6+

Доказать Бога

Программа Марины Лобановой

«Книжное обозрение»

Гость: Константин Андреевич Махлак,
преподаватель Института богословия и философии

Ведет программу Марина Лобанова

Тема: книга Стивена Дэвиса «Бог, разум и теистические доказательства». Издательство «Наука». Серия «Философская теология: современность и ретроспектива». 2016

Эфир: 26 июля 2020 г.

АУДИО

В книге на классическом и новом материале представлены традиционные доказательства существования Бога (онтологическое, космологическое, «от замысла», «от религиозного опыта», моральное). А также предлагаются новые интерпретации проблемы доказательства бытия Бога.
Стивен Дэвис принадлежит к числу аналитических философов религии и теологов. Это актуальное направление современной философской и богословской науки.

Среди аналитических философов религии можно назвать имена: Ричард Суинберн, Алвин Плантинга, Элеонор Стамп, Джон Хик, Чарльз Талиаферро, Уильям Крейг…

Стивен Дэвис занимается философской теологией в Клермонт Маккена Колледже в Калифорнии, где является профессором.

Марина Лобанова:

— Константин Андреевич, так можно ли каждому и всем доказать на основаниях разума, что Бог есть?

Константин Махлак:

— Да, но не все люди согласятся, что они разумны.

 

Во введении к книге (изданной в 1998 году) автор пишет: «Эта книга посвящена доказательствам существования Бога. Разработка такого рода доказательств — древняя и уважаемая традиция в рамках дисциплины, известной как философия религии. Насколько нам известно, эта традиция берет свое начало в древнегреческой философии (т.е. около 2500 лет назад) и продолжается по сей день.

Разработка теистических доказательств является частью того начинания, которое называют естественной теологией. Естественная теология — это попытка прийти среди прочего к убедительным выводам о существовании и природе Бога, основываясь только на силе человеческого разума. Естественная теология задействует такие познавательные способности, как данные опыта, память, интроспекция, дедуктивное рассуждение, индуктивное рассуждение (включающее, на мой взгляд, вероятностное и аналогическое), а также достижение лучшего объяснения. Естественная теология противопоставляется богооткровенной теологии, которая представляет собой попытку прийти среди прочего к убедительным выводам о существовании и природе Бога, основываясь на утверждениях, которые, как предполагается, открыты нам Богом, или на событиях, которые, как кажется, открывают нам нечто о Боге.

Очевидно, что естественная теология имеет большое значение для тех, кого волнуют вопросы о существовании и природе Бога и кто отрицает саму идею богооткровенной теологии. Однако для тех, кто считает, что Бог открыл нечто людям (например, для большинства иудеев, христиан и мусульман), естественная теология имеет вторичное и вспомогательное значение. Для них вопрошание о теистических доказательствах становится факультативным. С другой стороны, вполне можно утверждать, что большинство философов, предлагавших теистические доказательства, также считали, что богооткровенная теология имеет по крайней мере некоторое значение. То есть большинство из них считало, что Бога можно познать не при помощи теистических доказательств, а как-то иначе.

Одна из самых интересных особенностей этого начинания состоит в самой продолжительности попыток доказать существование Бога. Одну из версий доказательства существования Бога, называемого сегодня космологическим, мы обнаруживаем в книге X «Законов» Платона (IV в. до н.э.). Начиная с этого времени философы постоянно уделяли много времени и затрачивали много усилий рассмотрению различных попыток доказать существование Бога. Доказательства, называемые нами онтологическим, космологическим, телеологическим и моральным, а также доказательство от религиозного опыта восхищали философов почти любых убеждений и даже многих из тех, кто не проявлял никакой особой заинтересованности в религии или философии религии. Эта увлеченность продолжается и в XX в.: за прошедшее столетие было написано множество книг и сотни статей, посвященных теистическим доказательствам. Можно утверждать, что обсуждение вопроса о существовании Бога является предметом страсти философов религии XX столетия».

Среди тем книги мы находим такие главы: «Что понимается пол теистическим доказательством?», «Онтологическое доказательство», «Теистические доказательства и религиозный реализм», «Космологическое доказательство», «Теистические доказательства и фундаментализм», «Доказательство от замысла», «Религиозный опыт», «Альтернативы теистическим доказательствам».

Стивен Т. Дэвис ; пер. с англ. К.В. Карпова; науч. ред. В.К. Шохин ; Ин-т философии РАН ; Общество христианских философов. М.: Наука, 2016.

Эта книга будет интересна всем, кто интересуется современным богословием и философией. Также она необходима при изучении предмета «Основное богословие» в духовных учебных заведениях.

Константин Махлак:

«Ситуация современности и XX века чем характерна — в интеллектуальном плане, в плане религии и богословия — тем, что в XX веке очень многие авторы, это был такой мейнстрим и в философии и в теологии, почти отказались от рационального представления о Боге — как о мировом разуме, как о причине всего существующего (тоже рациональной, то есть если мир устроен рационально, значит, и причина его рациональна). А именно это утверждалось 2 тысячи лет христианской философией. Христианская теология очень рано связала свою судьбу с философией, с греческой философией, с античной философией и ее рационализмом. Язык христианского богословия (кто богословие изучал, тот знает) — это тот же язык, на котором говорили философы. Не в смысле греческого языка, а в смысле понятий, терминов. Соответственно, с помощью этих понятий была создана вся система христианского богословия. И то, что касается Бога, и то, что касается учения о мире, о человеке. О чем это говорит? О том, что христианский опыт, выраженный в теологии, это опыт рационализированный, опыт рациональный. Это была мощная прививка рационализма, и вплоть до XX века никто в этом не сомневался. И вот в рациональности стали сомневаться вообще как в таковой…»

Полностью слушайте в АУДИО.

