется, что мы какими-то своими добрыми делами и великими трудами умножаем радость на земле, то не факт, что это так. Человек иногда лишь кажется, что он делает добрые дела. Всем великим реформаторам – и Наполеону, и деятелям Французской революции, и русским коммунистам – им всем казалось, что они делают какое-то великое и прекрасное дело. Но потом выяснилось, что величие их дел было таковым только для них самих.
Речь не идет о каком-то специфическом креативном даре. Речь идет о другом – об осознании того, что в нас, бессильных и мгновенных, обреченных смерти, являющихся игралищем непостоянства и суеты – все-таки в нас горит этот огонь присутствия веры. И в тот момент, когда мы позволяем этому огню свободно в нас гореть, мы действительно приобщаемся к той божественной жизни, которая уже сейчас, в этом мире, позволяет нам преодолевать и время, и пространство.
Слушайте программу «Родная речь. Второе чтение» в четверг и в пятницу в 11.45, а также в субботу в 12.40.