 

«Книжное обозрение» рассказывает о книгах

Энтони Флю. БОГ ЕСТЬ

Дэвид Бентли Харт. БОГ. НОВЫЕ ОТВЕТЫ У ГРАНИЦ РАЗУМА

 

 

К.А. Махлак, автор передач по богословию и философии на радио «Град Петров», преподаватель богословия, автор курса лекций «Экклезиология», автор «Книжного обозрения» (в этой рубрике — больше 100 книг по богословию, библеистике, философии, культурологии, истории).  Приглашаем слушателей подкрепить и развить свой интерес к осмыслению христианства на курсах дополнительного образования в Институте богословия и философии.

Вы можете выбрать богословие и заниматься два года по вечерам понедельника и пятницы — слушать лекции, задавать вопросы и отвечать на них, обсуждать богословские темы с преподавателями, писать работы, читать лучшие книги, выработать вкус к чтению богословских текстов, сделать свое христианство более осмысленным и глубоким.

А можете выбрать культуру и пойти в своем внутреннем взрослении особым путем — так не похожим на выпавший поколениям русских людей в нескольких веках путь сначала крещения, а потом — через столетия, обретения своего места в мировом культурном наследии… Тогда как прошедшим Античность и Средние века культурам повезло гораздо больше — они принимали христианскую веру в формы сложившихся культурных традиций. Курс дополнительного образования неслучайно называется «Русская культура в контексте мировой культуры» — это путь к новому переживанию нашей национальной культурной неповторимости и одновременно включенности в христианскую цивилизацию. Культурологический курс проходит под руководством ректора Института богословия и философии крупнейшего отечественного культуролога Петра Александровича Сапронова, доктора наук, автора ряда монографий, преподавателя Духовной академии.

Лекционные занятия проходят 2 раза в неделю, в понедельник и в пятницу, с 18 до 21 часа. В Петербурге — очно. Возможно участие в процессе занятий онлайн.

Запись на курсы:

по телефону +7 (906) 240 60 36

WhatsApp (906) 240 60 36

 

См. также:

«Когда человек обратился»

«Я знаю, что я ничего не знаю» — знаменитая фраза Сократа именно об этом. Программа «Книжное обозрение» о книге А.Д. Нока «Обращение». Эфир 22 ноября 2020 г. АУДИО

Философы о Пушкине

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института богословия Константин Махлак рассказывают о сборнике «Пушкин в русской философской критике. Конец XIX — XX век». Эфир 15 ноября 2020 г. АУДИО

Секрет успеха христианской веры

В программе «Книжное обозрение» преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак рассказывает о книге Барта Эрмана «Триумф христианства». Эфир 1 и 8 ноября 2020 г. АУДИО

Философы о богословии

В программе «Книжное обозрение» об альманахе «Философия религии», издаваемом Институтом философии Российской Академии Наук, рассказывает преподаватель Института Богословия и Философии Константин Махлак. Эфир 11 октября 2020 г. АУДИО

«О чем спорят современные богословы»

В программе «Книжное обозрение» Константин Андреевич Махлак рассказывает о книге Светланы Коначевой «Бог после Бога». Эфир 12 июля 2020 г. АУДИО

Богословие монархии

«Государь выше отдельного подданного, но меньше их совокупности». В программе «Книжное обозрение» речь идет о политической теологии и монархии. АУДИО

«Мы подготовили больше двух сотен богословов». К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии — интервью с ректором

К 25-летию Санкт-Петербургского Института богословия и философии в нашем эфире вышло интервью с ректором – Петром Александровичем Сапроновым. Институт среди немногих отечественных центров гуманитарной науки стоял у истоков возрождения богословского образования в постсоветской России. 13 октября 2017 г. АУДИО

30 лет богословского образования для всех

В 2022 году 30-летие отмечает негосударственный и светский (не «только для священников») богословский образовательный центр в Петербурге. В программе «Встреча» – ректор Института Богословия и Философии культуролог Петр Сапронов. Эфир 6 августа 2022 г. АУДИО

Где получить богословское образование

«Концепция была исходно очень важная, очень точная: встреча церкви и культуры, живого образования в классическом смысле слова, которое уходит корнями еще в античную традицию, проходя через все эпохи». О 30-летии Института Богословия и Философии. Гость программы «Встреча» – литературовед, культуролог Елена Евдокимова. Эфир 17 сентября 2022 г. АУДИО

Главное зло – пошлость. Как его преодолеть?

«Нужно пошлость в себе все время преодолевать, это одна из вечных задач человеческой жизни, если ты хочешь быть человеком». Гость программы «Встреча» – Елена Евдокимова. Эфир 19 ноября 2022 г. АУДИО

Русская икона Троицы – величайшая из христианских икон

Как изображена Троица у Данте и у Рублёва? Об иконе Троицы письма преподобного Андрея Рублева размышляет культуролог Петр Сапронов. Эфир 27 мая 2023 г. АУДИО

Наверх

Рейтинг@Mail.ru